Цель веб-квеста: формирование экологической культуры у младших школьников.
Задачи:
- развитие экологической культуры младших школьников;
- обогащение опыта решения экологических проблем на основе знаний из разных областей;
- развитие коммуникативных навыков.
Веб-квест предназначен учащимся 3-4 классов.
Сайт веб-квеста размещен в сети Интернет по адресу https://goo.su/iDGxy9Z.
Основные средства реализации веб-квеста: сервисы Google, среда конструирования интерактивных упражнений LearningApps.
Содержание веб-квеста
Веб-квест начинается с интерактивной истории: Далеко-далеко, на опушке Сказочного леса, живут три маленьких гнома: Листик, Веточка и Травинка. Окошки их уютного домика всегда приветливо светятся, а двери открыты для гостей. Гномики заботятся о лесных зверюшках, строят кормушки для птиц на зиму, пекут хлеб и мастерят игрушки. Но однажды сильный Осенний ветер уносит их в далёкие края... На пути домой гномиков ждет немало сложностей. Им предстоит многому научиться, но, благодаря отважным сердцам, вере в хорошее и помощи добрых друзей они справятся со всеми трудностями!
Карта квеста оформлена в виде квест-комнаты:
Этапы образовательного веб-квеста “Приключение гномиков в Сказочном лесу”
Этап № 1
Название этапа: Заколдованный лес (clck.ru/39LNwW)
Мотивирующее вступление к этапу: Разные в лесу бывают дороги. Бывают такие, что прямо пойдёшь — назад не вернёшься, налево пойдёшь — в чащобе заблудишься, направо пойдёшь — в болоте увязнешь. Ну их, такие дорожки-то! Но бывают в лесу и другие. Такие бывают, что пройдёшь по ней раз, да на всю жизнь и запомнишь. И опять к ней вернёшься. Вот было однажды...
Отправились гномики искать дорогу домой. Да преградила путь стена, на которой написано: "Чтобы найти дорогу домой, выполните мое задание. Найдите названия растений и животных, которые относятся к природным сообществам "лес", "поле", "водоем", "луг". Вы узнаете кодовое слово и узнаете направление, в котором следует двигаться дальше.
Интерактивные упражнения
На этом этапе участникам проекта предлагается выполнить два интерактивных задания. После выполнения первого задания участники получают кодовое слово №1.После выполнения второго - бонусный предмет, который пригодится на следующем этапе.
Первое задание называется "Заколдованный лес"
(https://learningapps.org/watch?v=p9yfovq1c24), представлено в виде задания "Пазл “Угадай-ка". Для его выполнения нужно знать особенности природных сообществ.
Формулировка задания. Найдите названия растений и животных, которые относятся к природному сообществу "лес", "поле", "водоем", "луг".
Ответ: Лес: заяц, волк, дуб, лиса, черника, рябина. Поле: рожь, куколь, картофель, хомяк, жаворонок, ячмень. Водоем: кубышка, щука, водомерка, беззубка, выдра, камыш. Луг: мышь, крот, клевер, зверобой, кузнечик.
Кодовое слово № 1: чтобы.
Второе задание называется "Ярусы леса"
(https://learningapps.org/watch?v=p2bvv1z0j24), представлено в виде задания "Простой порядок". Для его выполнения нужно знать ярусную структуру лесного биоценоза.
Формулировка задания. Определите правильную последовательность ярусов леса.
Ответ:
Бонусный предмет: 50 кг желудей.
Дополнительные источники информации по теме этапа
- Виды природных сообществ, источник информации: clck.ru/39Jkv9.
- Ярусы леса: https://showslide.ru/prirodnie-soobshchestva-800257
Этап № 2
Название этапа: Лесная столовая (clck.ru/39neBN)
Мотивирующее вступление к этапу: Листик вытер лоб платком и тяжело вздохнул. Если бы не бонусный предмет, то тяжело бы нам пришлось.
А что любят другие жители леса?
Давайте немного попутешествуем по лесу. На первый взгляд он кажется пустым- одни деревья. Он не сразу откроет перед тобой свои секреты , но когда вы хорошенько присмотритесь к нему , то поймёте, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселённый множеством жильцов. Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть своё место и своё дело.
И получается, что все лесные жители друг от друга зависят. Ястребу не прожить без синиц, синицам -без листьев, всем вместе- без леса. Это и есть большое сообщество растений и животных, которая связывает друг с другом как звено в цепочке и не могут друг без друга.
Отправились гномики искать дорогу домой. Да преградила путь табличка, на которой было выцарапано чьей-то когтистой лапой: "Чтобы найти дорогу домой, выполните мое задание. Найдите и впишите отдельные цепи питания. Вы узнаете кодовое слово и узнаете направление, в котором следует двигаться дальше.
Интерактивное упражнение № 3.
