Конспект урока химии на тему «Химический элемент. Химическая реакция» в 9-м классе

Разделы: Химия

Классы: 8, 9


Программа учебного предмета «Химия» (Базовый уровень) для учащихся 8-9 классов.

По УМК: Габриелян О.С.

Урок обобщение и систематизация знаний (Форма урока - работа в парах).

Образовательная цель:

  • Обобщить и систематизировать знания о Периодической системе химических элементов, периодическом законе, строении атомов химических элементов, представлении о химической реакции как о процессе превращения одного вещества в другое или нескольких веществ.
  • Осуществить проверку и коррекцию знаний учащихся о строении атома, типах химических реакций, признаках химических реакций и условиях увеличения скорости химических реакций.

Деятельностная цель:

  • Развитие у обучающихся умений обобщать, анализировать и систематизировать информацию о строении атома, типов химических реакций.

Задачи:

  • Организовать мотивацию обучающихся через создание выяснения основных понятий изученных тем, поиск ответов, формулирование темы урока, выявление затруднений.
  • Организовать учебную ситуацию по систематизации и обобщению основных понятий изученного материала, использование собственных знаний, разных источников информации (учебная тетрадь, параграфы учебника).
  • Организовать фиксацию полученных результатов обучающихся в рабочей тетради.
  • Организовать самостоятельную работу «Строение атома», проверку и взаимопроверку по эталону.
  • Организовать самостоятельную работу «Степень окисления» по уровням сложности, проверку и самопроверку обучающимися класса.
  • Организовать самостоятельную работу «Исправь ошибку» в ОВР, проверку по эталону.
  • Организовать рефлексию «Оцени себя сам».
  • Подвести совместно с обучающимися итоги урока.

Основные понятия темы:

  • Химический элемент
  • Периодическая система
  • Периодический закон
  • Строение атома химического элемента
  • Элементарные частицы атома
  • Закономерности изменения свойств химических элементов ПСХЭ Д.И.Менделеева
  • Степень окисления
  • Валентность
  • Химическая реакция
  • Типы химических реакций
  • Признаки химической реакции
  • Скорость химической реакции

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся будут:

  • расписывать строение атома химического элемента (Na, S);
  • сравнивать химический элемент с соседними химическими элементами по свойствам;
  • определять степени окисления предложенных веществ;
  • расставлять коэффициенты методом электронного баланса в ОВР;
  • определять тип химической реакции;

Составлять формулы высших оксидов и гидроксидов металлов и неметаллов.

Метапредметные

Коммуникативные

  • умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, в классном коллективе, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные

  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную тему, определять цель учебной деятельности, принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные

  • умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, давать определение понятиям.

Личностные

  • понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира.

Решаемая учебная проблема

  • Какую информацию можно получить о свойствах химического элемента и его соединений, исходя из его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева?
  • Какую информацию можно получить, анализируя уравнение химической реакции?

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Компьютер, интерактивная доска.

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание

I этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия информации

Мотивация
Актуализация
Основные понятия

Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть -
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем:
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И внешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Н.Глазков

Обобщение и систематизация знаний о строении атома, изменение свойств химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Классификация химических реакций.
Фронтальная работа с классом по основным понятиям темы:
- Химический элемент - это?
- Положение элемента ПСХЭ.
- Какие элементарные частицы входят в состав атома?
- Как изменяются свойства химических элементов в группе и периоде в ПСХЭ Д.И. Менделеева?
- Что такое валентность и степень окисления химического элемента?
- Какое явление называем «Химическая реакция»?
- Как классифицируются химические реакции?
(10 минут).
Устные ответы обучающихся на вопросы учителя.

II этап. Совместная систематизация, обобщение и углубление знаний учащимися

-Умение характеризовать химические элементы по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.
- Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради по составлению характеристики химических элементов Na, S по их положению в ПСХЭ
- Определение и написание учащимися формул высших оксидов и гидроксидов этих элементов, определение химических свойств соединений данных элементов.
- Взаимопроверка и коррекция допущенных ошибок, сравнение с эталоном на доске (учащиеся класса, которые успешно и быстро справились с заданием проверяют его выполнение у остальных учеников).
Характеристика химического элемента по следующему плану:

  • положение в ПСХЭ (период, группа, подгруппа),
  • порядковый номер,
  • относительная атомная масса,
  • количество электронов (в том числе валентных), протонов, нейтронов,
  • ячеистое строение атома,
  • формула электронной конфигурации атома,
  • определение степени окисления, валентности,
  • металл или неметалл,
  • определение формулы высшего оксида, гидроксида,
  • определение химических свойств соединений данных элементов. (10 минут)

- Умение определять степень окисления элементов в соединениях по разным уровням сложности:

Базовый уровень: NO, H2SO4, KCl, NaOH, MgO

Повышенный уровень: Al (NO3)3, Cu(OH)2, KMnO4, Ca3(PO4)2, Fe2(SO4)3.

(Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, выполняют его и взаимно проверяют друг у друга). (5 минут)

- Умение определять тип химической реакции:

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl + Q

А) реакция ионного обмена;
Б) экзотермическая;
В) некаталитическая;
Г) гетерогенная;
Д) необратимая.
Признак реакции:
Выпадение бурого осадка Fe(OH)3.
(Учащиеся самостоятельно определяют тип данной химической реакции, указывают её признак, сверяют свой ответ с эталоном на доске) (3 минут).

III этап. Самостоятельное применение знаний

Найди ошибку в ОВР

6H+1Cl-1 + 2H+1N+5O-23 = 2N+2O-2 + 3Clo2 + 4H+12O-2

2Cl-1___-2e → ClClo2

6

3

N+5 ___-3e → N+2

2

Cl-1 - окислитель, процесс восстановление
N+5 - восстановитель, процесс окисление

(Учащиеся класса самостоятельно расставляют коэффициенты методом электронного баланса, указывают окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления. Указывают, что в данном задании неправильно определены восстановитель и окислитель, процессы восстановление и окисление. Проводят взаимопроверку, сверяясь с эталоном на доске) (5 минут).

IV этап. Рефлексия

Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы учащимся на основе их самооценки и взаимооценки на каждом задании урока. (3 минуты)

V этап. Подведение итогов урока

Учитель задаёт домашнее задание с комментариями.
Д/з §2-3, 10, 28
Расписать строение атома Al и Cl, сравнить изменение радиуса атома, металлических свойств, неметаллических свойств, степени окисления, электроотрицательности, валентности, основности, кислотности высших оксидов этих элементов с соседними элементами по периоду и группе. (4 минуты)

Использованная литература

  1. Рабочая программа по химии для 8-9 классов на 2022-2024 учебный год.
  2. Габриелян О.С. Химия: 9-й класс: базовый уровень: учебник/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. - 5-е изд., перераб. - Москва: Провещение, 2023 - 233. [1] с. ил.