Сценарий проведения игры “Брейн-ринг” по Нартским сказаниям

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение

Классы: 8, 9

Ключевые слова: Брейн-ринг, нартский эпос


Вид мероприятия: интеллектуально-творческий.

Возраст участников: 8-9 классы.

Цель мероприятия:

  • содействовать развитию познавательных и творческих способностей;
  • развивать эмоциональную сферу через создание ситуации удивления, заинтересованности, эмоциональных переживаний;
  • содействовать развитию самостоятельной работы учащихся.

Оборудование:

  • 2 стола с флажками,
  • протоколы жеребьевки
  • карточки с вопросами
  • таблички для счета очков,
  • грамоты.

Ход меропрития

Звучит музыкальная композиция.

Ведущий: Здравствуйте, юные повелители мысли! Мы рады приветствовать вас в этом зале! Сегодня в этом зале состоится турнир интеллектуалов, Брейн-ринг. (Тема нашего брейн-ринга Нартские сказания, цикл «Сослан».)

Ведущий: В богатом и разнообразном устном творчестве осетинского народа центральное, самое почетное место занимают нартские сказания. В них яркое выражение получили лучшие думы и чувства, мечты и чаяния осетинского народа в прошлом.

Ведущий: Нартские сказания в прошлом для осетин играли огромную воспитательную и организующую роль. Они в глазах осетин являются носителем чего-то героического, сильного, красивого, благородного и необыкновенного. Поэтому выдающиеся и благородные действия и поступки отдельных людей осетины до сих пор нередко называют нартскими.

Ведущий: Нартский эпос дошел до нас в виде отдельных сказаний, которые группируются вокруг нескольких героев, связанных между собою родственными отношениями и представляющих родовые группы. Это дает возможность свести сказания к семи главным циклам: Уархаг и его сыновья; Шатана и Урызмаг; Сослан; Сырдон; Хамыц и Батрадз; Ацамаз; Гибель нартов. Кроме этих основных циклов имеется еще значительное количество малых циклов с самостоятельными героями. В нартском эпосе каждое отдельное сказание представляет собою самостоятельное художественное произведение.

Ведущий: Каждый из главных героев эпоса наделен особыми, только ему одному присущими, чертами. Образы Урызмага, Шатаны, Сослана, Сырдона, Хамыца, Батрадза и Ацамаза отличаются исключительной художественной правдивостью.

Ведущий: Наш брейн-ринг посвящен циклу о нарте Сослане. Сослан - отважный борец против внешних врагов народа, он закален небесным кузнецом Курдалагоном и обладает огромной силой, но там, где ему не хватает физической силы, он побеждает врага умом, военной смекалкой, хитростью.

Ведущий: А теперь мы перейдем непосредственно к нашей игре.

Как вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение.

Здесь правила таковы:

  1. Ведущий читает вопрос, и команда даёт на него ответ не позднее, чем через минуту после удара гонга.
  2. Право ответа принадлежит команде, которая первая подаст сигнал (поднимет флажок).
  3. В случае, если флажок поднят до начала раунда, команда лишается права дать ответ на поставленный вопрос.
  4. Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет, – вторая команда продолжает обсуждение и по прошествии минуты отвечает (во время ответа первой команды счет прерывается, а затем, если ответ неправильный, продолжается с той же секунды).
  5. Если правильного ответа не дала ни одна из команд, в следующем раунде разыгрывается уже два очка.
  6. Игра ведется до трех очков. После этого команда-победительница играет с командой со следующим номером. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится абсолютный победитель.

Информация-предупреждение для болельщиков и зрителей.

В случае подсказки в любой форме виновный удаляется из зала до конца игры, а текущий вопрос снимается.

– Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

(Музыкальная композиция.)

– Капитаны команд приглашаются для жеребьевки!

(Заполняется протокол жеребьевки.)

– Разрешите ознакомить вас с результатами жеребьёвки.

(Сообщаются результаты.)