Интерактивное задание называется "Сеть питания"
(https://learningapps.org/watch?v=pd3y5uhhn24), представлено в виде задания "Заполни пропуски". Для его выполнения нужно уметь составлять цепи питания с опорой на предложенную схему, представлять информацию в новой форме.
Формулировка задания. Рассмотри сеть питания. Найди и впиши отдельные цепи питания.
Ответ:
Кодовое слово № 3: жить.
Этап № 3
Название этапа: Лесная аптека (clck.ru/39neEu)
Мотивирующее вступление к этапу: На стрелке, которая указывала путь дальше, было написано чьей-то рукой следующие слова: "Перед вами шесть растений. Каждое может использоваться для лечения разных симптомов заболеваний. Вы сможете пойти дальше, только если определите, какое растение от какой хвори помогает. Если же вы допустите хоть одну ошибку, вы потеряете дорогу в сказочный лес и никогда ее больше уже не найдете".
Вся надежда только на вас, ребята! Гномик Травинка готов помочь вам в выполнении задания. Смотрите дополнительную информацию по теме "Лесная аптека".
Интерактивное упражнение № 4.
Интерактивное задание называется "Аптека под ногами"
(https://learningapps.org/watch?v=p5moznms324), представлено в виде задания "Найти пару". Для его выполнения нужно знать назначение лекарственных растений.
Формулировка задания. Подберите лекарственному растению его лечебные свойства.
- Слова первой группы: ромашка лекарственная, малина, календула, липа, крапива, мать-и-мачеха.
- Слова и словосочетания второй группы: противовоспалительное, от боли в горле; от температуры; от ангины; от простуды; витамин С, общеукрепляющее; от кашля
Ответ:
- ромашка лекарственная - противовоспалительное, от боли в горле
- малина - от температуры
- календула - от ангины
- липа - от простуды
- крапива - витамин С, общеукрепляющее
- мать-и-мачеха - от кашля
Кодовое слово № 4: нужно.
Этап № 4
Название этапа: Лесная школа (clck.ru/39neKi)
Мотивирующее вступление к этапу: Никаких стрелок, камней или других знаков, которые бы указывали на то, куда нужно двигаться гномики не нашли. Однако, внимательный гномик Веточка обратил внимание на книгу. Книга была с вырванными страницами. Гномик не любил, когда с книгами так обращались, и решил подклеить страницы.
Гномик взял книгу в руки и прочитал на закладке: "Это волшебная книга, в которой можно узнать, где находится Сказочный лес. Я книгу испортил. Вы никогда не сможете определить, кто является автором данных в книге произведений. А значит, вы никогда не вернетесь домой".
А где-то очень близко послышался тоненький и очень противный смешок.
Ребята, вы любите читать книги о природе? Тогда помогите гномикам выполнить задание и найти дорогу домой.
Интерактивное упражнение № 5.
Интерактивное задание называется "Литературное ассорти"
(https://learningapps.org/watch?v=pnke38b3c24), представлено в виде задания "Найти пару". Для его выполнения нужно знать писателей-натуралистов и их литературные произведения.
Формулировка задания. Соедините автора с его книгой.
- Слова первой группы: Ю.Коваль, Н.Сладков, В.Бианки, В.Чаплина, Г.Скребицкий, Г.Снегирев, Е.Чарушин, И.Соколов-Микитов, К.Паустовский, М.Пришвин.
- Слова и словосочетания второй группы: “Алый и другие рассказы”; “Лесные тайнички”; “Лис и мышонок”; “Как лиса в лесу живет”; “Длиннохвостые разбойники”, “Хитрый бурундук”, “Тюпа, Томка и сорока”, “Листопадничек”, “Корзина с еловыми шишками”, “Лисичкин хлеб”.
Ответ:
- Ю.Коваль - “Алый и другие рассказы”
- Н. Сладков - “Лесные тайнички”
- В. Бианки - “Лис и мышонок”
- В. Чаплина - “Как лиса в лесу живет”
- Г. Скребицкий - “Длиннохвостые разбойники”
- Г. Снегирев - “Хитрый бурундук”
- Е. Чарушин - “Тюпа, Томка и сорока”
- И. Соколов-Микитов - “Листопадничек”
- К. Паустовский - “Корзина с еловыми шишками”
- М. Пришвин - “Лисичкин хлеб”
Кодовое слово № 5: солнце.
Этап № 5
Название этапа: Правила друзей природы (clck.ru/39ngzb)
Мотивирующее вступление к этапу: Гномики вернулись в свой Сказочный лес. И козни гнома Бомбура не стали этому препятствием. А, чтобы напомнить всем друзьям природы о правилах, которые необходимо соблюдать в лесу, гномики решили изготовить знаки "Правила поведения в природе". А вам, ребята, Листик, Травинка и Веточка предлагают подписать эти знаки.
Выполните упражнение "Правила поведения в лесу".
