Проект "Экологическая тропа"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: экология, старшая группа, старшая дошкольная группа


Экологическая тропа - это специально в образовательных и воспитательных целях территория дошкольного учреждения. Маршрут, имеющий эстетическую, природоохранную ценность, проходящие через различные природные объекты, на котором дошкольники получают информацию. А мы знаем, что воспитание любви к родному городу невозможно без общения с природой.

Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Объектами экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев, кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; муравейник; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.

Проблема: Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды - всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.

Цель: Познакомить детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны окружающей среды.

Задачи:

  • Дать детям представление о разнообразии растительного мира ближайшего окружения;
  • Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
  • Формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) и навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.

Проект: познавательно-исследовательский.

Срок реализации проекта: октябрь-май.

Участники проекта: дошкольники старшей группы, воспитатель.

Этапы проекта

  • I этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
  • II этап - практический
  • III этап - обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Предполагаемый результат:

  • Дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе;
  • У дошкольников сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • Дети закрепят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
  • Дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

Формы реализации проекта:

  • НОД на экологической тропе;
  • Использование сказочного персонажа;
  • Эксперименты, опыты;
  • Практическая деятельность;
  • Наблюдение за живой и неживой природой;
  • Дидактические, настольные экологические игры;
  • Продуктивная деятельность (рисование, конструирование из природного материала);
  • Труд в природе;
  • Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.

В процессе наблюдения на прогулке и экскурсий по экологической тропе, дети собирают материалы.

Создание копилки «Подарки осени». Осень - это красивые листья, семена растений, голые веточки.

«Подарки весны» - сбор сосновых шишек, листья и почки березы.

Познавательные сказки «Ветерок», «Маринка и деревья», «Грустный дождик".

Опыты и эксперименты

  1. « Почему осенью цветы вянут»
  2. «Почему листья желтеют»
  3. «Испарение влаги с листьев растений»

Содержание деятельности по реализации проекта

Время года

Тема

Цель

Объект наблюдений

Осень

Хозяин экологической тропы

познакомить детей с хозяином тропы (старичок Лесовичок)

Территория детского сада и прогулочной площадки

« Лес»

учить детей различать деревья по внешним признакам;
закрепить названия деревьев их строение, внешние признаки

Береза
Ель
Клён
Рябина
Липа
Сосна
Тополь

«Кустарники»

познакомить с кустарниками, закрепить название их строение.
Воспитывать бережное отношение

Сирень
Шиповник
Жасмин

Зима

«Птичья столовая»

закрепить представления о зимующих и перелетных птицах; учить различать и называть птиц по их внешнему виду. Конструирование кормушек

Синица
Снегирь
Ворона
Воробей
Голубь
Сорока

Беседа «Как звери готовятся к зиме»

закрепить знания детей о жизни животных зимой

Иллюстрации диких животных

Весна

«Огород»

развивать интерес к выращиванию овощных культур

Лук
Чеснок

«Лесная поляна»

учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
закрепить названия первоцветов

Подснежник
Крокосы
Нарциссы

«Зеленая аптека»

расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения

Одуванчик
Подорожник
Мать-и-мачеха

«Камень жужжальца»

закреплять представления о мире насекомых, развивать желание сохранять этот мир природы

Муравьи
Бабочка крапивница

Дошкольники во время путешествия по экологической тропе разучивали стихотворения.

Рассматривали картины "Золотая осень"

Играли в дидактические игры

  • "Назови дерево"
  • "Угадай, с какого дерева листочек"
  • «Отгадай, что за растение»
  • «Четвертый лишний»
  • «Отгадай по загадке»
  • «Найди о чем расскажу»

Словесные игры (развивать умение описывать деревья и кустарники и находить их по описанию).

  • «Загадай, мы отгадаем»
  • «Опиши что видишь»

Загадывание загадок (обогащать речь детей образами)

Продуктивные виды деятельности

  • Рисовали диких животных и деревья.
  • Аппликация «Заюшкин огород»
  • Лепка «Магазин овощей»
  • Рисование с использования пластилина «Я цветочек посажу» (побуждать детей к экспериментированию с пластилином).

Проведение подвижных игр

  • «Солнышко и дождик»
  • «Цветы и ветер»
  • «Голодный зверь»
  • «Корешки вершки»

Хороводные игры

  • «Мы на луг ходили»
  • «Кукушка»

Ежедневно проведение бесед «Что мне больше всего запомнилось и понравилось» (активизировать память детей)

Трудовая деятельность

  • Поливать комнатные растения
  • Пересадка комнатных растений
  • Посадка рассады на прогулочной площадке

Наблюдения

  • Наблюдение за белочкой, птицами
  • Наблюдали и сравнивали деревья в разное время года
  • Наблюдения за первоцветами
  • Наблюдения за посадкой и выращиванием лука и чеснока

Чтение художественной литературы

  • Стихи о деревьях и цветах
  • Шорыгина Т. «Колокольчики и гном»
  • Пришвин М. «Золотой луг»
  • Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А.Плешкова.
  • Ж.Санд. «О чем рассказали цветы.
  • Онегов А. «Первый цветок». «На лугу». «На лесной поляне». «Тропинка полевая»
  • Смирнов А. «Цветок солнца». «Кто на яблоньку похож?»
  • Соколов-Микитов И. «Цвета леса». «Легенды о цветах»

Самостоятельная игровая деятельность детей

  • Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами, насекомыми, деревьями, кустарниками.
  • Раскрашивание цветов в раскрасках.
  • Продуктивные виды деятельности.

Приложение

Список литературы

  1. Николаева С.Н. «Экология для дошкольников».
  2. Гризик Т.И. «Познаю мир».
  3. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Л.Н. Вахрушева Познавательные сказки для детей 4-7 лет Издательство «ТЦ СФЕРА» 2011.
  4. Журнал Дошкольное воспитание № 6.
  5. Н.Рыжова «Деревья - наши друзья».
  6. Т.Н.Нуждина «Энциклопедия для малышей Чудо-всюду».
  7. Растения Москвы.
  8. Методическое руководство к серии «Демонстрационный материал для фронтальных занятий».
  9. Наглядно-демонстрационный материал «Ягоды лесные».
  10. Наглядно-демонстрационный материал «Ягоды садовые».
  11. Наглядно-демонстрационный материал «Деревья и листья».
  12. Наглядно-демонстрационный материал «Деревья».
  13. Энциклопедия. Все обо всем «Растения».
  14. Полная энциклопедия «Растения».
  15. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
  16. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я.
  17. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.