– Объявляется начало первого тура! (Удар гонга.)

– За красный игровой стол приглашается команда под № 1, за желтый игровой стол – команда под № 2.

Музыкальная композиция.

Ведущий: Тишина в зале! Разыгрывается одно очко! Просьба наблюдателей занять свои места. Итак, внимание, вопрос!

Брейн-Ринг

1 раунд

  1. Кого позвала Шатана расколоть камень из сказания «Рождение Сослана»? (Курдалагона; молодых нартов)
  2. Какими волшебными качествами (свойствами) обладал шлем Бидаса? (при вести о битве шлем взлетал на голову воина и воин становился неуязвим)
  3. Что и сколько попросил Курдалагон у Шатаны для закалки Сослана? (дубового угля сто мешков и сто бурдюков молока волчицы)
  4. Кто встретился по дороге нарту Сослану, когда он спешил спасти свою мать Шатану? (бедняка; ребенка, которого нес орел в когтях и мать ребенка)
  5. Как звали отца прекрасной Бедухи? (Челахсартаг)

2 раунд

  1. Как называлась крепость, где жил Челахсартаг? (Хиз)
  2. Из какого сказания о Сослане взяты слова «Никогда не ищите силы сильнее себя» и кто их сказал? («Сослан ищет того, кто сильнее его»; одноглазый и однорукий великан)
  3. Что подарили друг другу Сослан и гумский человек? (Сослан - коня, гумский человек - лук и шкуру оленя)
  4. Кто отомстил Балсагу за смерть Сослана? (племянник Сослана)
  5. В чем была смерть коня Сослана? (смерть коня была в его копытах)

3 раунд

  1. Сколько лет сватался нарт Сослан к Бедохе? (7 лет)
  2. Как звали прародительницу всех собак? (Силам)
  3. Что попросил нарт Сослан для нартов у Уацилла? (хлебные зерна)
  4. Кого преследовал нарт Сослан в образе оленя в сказании «Сослан в стране мертвых»? (дочь Солнца Ацырухс)
  5. Что подарил Курдалагон Сослану и всем нартам? (соху)

4 раунд

  1. Какую вещь дала Шатана ласточке, чтобы Сослан поверил ей? (кольцо)
  2. К какой из трех фамилии Нартов относится Сослан? (Ахсартаггата)
  3. Что ответила Бедуха Сослану на вопрос о том, почему он не смог поднять переметную суму? (в ней скрыты все достоинства и блага, которыми наделены люди)
  4. Как Сослан смог оживить Бедуху? (приложил к ранам бусину желаний, которую достал из пасти змеи)
  5. Где находилась башня Косер? (В воздухе, между небом и землей)

5 раунд

  1. Как прокляла Шатана ворону, когда она отказалась быть вестницей беды к Сослану? (быть отверженной среди птиц)
  2. За чем отправился Сослан в Страну мертвых и почему они ему были нужны? (за листьями с дерева Аза, чтобы посадить их на 4 углах замка, который он должен построить)
  3. Как Сослан смог добраться до башни Косер, которая находилась между небом и землей? (Шатана превратила его в вихрь)
  4. Как Мукара узнал в пастухе нарта Сослана? (по кривым ногам)
  5. Что сказала красавица Косер, собравшимся поглядеть на нее и летающую башню людям? (Стану женой того, чья стрела долетит до меня)

6 раунд

  1. Какую шкуру оленя подарил гумский человек Сослану? Что было в ней особенного? (каждый волос звенел колокольчиком, каждая щетинка смеялась бубенчиком)
  2. Кто помог Сырдону избавиться от коня Сослана? (черти)
  3. Кто из зверей и птиц искренне горевал о приближающейся смерти Сослана? (умирающем Сослане) (ворон, медведь, волк)
  4. Почему Сослан и Сырдон стали врагами? (Сослан стрелой убил сына Сырдона)
  5. Что подарил Уастырджи нарту Сослану на куывде? (меч фаринк)

Подведение итогов.