Пояснительная записка
Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.
В разные годы естественнонаучное образование обеспечивалось изучением дисциплин, ядром которого служила физика.
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях России. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики на протяжении многих лет вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности населения страны, и формированию интеллектуальной элиты.
Однако в последние десятилетия в обществе интерес к физике у значительной части учащихся заметно упал.
В частности, сказалось постепенно обостряющееся несоответствие направления развития содержания школьного физического образования познавательным интересам и способностям значительной части учащихся, а также потребностям российского общества.
Реализация идеи повышения научного уровня школьного курса физики, безусловно, повысила уровень физического образования. Однако некоторые его разделы приобрели наукообразность, стали ухудшенным вариантом вузовского курса. Такой курс физики не привлекает учащихся, интересы которых лежат в области гуманитарных наук или изобразительного искусства, он также труден для школьников с недостаточно развитым логическим мышлением. Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Для учебного предмета "физика" - это учебный эксперимент - лабораторная работа.
Принципиально изменились роль, место и функции самостоятельного эксперимента при обучении физики: учащиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания, а это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований.
Актуальность данной работы обусловлена практической направленностью:
- Реализацией возможности учащимися продемонстрировать свои умения практически;
- Развитием личностных качеств, связанных с формированием самостоятельного подхода к решению конкретных задач.
Физика - наука экспериментальная и физический эксперимент в форме лабораторной работы, фронтального опыта или эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы являются предпочтительными видами деятельности.
В процессе обучения физике большая роль отводится эксперименту, который проводится самими обучающимися. Это объясняется:
- во-первых, тем, что эксперимент является методом исследования физических явлений, обеспечивающим научность школьного курса, и средством наглядности;
- во-вторых, эксперимент наряду с вышеуказанными задачами выполняет и другую важную функцию: он способствует формированию у учащихся специфических для физики умений и навыков, если ученики самостоятельно умеют обращаться с приборами.
Физический эксперимент в форме лабораторной работы во многих случаях является предпочтительным по сравнению с демонстрационным.
Преимуществом является высокая степень активности и самостоятельности обучающихся при выполнении эксперимента, выработка умений работать с физическими приборами и навыков обработки наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим обучающимся. Результаты эксперимента обучающиеся воспринимают как открытие.
В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты и эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы.
Фронтальные опыты - кратковременные фронтальные лабораторные работы, которые одновременно выполняются всеми обучающимися класса под руководством учителя. Эти опыты обычно просты по технике выполнения. Им отдается предпочтение перед демонстрационным экспериментом в тех случаях, когда эффект при демонстрации у доски оказывается скрытым от обучающихся.
Фронтальные опыты учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления.
Эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы развивают познавательную самостоятельность обучающихся, знакомят их с сущностью экспериментальных исследований, способствуют осмыслению изучаемого материала и прочности усвоения знаний
Введение фронтальных лабораторных работ при изучении нового материала позволяет значительно увеличить долю времени, отводимого на выполнение учащимися самостоятельных практических работ, обеспечивает связь самостоятельного физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, так как фронтальная работа выполняется на том же уроке, на котором изучается теоретический материал.
Выполнение того или иного задания во время фронтальных занятий целиком проходит при коллективной работе всего класса.
Правда, обучающимся прививаются лишь азы практических навыков обращения с приборами. Так как по методическим соображениям учебное оборудование для фронтальных занятий подбирается простое, чтобы освоение его не отвлекало обучающихся от основного - изучения физических явлений, закономерностей и методов наблюдения и измерения.
Тут на помощь приходят ИКТ технологии. Использование ИКТ (виртуальной лаборатории) позволяет создать условия для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого и обучающего; индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
В нашей школе имеется мобильный компьютерный класс, который позволяет в полной мере обеспечить системно-деятельностный подход в обучении.
Фронтальные лабораторные занятия, в отличие от практикума, дают полную возможность в конце урока коллективно обсуждать и оценивать полученные результаты, путем сравнения. Такое заключительное обсуждение может быть проведено в случае необходимости почти после каждой лабораторной работы.
Другая форма проведения лабораторных работ - физический практикум. В практикуме можно поставить работы, различные по уровню сложности и характеру задания. Одни из них можно снабдить подробными инструкциями, другие - краткими указаниями, в третьих работах - лишь сформулировать задачу, для решения которой ученику необходимо самостоятельно подобрать оборудование и разработать схему выполнения эксперимента, в четвертых работах могут быть предложены задания конструкторского типа. К достоинству данного вида деятельности можно отнести - использование значительно меньшего количества приборов и оборудования, чем их понадобилось бы при проведении фронтальных работ.
Конспект урока
1. Тема урока: "Виртуально-практическая лабораторная работа: «Измерение объёма твёрдого тела»".
2. Возраст обучающихся: 12-13 лет, 7 класс.
3. Название предмета: физика.
4. Авторы программы: Гутник Е.М., Пёрышкин А.В.
5. Вид урока. Лабораторная - практическая работа.
6. Тип урока. Комбинированный.
7. Цель урока. Создание условий для формирования различных компетенций по измерения объёма тел различными способами, закрепить понятия: цена деления, погрешность измерения, предел измерения; Формирование у учащихся целенаправленной и мотивированной активности, направленной на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями.
8. Проблемы, решаемые обучающимися.
- Планировать учебное действие при выполнении заданий.
- Освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий.
- Взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности.
9. Планируемые результаты:
Предметные:
- Проведение опытов по определению объёма тел, простых экспериментальных исследований.
- Формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования.
- Приобретение опыта прямых и косвенных измерений, с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов (МКК); понимание неизбежности погрешности любых измерений.
- Получат возможность сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
Регулятивные УУД - оценка, коррекция, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция, контроль.
Познавательные УУД - логические действия: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство.
Коммуникативные УУД - построение речевых высказываний, постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром.
Личностные результаты.
- Развивать речь, мышление, творческие способности в процессе открытия нового знания; развить мыслительные навыки на этапе проектирование, сравнение.
- Формирование уважения, толерантности, взаимопомощи при выполнении совместных видов деятельности;
- Формирование уважения к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке.
10. Оборудование.
- компьютер, с рекомендуемыми техническими требованиями;
- видеопроектор;
- интерактивная доска;
- мобильный компьютерный класс - МКК (индивидуальные ноутбуки для учащихся, 1 ноутбук на парту);
- набор тел правильной формы (алюминиевый и стальной бруски), мензурка с водой.
11. Этапы урока. Технологическая карта.
12. Презентация к уроку.