Сюжетно-ролевая игра "Выборы от А до Я"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Гражданско-патриотическое воспитание сегодня составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В числе главных задач дошкольного образовательного учреждения, заложенных в Основной образовательной программе дошкольного образования [3] - патриотическое воспитание детей, выполняющее, в том числе, задачи политической социализации.

Политическая социализация начинается уже с 3-4 лет и от того, как она проходит в этот период, будет зависеть последующее понимание человеком политики, его отношение к ней. На этапе первичной политической социализации индивид лично не принимает полноценного участия в политическом процессе, однако именно в это время происходит формирование политического сознания, закладываются основы политической культуры, социального облика личности в целом [1].

Доктор политических наук К.Ф.Завершинский считает, что «политическая социализация в раннем возрасте рассматривается как значимая стадия политического развития, ведущая к оформлению позитивных установок по отношению к политическим институтам и к сфере политических взаимодействий в целом» [3]. Одним из таких институтов в демократическом обществе является институт выборов органов государственной власти и местного самоуправления. Отношение граждан к выборам и избирательному процессу по праву считается ключевым показателем уровня политической культуры общества в целом.

В целях формирования политической культуры на ранних этапах политической социализации дошкольников в рамках проектной деятельности состоялась сюжетно-ролевая игра «Выборы от А до Я».

Цель проекта - формирование активной жизненной позиции и чувства ответственности у детей в контексте знакомства с избирательным процессом, политическая социализация детей.

Задачи, направленные на достижение цели:

  • научить брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры (кандидат, член УИК, избиратель и др.);
  • развивать творческое воображение в совместной игровой деятельности;
  • формировать умение планировать и обсуждать совместные и индивидуальные действия всех играющих;
  • воспитывать способность справедливо решать возникающие в ходе совместной деятельности споры;
  • формировать умение спокойно отстаивать своё мнение;
  • закрепить знания детей о праве выбирать и быть избранным.

План и ход сюжетно-ролевой игры

В качестве отправной точки сценария игры мы предложили организовать и провести выборы лидера группы. Кандидаты должны были подготовить краткий рассказ о себе, придумать предвыборный лозунг и выдвинуть предвыборные обещания: «что я готов(а) сделать хорошего для группы/детского сада». Родителям предложили выступить в роли имиджмейкеров кандидатов («политтехнологов»).

Был разработан календарный план игры по дням недели:

Дни недели

Содержание работы

Понедельник

  • Беседа о паспорте гражданина РФ.
  • Просмотр мультфильма «Три кота» серия 114.
  • ИЗО - изготовление удостоверений личности для каждого участника игры.

Вторник

  • Беседа «Знакомимся с понятием «Выборы».
  • Инструктаж детей о их роли в выборах (распределение ролей - пресса, наблюдатели, охрана, избирательная комиссия и избиратели).
  • Подготовка программ кандидатов с привлечением родителей в игровой процесс.

Среда

  • Изготовление атрибутов игры с привлечением родителей (урна и кабинки для голосования, ручки, таблички «Избирательная комиссия», «Председатель» и т.д.).
  • Проигрывание процесса заполнения бюллетеня.

Четверг

Выступления кандидатов, дебаты.

Пятница

  • Экскурсия на избирательный участок в школу.
  • Проведение голосования в группе.
  • Подсчёт голосов и объявление победителя.

Для выдвижения кандидатов первоначально предлагалась следующая схема: одного кандидата выдвигают воспитатели, одного мальчика выдвигают девочки (предварительно посовещавшись), одну девочку выдвигают мальчики, и по одной девочке и одному мальчику выдвигают родители. Однако данная схема может варьироваться в зависимости от численности группы, количества мальчиков и девочек и других факторов.

В нашем случае в качестве кандидатов выступили Соня и Серёжа, которых выдвинули сами дети (девочки выдвигали одного мальчика, мальчики, соответственно, девочку).

Рассмотрим программы кандидатов.

Лозунг Кандидата №1 «Детство - время для веселья».

Предвыборная программа состояла из 5 пунктов:

  1. Сделать обучение ярче - наклейка каждому!
  2. Озеленить группы с помощью комнатных растений.
  3. Обеспечить контроль за хорошим настроением.
  4. Сделать мир чище.
  5. Устроить праздник мыльных пузырей.

Кандидат №2.

Предвыборная программа состояла из 3 пунктов:

  1. Защищать девочек и помогать мальчикам.
  2. Поддерживать порядок в группе и чистоту на участке.
  3. Добавить в меню мороженое.

Выступления кандидатов и дебаты участников показали высокую степень заинтересованности процессом и вовлечённости в игру. Интересно было проанализировать реалистичность и выполнимость обещаний: если «сделать мир чище», «озеленить группу», «защищать девочек» или «поддерживать порядок и чистоту» пяти-шестилетним гражданам вполне под силу, то «добавить в меню мороженое» - пусть и притягательный, но практически невыполнимый пункт предвыборной программы. Теме не менее дети уже в этом возрасте начинают понимать, как работает механизм предвыборной агитации и чем можно привлечь на свою сторону избирателя.

Мы можем констатировать, что все участники, в том числе родители, весьма ответственно и с большим интересом подошли к процессу подготовки и реализации игры. В результате дети узнали, что такое выборы, избирательный бюллетень, избирательная комиссия, как проходит голосование, кто такие депутаты, кандидаты, избиратели и наблюдатели.

Тем не менее проект не закончился фактом выбора лидера группы и закреплением знаний о праве выбирать и быть избранным - важным моментом станет контроль за тем, как впоследствии будут выполнены предвыборные обещания победившего кандидата. Таким образом мы сможем увидеть, в какой мере была реализована цель проекта - формирование активной жизненной позиции и чувства ответственности.

Литература

  1. Антонова, О. В. Роль детских дошкольных учреждений в социализации детей в условиях трансформации общества: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. - Уфа, 2006. - 122 с.: ил.
  2. Завершинский, К.Ф. Политическая социализация детей как символическая репрезентация «политики детства» // ПОЛИТЭКС. 2020. №3. С. 208-328
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 352 с.