Гражданско-патриотическое воспитание сегодня составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В числе главных задач дошкольного образовательного учреждения, заложенных в Основной образовательной программе дошкольного образования [3] - патриотическое воспитание детей, выполняющее, в том числе, задачи политической социализации.
Политическая социализация начинается уже с 3-4 лет и от того, как она проходит в этот период, будет зависеть последующее понимание человеком политики, его отношение к ней. На этапе первичной политической социализации индивид лично не принимает полноценного участия в политическом процессе, однако именно в это время происходит формирование политического сознания, закладываются основы политической культуры, социального облика личности в целом [1].
Доктор политических наук К.Ф.Завершинский считает, что «политическая социализация в раннем возрасте рассматривается как значимая стадия политического развития, ведущая к оформлению позитивных установок по отношению к политическим институтам и к сфере политических взаимодействий в целом» [3]. Одним из таких институтов в демократическом обществе является институт выборов органов государственной власти и местного самоуправления. Отношение граждан к выборам и избирательному процессу по праву считается ключевым показателем уровня политической культуры общества в целом.
В целях формирования политической культуры на ранних этапах политической социализации дошкольников в рамках проектной деятельности состоялась сюжетно-ролевая игра «Выборы от А до Я».
Цель проекта - формирование активной жизненной позиции и чувства ответственности у детей в контексте знакомства с избирательным процессом, политическая социализация детей.
Задачи, направленные на достижение цели:
- научить брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры (кандидат, член УИК, избиратель и др.);
- развивать творческое воображение в совместной игровой деятельности;
- формировать умение планировать и обсуждать совместные и индивидуальные действия всех играющих;
- воспитывать способность справедливо решать возникающие в ходе совместной деятельности споры;
- формировать умение спокойно отстаивать своё мнение;
- закрепить знания детей о праве выбирать и быть избранным.
План и ход сюжетно-ролевой игры
В качестве отправной точки сценария игры мы предложили организовать и провести выборы лидера группы. Кандидаты должны были подготовить краткий рассказ о себе, придумать предвыборный лозунг и выдвинуть предвыборные обещания: «что я готов(а) сделать хорошего для группы/детского сада». Родителям предложили выступить в роли имиджмейкеров кандидатов («политтехнологов»).
Был разработан календарный план игры по дням недели:
Дни недели |
Содержание работы |
Понедельник |
|
Вторник |
|
Среда |
|
Четверг |
Выступления кандидатов, дебаты. |
Пятница |
|
Для выдвижения кандидатов первоначально предлагалась следующая схема: одного кандидата выдвигают воспитатели, одного мальчика выдвигают девочки (предварительно посовещавшись), одну девочку выдвигают мальчики, и по одной девочке и одному мальчику выдвигают родители. Однако данная схема может варьироваться в зависимости от численности группы, количества мальчиков и девочек и других факторов.
В нашем случае в качестве кандидатов выступили Соня и Серёжа, которых выдвинули сами дети (девочки выдвигали одного мальчика, мальчики, соответственно, девочку).
Рассмотрим программы кандидатов.
Лозунг Кандидата №1 «Детство - время для веселья».
Предвыборная программа состояла из 5 пунктов:
- Сделать обучение ярче - наклейка каждому!
- Озеленить группы с помощью комнатных растений.
- Обеспечить контроль за хорошим настроением.
- Сделать мир чище.
- Устроить праздник мыльных пузырей.
Кандидат №2.
Предвыборная программа состояла из 3 пунктов:
- Защищать девочек и помогать мальчикам.
- Поддерживать порядок в группе и чистоту на участке.
- Добавить в меню мороженое.
Выступления кандидатов и дебаты участников показали высокую степень заинтересованности процессом и вовлечённости в игру. Интересно было проанализировать реалистичность и выполнимость обещаний: если «сделать мир чище», «озеленить группу», «защищать девочек» или «поддерживать порядок и чистоту» пяти-шестилетним гражданам вполне под силу, то «добавить в меню мороженое» - пусть и притягательный, но практически невыполнимый пункт предвыборной программы. Теме не менее дети уже в этом возрасте начинают понимать, как работает механизм предвыборной агитации и чем можно привлечь на свою сторону избирателя.
Мы можем констатировать, что все участники, в том числе родители, весьма ответственно и с большим интересом подошли к процессу подготовки и реализации игры. В результате дети узнали, что такое выборы, избирательный бюллетень, избирательная комиссия, как проходит голосование, кто такие депутаты, кандидаты, избиратели и наблюдатели.
Тем не менее проект не закончился фактом выбора лидера группы и закреплением знаний о праве выбирать и быть избранным - важным моментом станет контроль за тем, как впоследствии будут выполнены предвыборные обещания победившего кандидата. Таким образом мы сможем увидеть, в какой мере была реализована цель проекта - формирование активной жизненной позиции и чувства ответственности.
Литература
- Антонова, О. В. Роль детских дошкольных учреждений в социализации детей в условиях трансформации общества: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. - Уфа, 2006. - 122 с.: ил.
- Завершинский, К.Ф. Политическая социализация детей как символическая репрезентация «политики детства» // ПОЛИТЭКС. 2020. №3. С. 208-328
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 352 с.