Программа учебного предмета «Химия» (Базовый уровень) для учащихся 8-9 классов.
По УМК: Габриелян О.С.
Урок обобщение и систематизация знаний (Форма урока - работа в парах).
Образовательная цель:
- Обобщить и систематизировать знания о Периодической системе химических элементов, периодическом законе, строении атомов химических элементов, представлении о химической реакции как о процессе превращения одного вещества в другое или нескольких веществ.
- Осуществить проверку и коррекцию знаний учащихся о строении атома, типах химических реакций, признаках химических реакций и условиях увеличения скорости химических реакций.
Деятельностная цель:
- Развитие у обучающихся умений обобщать, анализировать и систематизировать информацию о строении атома, типов химических реакций.
Задачи:
- Организовать мотивацию обучающихся через создание выяснения основных понятий изученных тем, поиск ответов, формулирование темы урока, выявление затруднений.
- Организовать учебную ситуацию по систематизации и обобщению основных понятий изученного материала, использование собственных знаний, разных источников информации (учебная тетрадь, параграфы учебника).
- Организовать фиксацию полученных результатов обучающихся в рабочей тетради.
- Организовать самостоятельную работу «Строение атома», проверку и взаимопроверку по эталону.
- Организовать самостоятельную работу «Степень окисления» по уровням сложности, проверку и самопроверку обучающимися класса.
- Организовать самостоятельную работу «Исправь ошибку» в ОВР, проверку по эталону.
- Организовать рефлексию «Оцени себя сам».
- Подвести совместно с обучающимися итоги урока.
Основные понятия темы:
- Химический элемент
- Периодическая система
- Периодический закон
- Строение атома химического элемента
- Элементарные частицы атома
- Закономерности изменения свойств химических элементов ПСХЭ Д.И.Менделеева
- Степень окисления
- Валентность
- Химическая реакция
- Типы химических реакций
- Признаки химической реакции
- Скорость химической реакции
Планируемые результаты:
Предметные
Учащиеся будут:
- расписывать строение атома химического элемента (Na, S);
- сравнивать химический элемент с соседними химическими элементами по свойствам;
- определять степени окисления предложенных веществ;
- расставлять коэффициенты методом электронного баланса в ОВР;
- определять тип химической реакции;
Составлять формулы высших оксидов и гидроксидов металлов и неметаллов.
Метапредметные
Коммуникативные
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, в классном коллективе, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную тему, определять цель учебной деятельности, принимать решение в проблемной ситуации.
Познавательные
- умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, давать определение понятиям.
Личностные
- понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира.
Решаемая учебная проблема
- Какую информацию можно получить о свойствах химического элемента и его соединений, исходя из его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева?
- Какую информацию можно получить, анализируя уравнение химической реакции?
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Компьютер, интерактивная доска.
Организационная структура урока
Этапы урока |
Содержание |
|||||
I этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия информации |
Мотивация
Пусть зимний день с метелями
Обобщение и систематизация знаний о строении атома, изменение свойств химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Классификация химических реакций.
|
|||||
II этап. Совместная систематизация, обобщение и углубление знаний учащимися |
-Умение характеризовать химические элементы по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.
- Умение определять степень окисления элементов в соединениях по разным уровням сложности: Базовый уровень: NO, H2SO4, KCl, NaOH, MgO Повышенный уровень: Al (NO3)3, Cu(OH)2, KMnO4, Ca3(PO4)2, Fe2(SO4)3. (Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, выполняют его и взаимно проверяют друг у друга). (5 минут) - Умение определять тип химической реакции: FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl + Q
А) реакция ионного обмена;
|
|||||
III этап. Самостоятельное применение знаний |
Найди ошибку в ОВР 6H+1Cl-1 + 2H+1N+5O-23 = 2N+2O-2 + 3Clo2 + 4H+12O-2
Cl-1 - окислитель, процесс восстановление
(Учащиеся класса самостоятельно расставляют коэффициенты методом электронного баланса, указывают окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления. Указывают, что в данном задании неправильно определены восстановитель и окислитель, процессы восстановление и окисление. Проводят взаимопроверку, сверяясь с эталоном на доске) (5 минут). |
|||||
IV этап. Рефлексия |
Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы учащимся на основе их самооценки и взаимооценки на каждом задании урока. (3 минуты) |
|||||
V этап. Подведение итогов урока |
Учитель задаёт домашнее задание с комментариями.
|
Использованная литература
- Рабочая программа по химии для 8-9 классов на 2022-2024 учебный год.
- Габриелян О.С. Химия: 9-й класс: базовый уровень: учебник/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. - 5-е изд., перераб. - Москва: Провещение, 2023 - 233. [1] с. ил.