Тема урока: "Место государства в политической системе. Понятие формы государства. Формы правления. Политический режим"

Разделы: История и обществознание

Класс: 11

Ключевые слова: государство


Технологическая карта урока по обществознанию 11 класс

Предмет, учитель

Обществознание

Класс

11

Тип урока

Урок общей методологической направленности

Тема урока

Место государства в политической системе. Понятие формы государства. Формы правления. Политический режим.

Цель урока

формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Задачи урока

формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний

Планируемые результаты

Предметные:
приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;

Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс
и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

Основные понятия

Политическая система, форма государства, форма правления, политический режим, форма территориально-государственного устройства,

Межпредметные связи

История, право

Ресурсы урока

доска интерактивная, дидактический материал к уроку, раздаточный материал, ноутбуки, принтер.

Формы организации деятельности детей

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Метод

Проблемное изложение

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не простой урок. Сегодняшний урок мы проведем в форме ротации станций.
Но начать его я хочу с фразы, которую вы видите на доске. Прочитайте и ее и ответьте на вопрос - в чем смысл этой фразы?
Слайд на доске «Сегодняшнее усилие - это завтрашнее достижение!»
Все верно! Я желаю вам сегодня в процессе работы создать такой продукт, который ни раз окажет Вам помощь в будущем.
Желаю успеха!

Приветствуют учителя

Отвечают - что наша работа сегодня - это вклад в наше будущее.

2. Актуализация знаний Посмотрите за задачу на доске, внимательно прочитайте условия задания.
Это задание 22 формата ЕГЭ
Слушают задание.
Конституция государства Z закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина, механизмы их защиты. В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, принцип разделения властей реализован в построении государственного аппарата Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
Абсолютное большинство мест в парламенте государства Z принадлежит партии, которая провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, равноправие всех граждан, ценность свободной рыночной экономики, неприкосновенность частной собственности, свободу предпринимательства.
Какова форма правления государства Z? Дайте полное название. Какой политический режим установился в государстве Z? Какой идеологии придерживаются сторонники партии, имеющей абсолютное большинство мест в парламенте государства Z?
Отвечают на вопросы

Скажите, что нам потребуется для решения этого задания?
Я предлагаю вам сделать это на нашем сегодняшнем уроке, но не просто вспомнить и применить, а создать в итоге такой продукт - буклет, который поможет Вам справляться с подобными заданиями в бедующем.
Работать мы будем следующим образом:
Вы будете поделены на три группы по рядам.
Все группы в течение урока должны поработать на трех станциях: Учитель, Онлайн и Творческая.
у каждого из вас будет свой маршрутный лист продвижения.
время работы на каждой станции - ограничено (6 минут); за это время вы должны постараться выполнить как можно больше заданий и занести свой результат в маршрутный лист.
отсчет времени ведется по часам; по истечению времени вы услышите сигнал, при котором вы должны закончить работу на текущей станции и перейти к следующей станции;
станции подписаны (на столах таблички с названиями станций),
на каждой станции размещен раздаточный материал для каждой группы - работа начинается со знакомства с инструкцией.
после прохождения последней станции - оставайтесь на месте.
Всем ученикам раздаются маршрутные листы продвижении, им предлагается их подписать (указать ФИО)
Проговорить маршрут