Интерактивное упражнение № 6.
Интерактивное задание называется "Правила поведения в лесу"
(https://learningapps.org/watch?v=pumgpege224), представлено в виде задания "Найти пару". Для его выполнения нужно знать правила поведения в лесу и уметь соотносить их со знаковыми обозначениями правил.
Формулировка задания. Определите, что обозначают эти знаки. Для этого найдите подходящие к ним подписи.
Словосочетания первой группы:
- Не разводите в лесу костры
- Не рвите цветы
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников
- Не рубите деревьев
- Не вытаптывайте растения
- Не сорите в лесу
- Не шумите в лесу
- Не берите яйца из птичьих гнёзд
- Не уничтожайте муравейники
- Не убивайте животных
- Не ловите насекомых
- Не сбивайте грибы, даже несъедобные
- Не уносите диких животных домой
Вторая группа представлена следующими картинками:
Ответ:
- Не разводите в лесу костры -1
- Не рвите цветы - 2
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников - 3
- Не рубите деревьев - 4
- Не вытаптывайте растения - 5
- Не сорите в лесу - 6
- Не шумите в лесу - 7
- Не берите яйца из птичьих гнёзд - 8
- Не уничтожайте муравейники - 9
- Не убивайте животных - 10
- Не ловите насекомых -11
- Не сбивайте грибы, даже несъедобные - 12
- Не уносите диких животных домой - 13
Кодовое слово № 6: свобода и.
Интерактивное упражнение № 7.
Интерактивное задание называется "Вы готовы отказаться от экологически вредного поведения?"
(https://learningapps.org/watch?v=pfjb0od2524), представлено в виде задания "Найти пару". Для его выполнения нужно знать правила экологически полезного поведения..
Формулировка задания. Вредные привычки — не только те, что плохо отражаются на нашем личном самочувствии, но и такие, которые плохо влияют на «здоровье» планеты. Вы готовы отказаться от экологически "вредных" привычек?
Словосочетания первой группы:
- Избыточное потребление.
- Использовать пластиковые пакеты или сумки для сменной обуви.
- Неконтролируемое использование природных ресурсов.
- Отказ от сортировки мусора.
- Использование одноразовых вещей.
- Использование личного автомобиля.
- Пить через пластиковые трубочки.
- Ходить в кружки в одноразовых бахилах.
Вторая группа словосочетаний:
- Покупать лишь самое необходимое.
- Купить или сшить многоразовый мешок для сменки или спортивной формы.
- Выключать воду, пока чистите зубы или намыливаетесь в душе.
- Сортировать мусор и сдавать раздельно отходы на переработку.
- Использование личной многоразовой тары.
- Выбор экологичных видов транспорта.
- Заменить пластиковые трубочки бумажными или металлическими.
- Носить с собой сменную обувь или многоразовые бахилы, которые можно сшить дома или купить.
Ответ:
- Избыточное потребление. - Покупать лишь самое необходимое.
- Использовать пластиковые пакеты или сумки для сменной обуви. - Купить или сшить многоразовый мешок для сменки или спортивной формы.
- Неконтролируемое использование природных ресурсов. - Выключать воду, пока чистите зубы или намыливаетесь в душе.
- Отказ от сортировки мусора. - Сортировать мусор и сдавать раздельно отходы на переработку.
- Использование одноразовых вещей. - Использование личной многоразовой тары.
- Использование личного автомобиля. - Выбор экологичных видов транспорта.
- Пить через пластиковые трубочки. - Заменить пластиковые трубочки бумажными или металлическими.
- Ходить в кружки в одноразовых бахилах. - Носить с собой сменную обувь или многоразовые бахилы, которые можно сшить дома или купить.
Кодовое слово № 7: маленький цветок.
Этап № 6
Название этапа: Опушка Сказочного леса (clck.ru/39pgow)
Мотивирующее вступление к этапу:
Поздравляю!
Приключения гномиков в сказочном лесу завершено. Вы собрали 7 кодовых слов и словосочетаний. Вам осталось сделать последний шаг: составить фразу из кодовых слов и словосочетаний.
Команда выполняет заключительное задание веб-квеста, с помощью которого проверяет правильность выполнения задания по поиску ключевой фразы веб-квеста “Приключения гномиков в сказочном лесу”.
Интерактивное задание называется "Опушка Сказочного леса" (https://learningapps.org/watch?v=p9p6mm8gj24) и представлено в виде задания "Ввод текста". Для его выполнения нужно знать ключевую фразу проекта.
Формулировка задания. Дорогие друзья! Подошли к завершению приключения гномов в сказочном лесу. Предлагаем вам составить ключевую фразу из кодовых слов и словосочетаний, которые вы нашли, когда выполняли задания квеста. Удачи!
Ответ: 1) Чтобы, 2) жить, 3) нужно 4) солнце, 5) свобода и 6) маленький цветок.