Игра - один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Многие исследователи и практики принимают решения, что не только игра зависит от содержания, она зависит от социальной ситуации.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется при воздействии взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметом, миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая игра.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение детей, на становление неповторимой личности.
В.А.Сухомлинский писал: "Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
- Развитие познавательной деятельности ребёнка;
- Развитие эмоционально- волевой сферы;
- Обогащение представлений об окружающем мире;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Формирование культурного поведения;
- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
- Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры типа "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?" и т.д. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала.
Игры-путешествия. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от детей умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Педагог, используя в своей работе все пять видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности детей.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента:
- сбор нужной информации
- принятие правильного решения.
Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить "приобретение такого опыта" детей, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у детей живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.
Результативность дидактических игр зависит:
- от систематического их использования,
- от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и педагога есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений.
Цель применения игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у детей через разнообразные игровые формы обучения.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
- Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.
Развивающие:
- Развивать у детей творческое мышление.
- Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
- Вырабатывать историческое самосознание - осознанную сопричастность к прошлым событиям.
- Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Макаренко А.С. разработал теорию применения целостного комплекса игровых технологий. Он считал, что в наглядности не должно быть лишних элементов, так и в хорошем комплексе игровых технологий не должно быть ничего лишнего только образовательная направленность. Макаренко А.С. понимал, что игры должны быть использовании и связаны с возрастными особенностями детей, и нельзя игру в которую играет ребенок 4 лет использовать в старших классах «Каждой игре свой возраст», т.к. ребята изменяются, растут и развиваются.
Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр - забота каждого педагога. "Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это - творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно, игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, знать".
Игры постоянно изменяются, совершенствуются и над ними надо постоянно работать, что бы дети изучали учебный материал с интересом и увлечением.
Педагоги, психологи, ученые разных времен знали и понимали, что в игре ребенок развивается и формируется.
Обучая детей письму, чтению, развитию речи, счету и воспитанию, педагоги используют в своей практике игры. И отсюда мы можем сделать вывод, что незаменим методом образовательной работы - является игра.
Значение игры невозможно оценить и исчерпать ее возможности.
Заключение
Игра дает возможность формировать все стороны личности ребенка. В результате игры в психике ребенка возникают значительные изменения, которые обеспечивают знания к новейшим технологиям и самое главное к более высоким стадиям развития. Этим мы можем объяснить огромные воспитательные и обучающие возможности игры, которую психологи считаю ведущей деятельностью детей. Таким образом, игра - это функция важная для разностороннего и полного развития детей, и она связана со всеми видами работы детей и педагогов. И она очень важна в педагогическом процессе. Основной путь обучения, развития и воспитания в игре - влияние и ее содержание т.е. выбор темы и цели игры должны быть связаны с психологическим развитием ребенка.
Игры надо проводить грамотно, четко, ясно, а также надо помнить, что за игрой идет образовательный процесс. Цель педагога направить ребенка на образование и получение знаний. Надо хорошо продумывать ход игры и ее цели, и тогда такая игра захватить человека полностью. Это единство мыслей, чувств, воли и координации. Образовательные игры должны быть мостиком к получению знаний так утверждаю опытные специалисты образования.
Игры делают обучение интересным, создают радостное настроение детям и увлекают их за собой.
Игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности. С помощью игр учащиеся начальных классов лучше усваиваю закономерности обучения и легче познают даваемый им материал.