Вспомнить информацию, полученную на прошлых уроках и применить ее.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи станция УЧИТЕЛЬ
работа с карточками.
Укажите тип политической системы и приведите примеры страны с указанной системой.
Вытягиваю карточки и устно отвечаю на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл
Карточка 1
Описание: страна имеет двухпартийную систему, где президент является главой исполнительной власти, а Конгресс - законодательной. Система сдержек и противовесов гарантирует разделение полномочий между тремя ветвями власти.
Страна: США Россия
Тип системы: Демократия
Карточка 2
Описание: Страна находится под однопартийным управлением Трудовой партии, где лидер обладает практически абсолютной властью. Политическая оппозиция отсутствует, а деятельность граждан строго контролируется.
Страна: Северная Корея
Тип системы: Тоталитаризм
Карточка 3
Описание: Политическая система страны основана на власти короля, который контролирует все сферы государственной деятельности. Политические партии и выборы отсутствуют, а законы строятся на основе шариата.
Страна: Саудовская Аравия
Тип системы: Абсолютная монархия
Карточка 4
Описание: В этой системе президент и премьер-министр разделяют полномочия. Президент отвечает за внешнюю политику, а премьер-министр руководит правительством. Законодательный орган - двухпалатный парламент.
Страна: Франция,
Тип системы: Полупрезидентская республика
Карточка 5
Описание: страна является парламентской монархией, где монарх играет символическую роль, а реальная власть принадлежит парламенту. Премьер-министр возглавляет правительство и руководит страной.
Страна: Великобритания
Тип системы: Конституционная монархия
Карточка 6
Описание: страна имеет президента как главу государства и премьер-министра как главу правительства. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом - Государственной Думой и Советом Федерации.
Страна: Россия
Тип системы: Президентская республика
За правильный ответ 2 балл (максимально 6 баллов)
На станции учитель максимально 12 баллов
Задания выполняются по порядку, после выполнения - самопроверка, взаимопроверка.
Выставление баллов в маршрутный лист.
Станция онлайн
https://onlinetestpad.com/ru/testview/
600861-politicheskaya-sistema-obshhestva

перейти по ссылке и выполнить как можно больше заданий из теста
Результат занести в маршрутный лист.
(максимально 5 баллов)

Станция творческая
Задача (единая) оформить буклет по теме «Форма государства»
1 группа. Обложка. Буклет: «Форма государства» картинка
Внутренняя страница 1:
Заголовок: Форма правления
2. Группа. Внутренняя страница 2
Государственно-территориальное устройство
Группа 3. Внутренняя страница 3:
Политический режим
Мах - 6 баллов

Изготавливают буклет каждая группа - свой лист

4. Этап включения изученного в систему знаний

Итак, ребята, три станции позади. Задания выполнены и буклет готов.
Передайте его мне и давайте вернемся к нашей задачи. Ответе на вопросы этого задания.

А теперь давайте выполним это задание, используя наш буклет.
Скажите, ребята, помогает ли наш буклет в решении подобных задач?

Решают задачу.

Пояснение.
1.  Ответ на первый вопрос с пояснением: президентская республика.
2.  Ответ на второй вопрос: демократический политический режим / демократия.
3.  Ответ на третий вопрос: либеральная.

Подводя итог нашего занятия, скажите - определяет ли форма государства политическую систему? Отвечают.
Да, форма государства содержит в себе формы правления, формы государственно-территориального устройства и политические режимы, а следовательно определяет и политическую систему тоже.

5. Этап рефлексии учебной деятельности

Ребята, достигли мы своей цели? Получился у нас полезный продукт? Скажите, на какой станции вам лучше всего удалась работа, где вы чувствовали себя наиболее успешными?
А теперь посчитайте баллы в маршрутных листах и оцените свою работу.
Маршрутные листы сдайте
Урок окончен. Спасибо за работу!

Отвечают
23-19 -5
18-13-4
12-9-3

Домашнее задание

По уровням

Уровень 1: Базовый уровень

1. Дайте определение понятию "государство".
2. Назовите основные функции государства.
3. Приведите примеры разных форм правления (монархия, республика).

Уровень 2: Средний уровень

1. Опишите роль государства в обеспечении прав и свобод граждан.
2. Объясните различие между государством и другими институтами политической системы (например, партийной системой и судебной системой).
3. Приведите примеры того, как государство влияет на экономическую жизнь общества.

Уровень 3: Продвинутый уровень

1. Проанализируйте, как различные политические режимы (демократия, авторитаризм, тоталитаризм) отражают различные подходы к роли государства.
2. Исследуйте влияние международных организаций на государственную политику (например, ООН, ЕС).
3. Напишите эссе на тему "Государство как ключевой элемент политической системы".

Домашнее задание

Марштурный лист