Цель: сформировать представление о сфере услуг, показать состав и географию сферы услуг.
Задачи:
- Развитие умения работать с текстом, статистическими материалами;
- Ознакомление учащихся с широким выбором профессий сферы услуг;
- Расширение круга экономических понятий, развитие логического мышления, устной речи учащихся, умения анализировать, приводить реальные примеры из окружающего нас мира.
Тип занятия - комбинированное.
Форма организации - урок.
Оборудование: учебник «География: хозяйство и экономические районы» 9 класс, географический атлас 8-9 класс, профессиограммы.
Ход урока
Мотивация урока:
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».
Дистервег
Актуализация знаний: Ребята, на сегодняшнем уроке мы изучим состав, отрасли и значение непроизводственной сферы. Итогом нашей с вами беседы станет знакомство с новыми профессиями, связанными с расширением сферы услуг, для того чтобы вы лучше ориентировались на рынке труда, а, следовательно у вас появляется больше шансов правильно выбрать профессию.
Объяснение нового материала
Жизнь современного человека трудно представить без телефона, транспорта, магазинов, школ, больниц - иными словами, без сферы обслуживания. Иногда её называют просто "сервис" или "услуги". Здесь трудятся люди самых разных профессий - своеобразная сборная команда, в которой играют преподаватели, милиционеры, банкиры, уборщицы, врачи, почтальоны, продавцы, парикмахеры, дорожные рабочие, программисты, водопроводчики, транспортники и т.д. Сфера обслуживания - третичный, т.е. третий, сектор экономики. Первые два направлены на производство, они увеличивают материальное благосостояние общества. Сфера услуг ориентирована на потребление и прямо связана с уровнем экономического развития государства и личными доходами граждан. В экономике ей отвели третье место, однако менее важной она от этого не стала. Начиная с 60-х гг. XX столетия третичный сектор во всём мире переживает период бурного роста. Основным показателем развития служит не столько увеличение количества предоставляемых услуг, сколько рост числа людей, занятых в данном секторе экономики. Такой этап развития общества получил название "постиндустриальный". Первая часть слова, "пост" (лат. post - "после"), может создать неверное представление, что индустриальный и добывающий секторы становятся второстепенными. Однако это не так. Они достигли такого высокого уровня развития, что для производства теперь требуется гораздо меньше людей, чем раньше. Освободившиеся работники уходят в сферу обслуживания. Сегодня в развитых странах в сервисном секторе занято подавляющее большинство работающих (в США - 72 %, в государствах Западной Европы - до 70 %, в Японии - 59 %). Россия пока существенно отстаёт: в начале 90-х гг. в сфере услуг работало всего 34 % активного населения страны. Однако к концу 90-х гг. эта доля выросла.
Так в чем же отличие этих сфер? (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА - совокупность отраслей материального производства, в которых создаются материальные блага - средства производства, предметы потребления - товары.)
НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА - сфера обслуживания, которая предоставляет услуги населению.
Услуга - деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Из каких же отраслей состоит сфера обслуживания?
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Эксплуатация жилья, электро-, тепло-, газоснабжение |
Здравоохранение |
Поликлиники, больницы, медпункты, станции «Скорой помощи», аптеки |
Бытовое обслуживание |
Ателье, ремонтные мастерские, прачечные, химчистки |
Общественное питание |
Столовые, кафе, рестораны |
Розничная торговля |
Магазины , рынки, супермаркеты, киоски |
Учреждения культуры |
Театры, музеи, библиотеки |
Образование |
Детские сады, школы, колледжи, ВУЗы |
Рекреационное хозяйство |
Санатории, дома отдыха, турбазы |
Кредитно-финансовое обслуживание |
Страховые компании, банки |
Размещение предприятий сферы обслуживания, совпадает с географией размещения населения. Но давайте с Вами рассмотрим, как может различаться уровень, качество и полнота набора предоставляемых услуг?
- по регионам
- между сельской местностью и городом
- в крупных городах: между центром и «спальными районами» - на окраинах города группируются предприятия, для которых престиж играет второстепенную роль.Им важнее площадь территории и размер платы за землю и помещения. Это крупные рынки и супермаркеты, авторемонтные мастерские, гаражи, общежития, крупные спортивные сооружения, медицинские комплексы.
(Обычно собственное предприятие стремятся разместить в центральной части города. Поэтому городские центры постепенно превращаются в деловую зону, где расположены банки, министерства, магазины, современная инфраструктура. Иногда меняется даже облик кварталов: реконструируются здания для офисов, строятся дорогие элитные дома и роскошные магазины; памятники архитектуры становятся чужеродным элементом в новом окружении. Однако постепенно в городах складывается новое ядро деловой активности, как правило не слишком удалённое от центра. Так, в Москве началось строительство "Сити" (так в развитых странах называют деловой центр);
Можно учитывать, как часто обращаются потребители к сфере обслуживания. В этом случае говорят об услугах повседневного, периодического и эпизодического спроса.
Третичный сектор делят также на сферу общественного и индивидуального обслуживания. В первую группу входят услуги, необходимые для нормальной жизни общества в целом: транспорт, почта, система обязательного среднего образования, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д. Во вторую - услуги, предоставляемые отдельным лицам (кафе, ателье, туризм и т.д.). В сфере общественных услуг России весома роль государства, а в сфере индивидуальных - частного бизнеса.
Сфера обслуживания насчитывает уже несколько столетий. Востребованность ее профессий в разные периоды в разных странах была различной. Есть профессии уже утратившие свою значимость в сфере услуг. Есть профессии, история существования которых началась не одно столетие назад и как предполагают, еще не одно столетие будет продолжаться. В 21 веке появляется все больше профессий с самыми экзотическими названиями. Огромное количество новых профессий связано с расширением сферы финансовых услуг, страховым бизнесом и банковскими кредитами. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому, прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.
Один из возможных способов обзорного ознакомления - беседа с самим профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы. Полезную информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов.
Практическая работа «Профессии сферы услуг»
Сегодня я хочу, чтобы вы познакомились с профессиограммами (специальными описаниями), которые информируют о том, что делает тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а также, какие личные качества от него требуются. Вы будете работать в группах - из предложенной информации вам необходимо выбрать ту, которая относится к непроизводственной сфере и записать 1 группа - «Исчезнувшие профессии»; 2 группа - «Вечные профессии»; 3 группа - «Профессии 21 века». Заполнить соответствующую колонку в таблице
Профессии прошлого |
«Вечные» профессии |
Профессии будущего |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
… |
|
|
- Дайте подробное описание одной из профессии
- Какую из профессий в будущем вы бы хотели освоить и почему?
Проверка творческого задания: выслушать варианты учеников.
Выставление и объявление оценок за урок.