Методические рекомендации "Изучаем неправильные глаголы"

Разделы: Иностранные языки, Мастер-класс


Ведение

Данные методические рекомендации полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту и предназначены для проверки уровня усвоения знаний, а также систематического закрепления раздела грамматики (неправильные глаголы) курса английского языка основной и старшей школы обучающихся по линии УМК М.В.Вербицкой.

В рекомендациях приведены различные способы запоминания неправильных глаголов, методическое описание последовательности работы с перфокартами при обучении и закреплении учебного материала.

Цель: подготовка рекомендаций для устранения типичных грамматических ошибок при употреблении в речи неправильных глаголов, прочного усвоения знаний по данной теме.

Основной метод контроля запоминания неправильных глаголов - перфокарты со списками глаголов, позволяющих не только тренировать учащихся в запоминании написания всех трех форм глаголов, но и своевременно выявлять имеющиеся пробелы в знаниях.

Основная задача использования перфокарт - не только итоговый контроль, но и своевременная диагностика усвоения знаний.

При использовании перфокарт будут достигнуты следующие результаты: формирование и совершенствование лексико-грамматических навыков, автоматизированное использование грамматического материала по теме неправильные глаголы.

Овладение опытом, предлагаемым данными методическими рекомендациями, может стать основой для создания подобных тематических перфокарт по английскому языку, поможет педагогам сократить срок обучения учащихся данным лексическим единицам и упрочить знания учащихся, своевременно выявляя и устраняя пробелы.

На примере УМК "Forward" Вербицкой М.В. рассмотрим систему изучения данных лексических единиц.

Анализ УМК "Forward" Вербицкой М.В. показал, что авторы учебника считают целесообразным вводить понятие неправильных глаголов в 4 классе при изучении грамматической темы Past Simple, давая возможность учащимся ознакомиться с двумя формами глаголов. В последствии авторы расширяют количество лексических единиц в каждом классе обучения, указывая три формы глагола.

Авторы данных методических рекомендаций считают важным использовать различные способы запоминания неправильных глаголов. Использование предлагаемых в обучении перфокарт даст учителю возможность быстрой проверки знаний, оценивания учащихся, тем самым тренируя в употреблении, проверяя качество запоминания лексических единиц.

Методическое описание приемов работы при обучении неправильным глаголам

Преподаватели английского языка утверждают, что 70% использования глаголов в этом языке приходится на долю неправильных (irregular verbs или глаголы-исключения). Следовательно, запоминание и корректное использование разных форм глаголов имеет большое значение в процессе изучения английского языка. В школьной программе не было разнообразия в этом вопросе - практиковалось механическое запоминание, в результате которого уже через пару дней большая часть выученного забывалась. Задача учителя - помочь запомнить все формы неправильных глаголов быстро и продуктивно. Таким образом, учителя английского языка при обучении данной теме широко используют такие приемы, которые непроизвольно подключают к работе память и внимание:

  • домино;
  • эхо;
  • чайнворд;
  • поймай мяч.

Домино

Учащиеся играют в парах. В руках у каждого игрока по 4-5 карточек (6x3 см), каждая из которых разделена на 2 части: на одной стороне написан любой глагол в инфинитиве, на другой - другой глагол (инфинитивы которых представлены на других карточках), но во второй форме. Оставшиеся карточки лежат на столе лицом вниз. Игра начинается с карточки, на которой написано "Start/do". Каждый ученик по очереди продолжает цепочку глаголов, сопоставляя первую форму со второй. Выигрывает тот, у кого не остается ни одной карточки.

Основные советы:

  • Использовать данный прием в четвертом классе, при изучении темы Past Simple (Простое прошедшее время), после ознакомления с неправильными глаголами.
  • Используемые карточки выполняются учащимися (учащиеся записывают слова на шаблоны, выданные учителем)

Эхо

Учитель произносит неправильный глагол в неопределенной форме на английском языке. Показывая карточку с этим глаголом, он просит одного из учеников перевести его на русский языки назвать изученные формы. Затем класс хором повторяет их.

Основные советы:

  • Учителю следует взять несколько карточек в руки.
  • Учащиеся сами по очереди выбирают глагол, с которым будет работать весь класс.
  • Передавать функции учителя сильным ученикам.

Чайнворд

Каждой команде или отдельным игрокам дается по одному неправильному глаголу (желательно, чтобы они заканчивались на одну и туже букву, чтобы игроки были в равных условиях ). За ограниченное время участники конкурса должны продолжить цепочку из правильных и неправильных глаголов во второй форме, чтобы последняя буква предыдущего глагола была первой буквой следующего за ним глагола. Побеждает та команда, которой удается записать больше разных глаголов, например, в течение двух минут или пока играет музыка (глаголы не должны повторяться).

