Экологическая тропа - это специально в образовательных и воспитательных целях территория дошкольного учреждения. Маршрут, имеющий эстетическую, природоохранную ценность, проходящие через различные природные объекты, на котором дошкольники получают информацию. А мы знаем, что воспитание любви к родному городу невозможно без общения с природой.
Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.
Объектами экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев, кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; муравейник; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.
Проблема: Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды - всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
Цель: Познакомить детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны окружающей среды.
Задачи:
- Дать детям представление о разнообразии растительного мира ближайшего окружения;
- Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
- Формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) и навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.
Проект: познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта: октябрь-май.
Участники проекта: дошкольники старшей группы, воспитатель.
Этапы проекта
- I этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
- II этап - практический
- III этап - обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Предполагаемый результат:
- Дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе;
- У дошкольников сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
- Дети закрепят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
- Дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Формы реализации проекта:
- НОД на экологической тропе;
- Использование сказочного персонажа;
- Эксперименты, опыты;
- Практическая деятельность;
- Наблюдение за живой и неживой природой;
- Дидактические, настольные экологические игры;
- Продуктивная деятельность (рисование, конструирование из природного материала);
- Труд в природе;
- Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.
В процессе наблюдения на прогулке и экскурсий по экологической тропе, дети собирают материалы.
Создание копилки «Подарки осени». Осень - это красивые листья, семена растений, голые веточки.
«Подарки весны» - сбор сосновых шишек, листья и почки березы.
Познавательные сказки «Ветерок», «Маринка и деревья», «Грустный дождик".
Опыты и эксперименты
- « Почему осенью цветы вянут»
- «Почему листья желтеют»
- «Испарение влаги с листьев растений»
Содержание деятельности по реализации проекта
Время года |
Тема |
Цель |
Объект наблюдений |
Осень |
Хозяин экологической тропы |
познакомить детей с хозяином тропы (старичок Лесовичок) |
Территория детского сада и прогулочной площадки |
« Лес» |
учить детей различать деревья по внешним признакам;
|
Береза
|
|
«Кустарники» |
познакомить с кустарниками, закрепить название их строение.
|
Сирень
|
|
Зима |
«Птичья столовая» |
закрепить представления о зимующих и перелетных птицах; учить различать и называть птиц по их внешнему виду. Конструирование кормушек |
Синица
|
Беседа «Как звери готовятся к зиме» |
закрепить знания детей о жизни животных зимой |
Иллюстрации диких животных |
|
Весна
|
«Огород» |
развивать интерес к выращиванию овощных культур |
Лук
|
«Лесная поляна» |
учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
|
Подснежник
|
|
«Зеленая аптека» |
расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения |
Одуванчик
|
|
«Камень жужжальца» |
закреплять представления о мире насекомых, развивать желание сохранять этот мир природы |
Муравьи
|
Дошкольники во время путешествия по экологической тропе разучивали стихотворения.
Рассматривали картины "Золотая осень"
Играли в дидактические игры
- "Назови дерево"
- "Угадай, с какого дерева листочек"
- «Отгадай, что за растение»
- «Четвертый лишний»
- «Отгадай по загадке»
- «Найди о чем расскажу»
Словесные игры (развивать умение описывать деревья и кустарники и находить их по описанию).
- «Загадай, мы отгадаем»
- «Опиши что видишь»
Загадывание загадок (обогащать речь детей образами)
Продуктивные виды деятельности
- Рисовали диких животных и деревья.
- Аппликация «Заюшкин огород»
- Лепка «Магазин овощей»
- Рисование с использования пластилина «Я цветочек посажу» (побуждать детей к экспериментированию с пластилином).
Проведение подвижных игр
- «Солнышко и дождик»
- «Цветы и ветер»
- «Голодный зверь»
- «Корешки вершки»
Хороводные игры
- «Мы на луг ходили»
- «Кукушка»
Ежедневно проведение бесед «Что мне больше всего запомнилось и понравилось» (активизировать память детей)
Трудовая деятельность
- Поливать комнатные растения
- Пересадка комнатных растений
- Посадка рассады на прогулочной площадке
Наблюдения
- Наблюдение за белочкой, птицами
- Наблюдали и сравнивали деревья в разное время года
- Наблюдения за первоцветами
- Наблюдения за посадкой и выращиванием лука и чеснока
Чтение художественной литературы
- Стихи о деревьях и цветах
- Шорыгина Т. «Колокольчики и гном»
- Пришвин М. «Золотой луг»
- Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А.Плешкова.
- Ж.Санд. «О чем рассказали цветы.
- Онегов А. «Первый цветок». «На лугу». «На лесной поляне». «Тропинка полевая»
- Смирнов А. «Цветок солнца». «Кто на яблоньку похож?»
- Соколов-Микитов И. «Цвета леса». «Легенды о цветах»
Самостоятельная игровая деятельность детей
- Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами, насекомыми, деревьями, кустарниками.
- Раскрашивание цветов в раскрасках.
- Продуктивные виды деятельности.
Список литературы
- Николаева С.Н. «Экология для дошкольников».
- Гризик Т.И. «Познаю мир».
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Л.Н. Вахрушева Познавательные сказки для детей 4-7 лет Издательство «ТЦ СФЕРА» 2011.
- Журнал Дошкольное воспитание № 6.
- Н.Рыжова «Деревья - наши друзья».
- Т.Н.Нуждина «Энциклопедия для малышей Чудо-всюду».
- Растения Москвы.
- Методическое руководство к серии «Демонстрационный материал для фронтальных занятий».
- Наглядно-демонстрационный материал «Ягоды лесные».
- Наглядно-демонстрационный материал «Ягоды садовые».
- Наглядно-демонстрационный материал «Деревья и листья».
- Наглядно-демонстрационный материал «Деревья».
- Энциклопедия. Все обо всем «Растения».
- Полная энциклопедия «Растения».
- Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
- Детская энциклопедия. Цветы от А до Я.
- Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.