Пояснительная записка проекта
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами, простудными заболеваниями. Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач для родителей и педагогов ДОУ. При этом важно не просто оградить ребенка от опасностей, а научить его, подготовить к возможной встрече с ними.
Реализация проекта позволила детям старшего дошкольного возраста овладеть элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года; дети стали сознательно относиться к соблюдению этих правил, проявляют интерес к собственной безопасности.
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность.
Ценность реального приобретенного опыта, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Цель проекта: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени. Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.
Вид проекта: Информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта составляет: Краткосрочный (1 неделя)
Состав участников проекта:дети, воспитатели, родители, (групповые)
По характеру контактов: с воспитанниками одной группы
Проблемная ситуация: В нынешнее время – дети не понимают и не знают, какие опасности им могут принести игры в зимние время года, конечно пренебрегать правилами безопасности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период;
- выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице;
- приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.
Развивающие:
- Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности;
- развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым;
- развивать интерес детей к собственной безопасности;
Воспитательные:
- Воспитывать активность, желание участвовать в процессе реализации проекта;
- Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Реализация проекта через образовательные области: Познавательно развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты:
- Дети будут знать основные правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время, соблюдать эти правила;
- Дети научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
- Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
- Родители будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время года.
Предметно пространственная развивающая среда (к содержанию проекта).
Средства и оборудование:
- технические (ноутбук, музыкальные записи, аудио колонка);
- методические (наглядные пособия, серии иллюстраций «Безопасность зимой», литература: Н.Павловской «На земле снежок лежит», В.Орлова «Все злее, злее, злее», П.Золотова «Ворона, В.Берестов «Гололедица», К.Ушинский «Умей обождать».)
- организационные (столы, бумага, картон, клей, ножницы, кисточки, стаканчики, листы чистые, раскраски, доска, пластилин, мяч, Д. Игр - настольные игры)
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Поиск, изучение и обработка информации |
- создание проблемы, постановка цели и задач; |
Работа над проектом |
- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности; |
Заключительный этап |
- проведение итогового занятия с детьми на освоение пройденного материала. |
Содержание работы в процессе реализация проекта
Первый день. «Правила безопасности в зимнее время года»
- Беседа «Зимой одевайся теплее». Учить детей без напоминания взрослых одеваться зимой потеплее; соблюдать правила нахождения зимой на улице, чтобы не простудиться; учить детей бережно относиться к своему здоровью.
- Чтение стихотворений Н. Павловской «На земле снежок лежит», В.Орлова «Все злее, злее, злее», П.Золотова «Ворона». Помочь понять содержание стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на него.
- Беседа «Снег и сосульки». Дать детям знания о том, как могут навредить здоровью снег и сосульки, учить бережно относиться к своему здоровью.
- Дидактическая игра «Азбука здоровья». Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
- Беседа «Чего нельзя делать на морозе». Дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
- Просмотр мультфильмов из серии «Азбука безопасности»: «На тонком льду», «Опасные сосульки»; «Безопасность на льду».
- Рисование «Не ходи на тонкий лед!». Учить рисовать карандашами.
Второй день. «Безопасная горка»
- Беседа «Правила поведения на горке». Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать желание избегать травма опасных ситуаций.
- Дидактическая игра «Можно - нельзя». Закрепить знание правил безопасного поведения в зимнее время года.
- Игра с мячом «Опасно – не опасно» Закрепить знание опасных ситуаций, которые могут встретиться зимой на прогулке.
- Рассматривание иллюстраций «Осторожно, санки, лыжи!» Развивать умение оценивать ситуацию, принимать правильное решение.
- Раскрашивание раскрасок на тему «Безопасность зимой». Развивать воображение детей, побуждать их к творчеству
- Чтение стихотворения О.Высотской «Покатились санки вниз». Учить внимательно слушать стихотворение, запомнить содержание.
- Целевая прогулка. Развивать способность наблюдать за другими детьми, оценивать их поведение «Игры с соблюдением правил».
Третий день. «Зимняя забава - каток»
- Беседа «Правила поведения на общественном катке». Учить детей подчиняться правилам поведения при катании на катке; выработать желание избегать травма опасных ситуаций.
- Чтение стихотворения В.Берестова «Гололедица». Учить внимательно слушать стихотворение, Учить содержание.
- Игра с мячом «Хорошо - плохо» Закрепить знание правил безопасного поведения в зимнее время года.
- Рассматривание иллюстраций «Осторожно коньки!» Развивать умение оценивать ситуацию, принимать правильное решение.
- Дидактическая игра «Кто поступает неправильно?» Закрепить знания детей об опасных ситуациях, встречающихся в зимнее время года.
- Аппликация «Опасные сосульки на нашем пути» В процессе коллективного творчества развиваются фантазия, мелкая моторика рук, внимание, усидчивость, умение работать сообща; воспитываются уважение и любовь к близким, аккуратность в работе.
Четвертый день. «Осторожно, гололед!»
- Беседа «Правила безопасности при гололеде». Дать детям знания о том, что гололед опасен; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
- Беседа «Обходи стороной скользкие места». Учить детей подчиняться правилам поведения в гололед; выработать желание избегать травма опасных ситуаций.
- Заучивание стихотворения И.Мельничук «Гололед». Побуждать запомнить стихотворный текст, повторять отдельные строчки.
- Дидактическая игра «Опасности зимы». Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице.
- Рассматривание иллюстраций: «Осторожно: сосульки, гололед!», «Безопасность на льду». Научить детей по картинкам определять опасную ситуацию, описывать правила, которые надо соблюдать.
- Лепка «Едем, едем на машине». В процессе коллективного творчества развивать воображение детей, побуждать их к творчеству, формировать умение составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними.
- Целевая прогулка «Опасные места на улице». Учить видеть опасные места, понимать опасность гололеда, сосулек, холодных предметов.
Пятый день. «Тонкий лед»
- Беседа «Правила поведения зимой на открытых водоёмах». Учить детей подчиняться правилам поведения на открытых водоемах; выработать желание избегать травма опасных ситуаций.
- Чтение сказки К.Ушинского «Умей обождать». Учить внимательно слушать сказку, понять смысл, закрепить правило.
- Беседа «Не ходи по льду водоемов». Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на замерзших водоемах.
- Просмотр презентации «Основы безопасности в зимнее время». формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени.
- Дидактическая игра «Чем опасно? Расскажи правило!» Закрепить знания детей об опасных ситуациях, встречающихся в зимнее время года.
- Итоговое занятие «Безопасность зимой». Изготовление цветных сосулек Создание условий для расширения представлений детей о сезонных изменениях в природе и безопасном поведении зимой.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цели: Повышать уровень знаний у родителей по вопросам безопасности детей в зимнее время года.
- Консультации: «Осторожно, лед!», «Осторожно, сосульки!», «Безопасность в зимнее время»
- Памятка для родителей «Безопасные игры зимой», «Безопасные игры зимой».
Итоги проекта
Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности зимой на улице. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.
Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.