Цель: Формирование экономических понятий при помощи игровых ситуаций у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деньгам, уважение к труду людей, сформировать навыки командной игры, умение договариваться, совместное выполнение заданий.
- Развивающие: Развивать познавательный интерес в финансовой грамотности, увеличивать кругозор ребенка, обогащать словарный запас детей.
-
Образовательные:
- Формировать представление о том, что такое «бюджет», «доход», «расход».
- Продолжать развивать умение составлять «список покупок» и следовать ему.
- Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.
Целевая аудитория: Воспитанники подготовительной группы (6-7 лет).
Форма занятия: Конкурс.
Время конкурса: 30 мин.
Оснащение: Раздаточный материал, наглядный материал, сюрпризный момент.
Предварительная работа: Сценарий игры, атрибуты, оформление игрового места, подготовка раздаточного материала, подготовка подарочных значков, подготовка товара в магазин (мелкая игрушка, канцелярские товары и др).
Ход игры: Каждая команда должна справиться с заданиями и заработать за это фишки.
Формы контроля: Ответы на поставленные вопросы. Решение заданий по теме.
Методические рекомендации организации игры:
- Участники делятся на команды по 4-5 человек. Каждая команда располагается за рабочим столом.
- Конкурс-игра предполагает общение детей дошкольного возраста.
Этапы движения по сценарию.
- 1. Задание. Для чего нужны деньги людям?
- 2. Задание. Игра «Профессия».
- 3. Задание. Игра: «Товар или услуга».
- 4. Задание. Из чего состоял доход семьи трех медведей и их бабушки?
- 5. Задание. Игра: «Бюджет»
- 6. Задание. Игра: «Бюджет 2»
- 7. Задание. Игра «Выгодно вложи».
Цель для команд - за определённый промежуток времени выполнить все задания и заработать как можно больше фишек. За каждый правильный ответ команды зарабатывает одну фишку. Команда, набравшая большее количество фишек считается выигравшей. Каждая фишка оценивается в 1 рубль. Получив свой доход, команда делает покупки в магазине.
Все участники конкурса получают значки от Мудрой Совы.
Ожидаемые результаты: В результате конкурса участники приобретают новые знания в финансовой деятельности. Приобретают умения рационального распределения доходов семьи и рационального размещение денег во вклады.
Ход конкурса
Ведущий: Ребята в нашу группу сегодня принесли посылку. Я предлагаю ее открыть. Воспитатель зачитывает письмо. Дети делятся на команды. (3 минуты)
(Участники команд отвечают на вопросы и зарабатывают фишки)
Ведущий: Мудрая Сова прислала нам загадку.
Послушайте:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек.
Что это?»
(Ответы детей). (Деньги)
Ведущий: Совершенно верно - «деньги».
1. Задание. Для чего нужны деньги людям? (Ответы детей по командам).
Ведущий: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
А где же люди берут эти деньги?(Ответы детей).
Ведущий: Совершенно верно. Люди работают.
2. Задание. Игра: «Профессия». Я вам раздам картинки с люди разных профессий. Назовите сначала профессию, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. (Ответы детей).
Ведущий: Труд каждого человека оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада. Кто-то получает деньги за изготовления товара, который потом попадает в магазин и его продают. Люди, которые его продают, оказывают услуги, за это они получают деньги.
3. Задание. Игра: «Товар или услуга»
У вас две карточки с буквами Т и У и палочки. Я буду говорить вам о работе взрослого, а вы будете определять, если он выпускает товар, то палочку кладете на букву Т, если оказывает услугу, то на букву У.
- Научить читать
- Потушить пожар
- Выращивать огурцы
- Перевести на машине
- Подстричь ребенка
- Печь торты
- Изготовление игрушек
- Сшить туфли
- Приготовление пиццы
- Вылечить зубы
- Т-5 У-5
Ведущий: Молодцы, ребята! А что получает взрослый за свой труд?(Ответы детей).
Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход - это денежные средства полученные лицом в результате какой-либо деятельности.
4. Задание. Игра-вопрос: А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.
Ответьте: Из чего состоял доход семьи трех медведей и их бабушки?
Жили три медведя. Михайло Иванович был лесником и получал за это зарплату. Настасья Петровна собирала ягоды и получала зарплату. Мишутка вырос, поступил в институт и за хорошую учебу получал стипендию. К ним приехала бабушка, она не работала, она была уже пожилая и получала пенсию.
Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.
Ведущий: Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? (Ответы детей).
Ваши затраты - это расход.
Расход - это трата, затрата, деньги на прожитие.
Ведущий: Каждая семья подсчитывает свой бюджет. Бюджет - это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей. Могут расходы быть больше доходов? Почему? (Ответы детей).
5. Задание. Игра: «Бюджет»
У вас две карточки с буквами Д и Р и палочки. Я буду говорить вам о бюджете семьи, а вы будете определять, если эта часть бюджета относится к доходу, то палочку кладете на букву Д, если к расходу , то на букву Р.
- Заработная плата папы 200 руб
- Истратили на продукты - 30 руб
- Купили хозяйственную сумку - 5 руб
- Пенсия бабушки - 100 руб
- Заплатили за свет - 6 руб
- Купили билеты в театр - 8 руб
- Зарплата мамы - 150 руб.
- Заплатили за телефонные разговоры - 10 руб.
- Купили новые колеса для машины - 10 руб
- Заплатили за ремонт холодильника - 5 руб
- Купили игрушку ребенку - 2 руб. Д - 3, Р - 8.
6. Задание. Игра: «Бюджет 2»
У вас на столе есть карточка. На карточке изображена лиса. Она получила зарплату. Это? (Доход - Ответы детей).
Она хочет купить товар. Покупка товара - это? (Расход - Ответы детей).
Лиса хочет купить себе мороженое и сок. Хватит ли лисе зарплаты купить желаемый товар. И останутся у неё деньги?
(Ответы детей).
Ведущий: У нашей лисички остались деньги. Их надо, где-то сохранить.
Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей).
Деньги можно копить в кошельке, в копилке, но сколько денег туда положишь, столько и возьмешь. А можно деньги положить в банк и количество денег у вас будет увеличиваться. Потому-что каждый месяц банк добавляет вам деньги к вашим деньгам. Деньги, которые добавляются к вашим деньгам называются проценты за то, что вы положили деньги в банк. Деньги, которые вы кладете в банк, называют банковский вклад. Вклады бывают разные и проценты у них тоже разные.
7. Задание Игра «Выгодно вложи». У вас имеется 3 вклада. Вам необходимо определить, какой вклад более выгодный.
(Ответы детей).
Ведущий: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями. Скажите, вам понравился конкурс МУДРОЙ СОВЫ? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? (Ответы детей).
Все участники конкурса получают значки от Мудрой Совы.
Предлагаю подсчитать свои фишки. Каждая фишка соответствует 1 рублю.
Получив командный доход, вы можете сходить в магазин и приобрести товары.