Многообразие современного мира очень обширно и полностью познать его в течение жизни практически невозможно. Поэтому важно знакомиться с другими культурами, передавать полученные знания новым поколениям, а также делиться информацией о своей культуре с зарубежными сверстниками. Таким образом может осуществляется культурное обогащение народов. Диалог культур выступает как образовательный и воспитательный аспект. Благодаря ему формируются такие ценности, как взаимоуважение, толерантность милосердие. В настоящее время диалог культур часто происходит в цифровом информационном пространстве.
Современное информационное пространство способно оказывать мощное воздействие как на физическое и психическое здоровье отдельного подростка, так и на формирование социальных установок современного поколения подростков в целом. Доступная, но далеко не всегда полезная и позитивная интернет-информация, виртуальные развлечения, могут послужить причинами девиантного поведения [1, с.62].
В связи с этим перед учителями, педагогами дополнительного образования встает задача разработки системы мер, которая позволила бы обеспечить информационную безопасность и использовать средства массовой коммуникации и информации в целях формирования гармоничной личности, развития позитивных установок сознания у подрастающего поколения. Основным национальным интересом в условиях современности является сохранение специфики культурной идентичности в информационном пространстве.
Установленные правовые принципы, стандарты и механизмы правовой охраны и защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Ответственность образовательной организации по вопросу обеспечения информационной безопасности детей закреплена в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В компетенции образовательной организации входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, на основании которых можно выделить задачи педагогического характера для организации мероприятий по информационной безопасности [2, с.53]:
- формирование у учащихся устойчивого убеждения в использовании информационных ресурсов;
- формирования устойчивых поведенческих навыков в сфере информационной безопасности;
- развитие у учащихся способности распознать и противостоять негативной информации в интернет-пространстве и СМИ, через обучение способам защиты от вредной информации.
Использование информационной образовательной среды на занятиях английского языка позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Использование материала иноязычных сайтов при изучении английского языка может повысить эффективность решения коммуникативных задач, сформировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности старшеклассников.
В деятельности педагога иностранного языка можно использовать следующие формы работы с интернет ресурсами:
- самостоятельная работа старшеклассников с интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений;
- участие в международных проектах;
- переписка по электронной почте или/и создание собственных сайтов, или группы в социальной сети.
При планировании работы с англоязычными интернет ресурсами необходимо учитывать качество и надежность их контента для обеспечения безопасной информационной среды образовательной организации [3, с.66].
Существует множество разных интернет ресурсов, работа с которыми может помочь обучающимся в изучении иностранных языков, в том числе и развить культуру информационной личности. При отборе сайтов для использования на уроках английского языка и внеурочной деятельности по иностранному языку надо руководствоваться следующими критериями:
- соответствие тематике, заданной стандартом;
- допустимые стили используемых текстов: публицистический, прагматический, художественный, популярно-научный, разговорный; отсутствие чрезмерно экспрессивной и ненормативной лексики;
- современность материала, его достоверность.
- отсутствие материала, содержащего информацию, причиняющей вред здоровью и развитию детей и подростков.
Одним из таких интернет сайтов может быть «Russia Beyond». Это международный мультимедийный проект. «Russia Beyond» публикует материалы на 14 языках мира. На сайте можно найти статьи о культуре, истории, научной и общественной жизни России, а также по вопросам туризма, образования, изучения русского языка и ведения бизнеса в России.
В России действует федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон запрещает распространение нежелательной информации среди детей в зависимости от их возраста.
Ресурс «Russia Beyond» маркирован 16+. Поэтому, материалы ресурса могут быть полезными для работы с обучающимися старших классов школы. Эта маркировка позволяет описание сцен жестокости и насилия, но без их романтизации. Это же касается и описания курения, употребления и алкоголя. Описание их допустимо, но в тексте не должно быть поощрения таких действий. Допускаются сцены сексуальных отношений, но без натурализации. Акцент делается на романтику, на эмоции и переживания, а не на физиологию. Допускается ненормативная лексика, но не мат.