Основные советы:

  • Чайнворд можно использовать в IV четверти 5 класса, поскольку у учащихся сформировался достаточный словарный запас неправильных глаголов.
  • Учителю следует заранее проверить какие цепочки слов могут получиться.

Поймай мяч

Учитель бросает учащимся по очереди мяч, называя неправильный глагол по-русски, а учащиеся возвращают мяч, называя три формы этого глагола.

Основные советы:

  • Перед игрой выписать неправильные глаголы на русском языке в столбик.
  • Следует договориться с учащимися об определенном слове, которое они будут произносить, если забыли глагол.
  • Если учащийся назвал определенное слово, один из участников, которому это слово знакомо выписывает три формы на доску.

Практические рекомендации по использованию перфокарт

Работая не один год в школе, я столкнулась с проблемой как научить детей запоминать и использовать формы неправильных глаголов.

Изучая статьи по данной проблеме, я пришла к выводу о том, что данная лексика должна использоваться ежеурочно, на протяжении долгого периода времени. Каким же образом это сделать, если существует учебный план и учитель должен ему следовать?

Предлагаю вниманию мой опыт работы по данной проблеме.

Для повторения выученных глаголов и изучения новых я использую перфокарты, которые состоят из карт, включающих в себя, пять различных глаголов на русском языке в одной колонке и место для вставки листа для написания нужных форм глагола на английском языке в другой колонке. Преимущества данного метода заключаются в том, что данный способ запоминания глаголов позволяет и ребенку и учителю видеть пробелы в знаниях и своевременно устранять их, экономит время учителя на уроке, позволяет осуществить фронтальных контроль учащихся.

Основные советы:

  • Использовать перфокарты можно в каждой параллели с 5 по 11.
  • Учителю следует изготовить наборы карт в соответствии со списком слов в учебнике.

Рекомендации

Поскольку данное языковое явление отсутствует в русском языке и лексический материал довольно объемен, т.к. самые распространенные глаголы являются неправильными и образуют форму неопределенного прошедшего времени и причастия прошедшего времени не по правилу (путем прибавления окончания -ed к I форме) учащимся нужно знать наизусть все три формы неправильных глаголов. Эта тема одинаково важна и в 5 классе и в 11, однако, изучив данную тему, дети быстро забывают выученные глаголы.

Для облегчения процесса усвоения и повторения данной лексики следует применять перфокарты.

Начиная с 5 класса в конце учебника есть список неправильных глаголов, которые учащимся нужно знать наизусть. Каждый год этот список этих слов пополняется новыми единицами, соответственно учителю нужно дополнять набор карточек появившимися лексическими единицами.

Слова, записанные на карточке должны соответствовать набору из пяти слов из списка неправильных глаголов.

Карточки должны быть пронумерованы, таким образом можно контролировать, чтобы ребенку не доставалась карточка с одинаковым набором слов каждый урок.

На каждой карточке справа, рядом со списком слов на русском языке делается прорезь сверху и снизу, в прорези вставляется съемный лист, на съемном листе указывается фамилия ребенка выполнявшего работу и номер карточки.

После выполнения работы, дети сдают перфокарты учителю, который сразу оценивает работу.

После замены съемного листа, перфокарты можно применять на следующем уроке, заменяя съемные листы. Это экономит время учителя и дает возможность проверить знания по теме неправильные глаголы у всех учащихся одновременно, не затрачивая время на диктант и на записи на доске.

Представляю варианты перфокарт для 5 класса, осталось только напечатать, сделать необходимые прорези и перфокарты готовы к использованию. (Приложение № 1).

Заключение

При обучении иностранному языку следует использовать не только различные приемы и способы запоминания, но и приемы многократного повторения и контроля усвоения учебного материала для достижения прочных знаний учащихся. Творческий подход сделает изучение английского языка интересным и позволит легко расширить словарный запас.

Список литературы

  1. Неправильные глаголы и другие "неправильности" английского языка/ А.Н.Драгункин. - СПб: Андра, 2003.
  2. Упражнения на прочное усвоение неправильных глаголов / В.И.Кувшинов //Иностранные языки в школе, 1990. - №4. - С. 59-61.
  3. Освоение неправильных английских глаголов с использованием элементов рифмовки и игр/ А.Ю.Соловьев// Иностранные языки в школе. - 1998. - № 4. - С. 45-52.
  4. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие / Н.Ф.Коряковцева. - М.: Академия, 201 с., 2010.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.fipi.ru
  2. http://reshuege
  3. http://www.examen.ru
  4. http://egetestonline.ru
  5. http://onlinetestpad.com