Цель урока:
- формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;
- классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- вырабатывать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: дети научатся находить имена существительные; использовать терминологию при определении части речи; научатся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Формируемые УУД:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.
- Познавательные: ставить и формулировать проблемы; пользоваться знаками и символами.
- Коммуникативные: вести устный и письменный диалог.
- Личностные: мотивация учебной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор, система тестирования.
Технологии: технология проблемного обучения, групповая технология и технология сотрудничества.
Ход урока
1. Оргмомент
- Ребята, нам пора в путь за знаниями отправляться, ведь узнать нам предстоит много интересного.
Посмотри скорей дружок
Ты готов начать урок?
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!
2. Минутка чистописания
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Работа с предложением.
- Посмотрите на запись на доске. Можем ли мы сразу прочитать? (нет)
- Какая буква пропущена во всех этих словах? (а)
М…мы р…зные в…жны.
- Сделайте вывод, какую букву будем прописывать сегодня на уроке?
Аа аАа Аа
- Прописываем,чередуя до конца строки.
- Теперь назовите слоги, в которых пропущена буква а, запишите их на второй строке.
ма раз важ
- Прочитайте предложение и запишите его по памяти.
- Давайте вспомним, что такое предложение? (Группа слов связанных между собой по смыслу).
- Как будем писать предложение? (С заглавной буквы и в конце ставим точку).
- Кто вспомнит, из какого стихотворения это предложение? (С.В.Михалков «А что у вас?»)
- Вспомним строки, какие мамы важны? (Ответы детей)
- Как важно хорошо уметь читать, чтобы грамотно писать и правильно выполнять задания русского языка.
3. Работа по теме урока
(Слайд профессии)
- Посмотрите на картинки, как можно назвать их одним словом? (Профессии)
- Кто получает профессию? (Человек, люди)
- Правильно, поставьте вопрос к этим словам?
- Кто? повар
- Кто? почтальон
- Кто? продавец
- Кто? портной
- Кто? милиционер
- Кто? доктор
- Правильно, если они отвечают на вопрос кто, то они какие? (Живые)
- Верно, живые.
- Сделайте свои предположения, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об именах существительных отвечающих на вопрос кто? обозначающих живые предметы)
- В русском языке эти имена существительные называются одушевлённые.
- Значит, теперь мы их будем называть одушевлённые имена существительные.
- Над какой темой будем сегодня работать? (Одуш. имена сущ.)
- Как вы думаете, мы достигнем своей цели? (Да)
- А что нам поможет в этом? (Желание учиться и быть внимательными)
- Желаю вам успехов и удачи.
- Давайте постоим алгоритм, как определить одуш. имена сущ. (Слайд алгоритм)
1. Ставим вопрос, если слово отвечает на вопрос кто, то это одуш. им. сущ.
- Пользуясь алгоритмом, приведите пример одушевлённых имён существительных. (Кто? папа, малыш, человек, собака и т.д.)
- А какие же мамы важны, какие профессии нам называли ребята?
4. Физминутка для глаз
Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю повторить.
5. Работа по учебнику
- Откройте учебники на 48 стр., найдите упр. 80, прочитайте.
- Что необходимо сделать? (Изменить форму имен существительных)
- Правильно, нам необходимо записать имена существительные изменяя форму слова, чтобы они отвечали на вопрос кто?
Кто? Столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр, доктор.(Один человек у доски)
- Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием.
6. Продолжение работы по теме урока
- А теперь, откройте свои тетрадочки на самой последней странице, что вы там увидели, для вас сюрприз.
(Записаны существительные)
- Прочитайте внимательно слова, записанные у вас на листках. (Учитель, указка, строитель, кирпич, водитель, машина, медсестра, укол)
- Подчеркните только одушевлённые имена существительные.
- Выпишите только имена существительные, которые вы подчеркнули.
7. Работа в парах
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли ваш товарищ по парте выполнил данное задание.
- Если ваш сосед выполнил всё правильно, оцените его работу нарисуйте звёздочку, если допустил одну ошибку квадратик, ну а если больше ошибок, значит нужно еще поработать над данной темой.
- Как вы считаете, какой вопрос можно поставить к тем словам, которые у вас остались не выписанные?(Что?)
- Правильно вопрос что?
- Ребята, какой вывод можно сделать про эти имена существительные? (Сущ. отвечающие на вопрос кто? - это одуш. им. сущ. , на вопрос что - неодуш.)
- Дополните алгоритм, который мы с вами начали составлять. (Слайд алгоритм 2)
2. Ставим вопрос, если слово отвечает на вопрос что, то это неодуш. им. сущ.
- Выпишем и эти имена существительные.
Что? Указка, кирпич, укол, машина.
8. Физкультминутка
- Что ж пора нам отдохнуть и усталость всю встряхнуть.
9. Продолжение и закрепление
- Молодцы, закрепить пришла пора ваши добрые дела.
- Повторите мне, ребята, что узнали вы сейчас? (Сущ. отвечающие на вопрос кто? - это одуш. им. сущ., на вопрос что-неодуш.)
- Ребята, в начале урока мы вспомнили стихотворение. А как называется профессия человека, который пишет стихи? (Поэт)
- Дети, а кто пишет картины? (Художник)
- Правильно, а что могут изображать картины? (Слайды с временами года)
- Посмотрите, что появилось на доске? (Слова)
катятся, весело, с горы, дети
- Что необходимо с ними сделать? (Составить предложение)
- Вспомним еще раз, что такое предложение?
- Записываем предложение с комментированием.
Дети весело катятся с горы.
- Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Один человек работает у доски)
- Найдите в этом предложении одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
10. Итог урока
- Подвести пришла пора
- Чем сегодня занимались?
- Что узнали на ура? (Мы познакомились с им. сущ. одуш. и неодуш.)
- Как определить одуш. и неодуш. им. сущ?
- Какой алгоритм сегодня вывели?
11. Домашнее задание
- Чтобы закрепить полученные знания, запишем домашнее задание.
- Дома необходимо будет выполнить упражнение 86 на 51 странице. Сначала нужно выписать одуш. им. сущ., а затем неодуш. имена сущ.
12. Тест
- А вот насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, мы узнаем, проведя тест.
- Приготовьте пульты, внимательно прочитайте вопрос и выберите правильный ответ, нажмите соответствующую клавишу.
- Результатами вашей работы, я довольна, а оценки за тест вы узнаете завтра.
- Помните, главное не оценка, а знания, которые вы приобрели сегодня.
13. Рефлексия учебной деятельности
- Какие трудности возникли сегодня на уроке?
- Какое задание понравилось больше всего?
- О ком мы говорили в самом начале урока? (О людях и их профессиях)
- А кем бы вы хотели стать?
- Что вы можете сейчас сделать для своей будущей профессии? (Хорошо учиться)
- Для вас у меня есть ещё один сюрприз, загляните в свои дневники, что у вас там?
Соц. опрос учащихся на окружающем мире.