По словам главного редактора «Russia Beyond» Всеволода Пули, эта маркировка была получена, что называется, "с запасом". Такого контента на сайте нет. Авторы «Russia Beyond» создают контент, который был бы не только информативным и актуальным, но и безопасным для любой аудитории, включая подростков. Команда прилагает все усилия, чтобы материалы были полезными для изучения культуры, истории и современности России, а также для развития языковых навыков и критического мышления.
Выбор тем статей очень широк и позволяет использовать материал в работе над разными учебными темами. В статье Александры Гузевой «10 reasons to visit Russia this spring» https://www.rbth.com/travel/337161-visit-russia-spring предлагается поесть блины в Суздале и сжечь чучело на Масленицу, понаблюдать за Северным сиянием в Мурманске, увидеть Байкал сквозь лед, покататься на лыжах и сноуборде в Сочи, полюбоваться на цветущие деревья города Грозный, покататься на машине по новому шоссе в Казани, погреться на берегу Черного моря, отпраздновать православную Пасху в старинном монастыре Сергиева Посада, поучаствовать в Параде Победы в Волгограде.
«5 giant animals that live in Russia» https://www.rbth.com/lifestyle/337142-5-giant-animals рассказывает о пяти гигантских существ обитающих в России: морж, европейский зубр, кабан, белый медведь, белуга.
В материале «Why Russians eat ice cream in freezing weather?» https://www.rbth.com/russian-kitchen/336795-russians-ice-cream-winter Элеонора Гольдман задается вопросом «Почему русские едят мороженое в мороз?» История о британском премьере Уинстоне Черчилле, который приезжал в Москву поздней осенью 1944 года, не оставит равнодушным ни одного читателя. Черчилль увидел человека, который на улице и ел мороженое. Премьер министр якобы произнес: «Народ, который в такой холод может есть мороженое, непобедим».
Всемирный Фестиваль молодёжи - самое масштабное молодёжное событие в мире, которое было проведено по Указу Президента России Владимира Путина в начале марта 2024 года на Федеральной территории Сириус. Официальный сайт Всемирного Фестиваля Молодежи https://fest2024.com/ является достоверным источником информации об этом событии на русском и английском языках. Материал о целях и смыслах события, участниках, мероприятиях можно использовать для составления текстов для чтения с заданиями. Аудиозаписи трансляций выступлений главных спикеров для упражнений с целью развития навыков аудирования у обучающихся старших классов. Подростки могут использовать этот сайт для информации для работы над мини-проектами, создания презентаций и подготовки докладов.
Долгое время считалось, что обучение иностранному языку должно сопровождаться изучением культуры страны изучаемого языка. «Главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках» [4, c. 27].
В настоящее время очевидно, что родная культура не менее важна при изучении иностранного языка. Старшеклассники, изучающие иностранный язык, должны уметь рассказывать об обычаях, культурных особенностях своей страны, сохранять свою национальную идентичность, уметь интегрироваться в иностранную культуру безопасно, без потери своего социокультурного фундамента [5]. Следовательно, очевидна возможность использования материалов ресурса «Russia Beyond» и официального сайта ВФМ на английском языке на занятиях со старшеклассниками. Это безопасная, позитивная и социально значимая информационная продукция, контент, способствующий продвижению позитивного мышления на основе уважения национальных интересов, мира и понимания между представителями разных стран, культур, религий.
Список литературы
- Жарникова Ю.С. Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения // Молодой ученый. - 2017. - №11 (145) - Март - с. 60-63.
- Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи, 2011. - 152 с.
- Молодцова Е.Ю., Склямина М.Ю. К вопросу организации мероприятий по информационной безопасности учащихся в образовательном учреждении // Молодой ученый. - 2014. - №18.1 (77.1) - Ноябрь - с. 65-68.
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей по спец. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - М., 2000. - 262 с.
- Четверикова, Н.В. Обучение английскому языку в аспекте диалога культур. [Электронный ресурс].