Цель урока: определить причины кризиса доверия к власти и дать оценку Н.С.Хрущева и его реформам современниками и историками.
Оборудование: ноутбук, SmartTV.
Тип урока: комбинированный урок.
Этапы урока | Деятельность учителя |
Организация деятельности учащихся |
I. Организационный момент |
- Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна. И сегодня я проведу для вас урок истории. |
Мотивационная часть. |
II. Актуализация опорных знаний |
- Для начала обратим внимание на экран. Слайд 1 - Фотографии каких людей и событий вы увидели? - О каком историческом периоде идет речь? - Этот период вы изучали на нескольких последних уроках истории. А что же такое «оттепель»? |
Предполагаемый ответ: Хрущев, Гагарин, освоение целины, передача Крыма и т.д. |
III. Изучение нового материала | - Термин «оттепель» неразрывно связан с именем лидера нашей страны в этот период – Никитой Сергеевичем Хрущевым. Это один из самых неоднозначных политиков 20 века. Слайд 2-7 - Давайте поиграем в игру «Верю – не верю» и узнаем о нем несколько необычных фактов 1. В 1959 г. Н.С.Хрущев стал рекламным лицом Pepsi. 2. Поздравительная телеграмма, которую Н.С.Хрущев отправил 12 апреля 1961 года стала самой дорогой в истории. 3. Н.С.Хрущев выступал против строительства эскалаторов в советском метро. |
Выбирают верные ответы. |
Комментирую факты. |
|
|
IV. Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса |
- Ребята, можем ли мы сказать, что «оттепель» закончилась вместе с его отстранением от власти в 1964 году? Слайд 8 |
Предполагаемый ответ: да Предполагаемый ответ: оценку |
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Перевернуть цели на доске: |
Предполагаемые ответы: об «оттепели», о Хрущеве и т.д. | |
Итоги «оттепели» |
- Ребята, наше общество – это огромная система, которая состоит из частей. Каких? - Каждая группа будет работать с определенной сферой и получает материалы, экспертизу которых вам необходимо провести. Вам нужно выбрать итоги «оттепели», которые относятся непосредственно к вашей сфере. Также я предлагаю каждой группе познакомиться с мнением известных людей, современников, политиков о деятельности Никиты Сергеевича и дать оценку ему. Для этого вы можете использовать памятку. |
Предполагаемый ответ: сфер, политической, экономической, социальной, духовной. |
- На всю работу я даю вам ровно 5 минут. Лидеры, не забываем следить за временем! - Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось. «Оттепель» оказала как положительное, так и отрицательное влияние на все советское общество и продолжает влиять на него до сих пор. Это один из самых противоречивых периодов в нашей истории. А личность Никиты Сергеевича и его политические решения являются одним их самых актуальных и обсуждаемых вопросов и сегодня. |
Представление работ. | |
Динамическая пауза |
- Выполнение предыдущих заданий потребовали от нас активной работы мозга. Для того, чтобы восполнить наши ресурсы и синхронизировать работу полушарий головного мозга, я предлагаю вам эффективную разминку «Победитель». Одной ладонью покажите знак все здорово, большой палец, другой «V». И теперь по очереди меняем движения рук. (10 секунд) |
Обучающиеся делают движения ладонями. |
Причины конца «оттепели» |
- Для того, чтобы определить причины конца «оттепели», я предлагаю вам посмотреть небольшое видео из библиотеки цифровых образовательных ресурсов ФГИС «Моя школа». - Что у вас получилось? |
Обучающиеся записывают причины. Предполагаемый ответ: создание культа личности, оскорбление единомышленников и членов партии, совмещение должностей, ошибки в управлении страной. |
VI. Подведение итогов урока |
- Вернемся к целям нашего урока. |
Ребята отвечают на вопросы. |
- Установите соответствие между итогами «оттепели» и сферами общественной жизни. Подобное задание встречается на ЕГЭ по многим предметам. - У вас 4 минуты. - А сейчас я предлагаю вам проверить свою работу и оценить себя. Обратим внимание на слайд. Слайд 9 |
Ребята работают с заданиями. | |
- Если вы все выполнили верно или допустили одну ошибку - поставьте себе «пять», если вы допустили две или три ошибки – «четыре», если вы допустили четыре ошибки - поставьте «три», если вы допустили более четырех ошибок, я предлагаю вам нарисовать грустный смайл возле своей работы. | Проверка и самооценка. | |
VII. Домашнее задание |
Слайд 10 |
Ребята записывают домашнее задание. |
VIII. Рефлексия |
- Ребята, история не знает сослагательного наклонения. И ни один исторический деятель, будь то Хрущев или Иван Грозный, не может быть оценен только с положительной и отрицательной стороны. |
Обучающиеся дают ответы. |
- Через несколько минут и наш урок станет историей. И только нам с вами решать, какой след мы оставим в ней: черный или белый. У вас на партах лежат следы разных цветов. Выберите из них след, который соответствует тем эмоциям, который остались у вас после нашего урока: белый – если сегодняшний урок вам понравился и стал полезен для вас, черный, если вам, к сожалению, что-то не понравилось и выберете следы обоих цветов, если вы остались равнодушны к нему. Прикрепите следы к доске. | Обучающиеся крепят следы на доску. | |
- Ребята, мне очень понравилось работать с вами. Я бы тоже хотела оставить след в ваших сердцах, поэтому приготовила для вас на память небольшой подарок для вашего класса: календарь с вашими самыми яркими фотографиями. Впереди у вас очень сложный этап – государственная итоговая аттестация! Помните, все победы начинаются с победы над самим собой! Спасибо за урок! |
|