Цифровые технологии - это технологии, которые позволяют создавать, хранить, обрабатывать и распространять данные в электронном виде с использованием компьютера и компьютерных сетей. Цифровые технологии в образовании - это использование приложений, программ и других цифровых средств обучения в школах, вузах, на дистанционных курсах.
Начало XXI в., особенно его второе десятилетие, привнесло кардинальные изменения в содержание музыкального образования в организациях всех типов и уровней, что связано с активным внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Сегодня данные технологии - важная составляющая музыкальной образовательной системы, нацеленная на музыкальное обучение, воспитание и развитие обучающихся. Большое значение цифровых технологий в музыкальной культуре и образовании обусловливается растущей ролью данных технологий в творческом музыкальном процессе.
Цифровые музыкально-компьютерные технологии сегодня становятся неотъемлемой частью учебного процесса, не только обогащая традиционные педагогические технологии и средства музыкального обучения и развития, но и активизируя познавательные интересы обучаемых, развивая их самостоятельность, совершенствуя педагогическое мастерство педагогов-музыкантов.
Цель данной статьи - изучить вопрос влияния цифровых технологий на музыкально-педагогический процесс музыкального образования в эпоху быстроменяющихся технологий, освещение содержания существующих и доказавших успешность в применении цифровых, в том числе музыкально-компьютерных, технологий в дошкольных образовательных объединениях.
Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс ДОО обусловливается современными требованиями к обновлению музыкального образования. Цифровые технологии применяются в образовательном сайте педагога, мультимедийных пособиях, мультимедийных учебных материалах, это позволяет свободно найти различную информацию в глобальной сети, комплексно задействовать различные каналы восприятия информации. Музыкальный руководитель будет способен увлечь детей тогда, когда владеет цифровыми технологиями сам.
Цифровые технологии в музыкальном образовании ДОО позволяют:
- увеличить количество усваиваемого материала детьми - делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные, делая их понятными для дошкольников;
- приобщить детей к различным видам музыкальной деятельности - активизировать творческий потенциал ребёнка;
- сформировать музыкальные способности, воспитать интерес к музыкальной культуре, музыкальный вкус и кругозор дошкольников.
В педагогической деятельности музыкального руководителя применение цифровых образовательных ресурсов выполняют следующие функции:
- в первую очередь являются богатым источником учебной и музыкальной информации;
- помогают в создании дидактического материала;
- позволяют создавать различные наглядные пособия (демонстрационные и раздаточные);
- оформление документации;
- работа с музыкальными файлами, видеофайлами;
- дают возможность обобщать и распространять опыт работы.
Средства цифровых технологий доступны для использования во всех видах музыкальной деятельности.
Восприятие музыки
В разделе восприятия (слушания) музыки использование компьютерных презентаций помогает запомнить надолго предложенное для слушания музыкальное произведение, так как зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал; позволяет обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение.
Это может быть:
- использование портретов, при знакомстве с творчеством того или иного композитора;
- видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям;
- клипы к песням;
- знакомство с жанрами музыки;
- классическая музыка в мультфильмах;
- видеофильмы, видеоклипы, которых сейчас очень много по слушанию для всех возрастов;
- видео-иллюстрации с элементами анимации.
Пение
В этом разделе с применением цифровых технологий происходит разучивание различных попевок и упражнений для развития голосового аппарата при помощи графических изображений или видео-иллюстраций. Есть возможность узнавать и учить песни по картинкам - подсказкам или используя электронные мнемотаблицы (мнемотехника).
Музыкально-ритмические движения
В данном разделе также можно использовать электронные мнемотаблицы или анимированные схемы, при помощи которых дети смогут ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
Также эффективны в использовании видеоклипы при знакомстве с танцами и особенностями их исполнения.
Применение цифровых технологий при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям выразительно исполнять движения и точно выполнять указания педагога. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков занимает меньше времени и становится более увлекательным, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.
Игра на детских музыкальных инструментах
При обучении игре на детских музыкальных инструментах используются видеозаписи концертов, видеофильмы для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. После просмотра видеозаписей, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактические игры можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, вызывающие желание участвовать в них и которые всегда интересны детям. Принцип построения таких презентаций: первый слайд - задание, следующий - проверка правильности выполнения предложенного задания. Такие игры позволяют в доступной, привлекательной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Используя музыкально-дидактические игры, педагог без напряжения сможет поддержать детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребенка.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.
Музыкальный руководитель имеет возможность готовить самостоятельно разнообразный материал для праздников, занятий и развлечений: работает со звуком, с видеоматериалом, с нотным текстом, с презентациями, анимацией.
Таким образом, использование цифровых технологий в музыкальном образовании ДОО - это необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию, а не влияние моды.
Цифровые технологии способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника, способствуют раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника, вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые умения и знания.
С помощью цифровых образовательных ресурсов (электронные учебные пособия, репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники) музыкальный руководитель проводит занятия интереснее, а дошкольники успешно усваивают материал.
Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, позволяет ребенку с интересом учиться, способствует всестороннему развитию ребенка.
Список использованных материалов
- Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138;
- Князева Ю.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ. Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, С. 52-54;
- Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., 2011. С.128;
- Коновалов А.А., Буторина Н.И. Цифровые технологии в музыкальном образовании: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2022. 158;
- Янова Е.А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя. Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, С. 60-62.