Урок истории в 11-м классе: "Конец "оттепели". Оценка Н.С.Хрущева историками и современниками"

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цель урока: определить причины кризиса доверия к власти и дать оценку Н.С.Хрущева и его реформам современниками и историками.

Оборудование: ноутбук, SmartTV.

Тип урока: комбинированный урок.

Презентация

Приложение к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Организация деятельности учащихся

I. Организационный момент

- Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна. И сегодня я проведу для вас урок истории.
- В дом, где смеются, приходит счастье, школа – это наш второй дом, поэтому улыбнитесь мне, себе и друг и другу.
- У каждого из вас на столе находится рабочий лист и материалы, с которыми вы будете сегодня работать.

Мотивационная часть.

II. Актуализация опорных знаний

- Для начала обратим внимание на экран. Слайд 1

- Фотографии каких людей и событий вы увидели?

- О каком историческом периоде идет речь?

- Этот период вы изучали на нескольких последних уроках истории. А что же такое «оттепель»?

Предполагаемый ответ: Хрущев, Гагарин, освоение целины, передача Крыма и т.д.
Предполагаемый ответ: «оттепель».
Предполагаемый ответ: «процесс относительной демократизации политической и общественной жизни после смерти И.В.Сталина до середины 1960-х гг.»

III. Изучение нового материала - Термин «оттепель» неразрывно связан с именем лидера нашей страны в этот период – Никитой Сергеевичем Хрущевым. Это один из самых неоднозначных политиков 20 века. Слайд 2-7
- Давайте поиграем в игру «Верю – не верю» и узнаем о нем несколько необычных фактов
1. В 1959 г. Н.С.Хрущев стал рекламным лицом Pepsi.
2. Поздравительная телеграмма, которую Н.С.Хрущев отправил 12 апреля 1961 года стала самой дорогой в истории.
3. Н.С.Хрущев выступал против строительства эскалаторов в советском метро.
Выбирают верные ответы.

Комментирую факты.
1. Да, попробовал на Национальной американской выставке, на следующий день на первых полосах всех газет был изображен довольный советский лидер, пробующий Pepsi.
2. Да, была продана в 1993 г. за 68500 долларов.
3. Нет, наоборот, активно выступал за строительство эскалаторов.

 

IV. Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса

 - Ребята, можем ли мы сказать, что «оттепель» закончилась вместе с его отстранением от власти в 1964 году?
- Вы дали правильный ответ. Молодцы! Что вы можете за это получить?
- А можем ли мы дать оценку историческому деятелю?
- Запишите в рабочий лист тему урока.

Слайд 8
Выключить телевизор.

Предполагаемый ответ: да

Предполагаемый ответ: оценку
Предполагаемый ответ: да
Знакомство учащихся с темой урока.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Перевернуть цели на доске:
- подвести итоги «оттепели»
- познакомиться с оценкой Н.С. Хрущева и его реформ современниками и историками
- определить причины конца «оттепели»

Предполагаемые ответы: об «оттепели», о Хрущеве и т.д.

Итоги «оттепели»
Оценка личности и реформ Н.С. Хрущева в глазах современников и историков

- Ребята, наше общество – это огромная система, которая состоит из частей. Каких?
- Несомненно, «оттепель» как процесс относительной демократизации оказала влияние на каждую из них. В отечественных СМИ Хрущева даже сравнивали с Петром I из-за масштаба проводимых реформ.
- Сегодня я предлагаю вам выступить в роли экспертов и определить, как этот период повлиял на политическую, экономическую, социальную и духовную сферы.
- Напоминаю о правилах работы в группах: уважайте своих товарищей, умейте слушать и слышать ваших одноклассников, выберите лидера вашей группы, который будет следить за временем, и в конце работы будет представлять то, что у вас получится. Как только данное вам время закончится, все заканчивают свою работу, занимают свои места и внимательно слушают выступление своих одноклассников!
- Остальным мини-группам я предлагаю оценить работу ваших одноклассников, подняв жетоны, которые лежат у вас на партах. Вы поднимаете их, как только один из ваших одноклассников закончил свое выступление. Зеленый цвет будет означать, что все отлично, и вы узнали что-то новое для себя, желтый – вы узнали новую информацию, но вам требуются некоторые разъяснения, красный – вы не совсем поняли и вам требуется помощь.

- Каждая группа будет работать с определенной сферой и получает материалы, экспертизу которых вам необходимо провести. Вам нужно выбрать итоги «оттепели», которые относятся непосредственно к вашей сфере. Также я предлагаю каждой группе познакомиться с мнением известных людей, современников, политиков о деятельности Никиты Сергеевича и дать оценку ему. Для этого вы можете использовать памятку.

Предполагаемый ответ: сфер, политической, экономической, социальной, духовной.

- На всю работу я даю вам ровно 5 минут. Лидеры, не забываем следить за временем!

- Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось. «Оттепель» оказала как положительное, так и отрицательное влияние на все советское общество и продолжает влиять на него до сих пор. Это один из самых противоречивых периодов в нашей истории. А личность Никиты Сергеевича и его политические решения являются одним их самых актуальных и обсуждаемых вопросов и сегодня.
«Оттепель», но не весна!
Перевернуть надпись

Представление работ.

Динамическая пауза

- Выполнение предыдущих заданий потребовали от нас активной работы мозга. Для того, чтобы восполнить наши ресурсы и синхронизировать работу полушарий головного мозга, я предлагаю вам эффективную разминку «Победитель». Одной ладонью покажите знак все здорово, большой палец, другой «V». И теперь по очереди меняем движения рук. (10 секунд)
- Молодцы, ребята! Такое упражнение можно использовать при умственной нагрузке, при подготовке к ЕГЭ, например.

Обучающиеся делают движения ладонями.

Причины конца «оттепели»

- Для того, чтобы определить причины конца «оттепели», я предлагаю вам посмотреть небольшое видео из библиотеки цифровых образовательных ресурсов ФГИС «Моя школа».
Включить видео
- Какие причины отставки Хрущева выделяет автор?
- Запишите выделенные вами причины в рабочий лист

- Что у вас получилось?

Обучающиеся записывают причины.

Предполагаемый ответ: создание культа личности, оскорбление единомышленников и членов партии, совмещение должностей, ошибки в управлении страной.

VI. Подведение итогов урока

- Вернемся к целям нашего урока.
- Мы ответили на все вопросы, которые поставили в начале урока. И сейчас я предлагаю вам проверить себя. Обратимся к рабочим листам.

Ребята отвечают на вопросы.

- Установите соответствие между итогами «оттепели» и сферами общественной жизни. Подобное задание встречается на ЕГЭ по многим предметам.
- У вас 4 минуты.
- А сейчас я предлагаю вам проверить свою работу и оценить себя. Обратим внимание на слайд.
Слайд 9
Ребята работают с заданиями.
- Если вы все выполнили верно или допустили одну ошибку - поставьте себе «пять», если вы допустили две или три ошибки – «четыре», если вы допустили четыре ошибки - поставьте «три», если вы допустили более четырех ошибок, я предлагаю вам нарисовать грустный смайл возле своей работы. Проверка и самооценка.

VII. Домашнее задание

Слайд 10
- Откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок: я предлагаю вам составить исторический портрет Никиты Сергеевича Хрущева в вашей рабочей тетради. Для этого у каждого из вас на столе есть памятка, содержащая краткий план.

Ребята записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия

- Ребята, история не знает сослагательного наклонения. И ни один исторический деятель, будь то Хрущев или Иван Грозный, не может быть оценен только с положительной и отрицательной стороны.
Слайд 11
- 5 декабря 1962 года в Манеже состоялась выставка авангардистов, которую посетил Никита Сергеевич. Под горячую руку попал советский скульптор Эрнст Неизвестный. "Хрущев со всей мощью обрушился на меня", — вспоминал позже скульптор. — Он кричал как резаный, что я проедаю народные деньги". "Арестовать их! Уничтожить! Расстрелять!" — цитировали слова Хрущева. "Происходило то, что невозможно описать словами". Интересно то, что после смерти генсека памятник для него заказали именно Неизвестному.
- Ребята, если бы вы были скульпторами, какой бы вы поставили ему памятник?
Слайд 12
- Памятник представлен в виде двух плит необычной формы. Одна выполнена из мрамора, белого цвета, а вторая из черного гранита. Установлены они напротив друг друга. В центре монумента расположен бюст лидера Советского Союза. На его лице проглядывается улыбка. Именно с ней он всегда появлялся на публике. В основе памятника лежит символика, означающая светлое будущее, называемое хрущевской оттепелью и черное время при правлении Сталина. Но близкие друзья воспринимают этот монумент иначе. Он для них символизирует противоречивую натуру Никиты Хрущёва. Этот лидер Советского Союза был настолько неоднозначным, что Эрнст Неизвестный сумел это передать через надгробный памятник. Новатор смелых идей он в тоже самое время был ярым противником современности.

Обучающиеся дают ответы.

- Через несколько минут и наш урок станет историей. И только нам с вами решать, какой след мы оставим в ней: черный или белый. У вас на партах лежат следы разных цветов. Выберите из них след, который соответствует тем эмоциям, который остались у вас после нашего урока: белый – если сегодняшний урок вам понравился и стал полезен для вас, черный, если вам, к сожалению, что-то не понравилось и выберете следы обоих цветов, если вы остались равнодушны к нему. Прикрепите следы к доске. Обучающиеся крепят следы на доску.

- Ребята, мне очень понравилось работать с вами. Я бы тоже хотела оставить след в ваших сердцах, поэтому приготовила для вас на память небольшой подарок для вашего класса: календарь с вашими самыми яркими фотографиями. Впереди у вас очень сложный этап – государственная итоговая аттестация! Помните, все победы начинаются с победы над самим собой! Спасибо за урок!