Введение понятия: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Одушевленные и неодушевленные имена существительные


Цель урока:

  • формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;
  • классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • вырабатывать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты: дети научатся находить имена существительные; использовать терминологию при определении части речи; научатся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Формируемые УУД:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

  • Познавательные: ставить и формулировать проблемы; пользоваться знаками и символами.
  • Коммуникативные: вести устный и письменный диалог.
  • Личностные: мотивация учебной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор, система тестирования.

Технологии: технология проблемного обучения, групповая технология и технология сотрудничества.

Ход урока

1. Оргмомент

- Ребята, нам пора в путь за знаниями отправляться, ведь узнать нам предстоит много интересного.

Посмотри скорей дружок
Ты готов начать урок?
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!

2. Минутка чистописания

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Работа с предложением.

- Посмотрите на запись на доске. Можем ли мы сразу прочитать? (нет)

- Какая буква пропущена во всех этих словах? (а)

М…мы р…зные в…жны.

- Сделайте вывод, какую букву будем прописывать сегодня на уроке?

Аа аАа Аа

- Прописываем,чередуя до конца строки.

- Теперь назовите слоги, в которых пропущена буква а, запишите их на второй строке.

ма раз важ

- Прочитайте предложение и запишите его по памяти.

- Давайте вспомним, что такое предложение? (Группа слов связанных между собой по смыслу).

- Как будем писать предложение? (С заглавной буквы и в конце ставим точку).

- Кто вспомнит, из какого стихотворения это предложение? (С.В.Михалков «А что у вас?»)

- Вспомним строки, какие мамы важны? (Ответы детей)

- Как важно хорошо уметь читать, чтобы грамотно писать и правильно выполнять задания русского языка.

3. Работа по теме урока

(Слайд профессии)

- Посмотрите на картинки, как можно назвать их одним словом? (Профессии)

- Кто получает профессию? (Человек, люди)

- Правильно, поставьте вопрос к этим словам?

  • Кто? повар
  • Кто? почтальон
  • Кто? продавец
  • Кто? портной
  • Кто? милиционер
  • Кто? доктор

- Правильно, если они отвечают на вопрос кто, то они какие? (Живые)

- Верно, живые.

- Сделайте свои предположения, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об именах существительных отвечающих на вопрос кто? обозначающих живые предметы)

- В русском языке эти имена существительные называются одушевлённые.

- Значит, теперь мы их будем называть одушевлённые имена существительные.

- Над какой темой будем сегодня работать? (Одуш. имена сущ.)

- Как вы думаете, мы достигнем своей цели? (Да)

- А что нам поможет в этом? (Желание учиться и быть внимательными)

- Желаю вам успехов и удачи.

- Давайте постоим алгоритм, как определить одуш. имена сущ. (Слайд алгоритм)

1. Ставим вопрос, если слово отвечает на вопрос кто, то это одуш. им. сущ.

- Пользуясь алгоритмом, приведите пример одушевлённых имён существительных. (Кто? папа, малыш, человек, собака и т.д.)

- А какие же мамы важны, какие профессии нам называли ребята?

4. Физминутка для глаз

Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю повторить.

5. Работа по учебнику

- Откройте учебники на 48 стр., найдите упр. 80, прочитайте.

- Что необходимо сделать? (Изменить форму имен существительных)

- Правильно, нам необходимо записать имена существительные изменяя форму слова, чтобы они отвечали на вопрос кто?

Кто? Столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр, доктор.(Один человек у доски)

- Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием.

6. Продолжение работы по теме урока

- А теперь, откройте свои тетрадочки на самой последней странице, что вы там увидели, для вас сюрприз.

(Записаны существительные)

  1. Прочитайте внимательно слова, записанные у вас на листках. (Учитель, указка, строитель, кирпич, водитель, машина, медсестра, укол)
  2. Подчеркните только одушевлённые имена существительные.
  3. Выпишите только имена существительные, которые вы подчеркнули.

7. Работа в парах

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли ваш товарищ по парте выполнил данное задание.

- Если ваш сосед выполнил всё правильно, оцените его работу нарисуйте звёздочку, если допустил одну ошибку квадратик, ну а если больше ошибок, значит нужно еще поработать над данной темой.

- Как вы считаете, какой вопрос можно поставить к тем словам, которые у вас остались не выписанные?(Что?)

- Правильно вопрос что?

- Ребята, какой вывод можно сделать про эти имена существительные? (Сущ. отвечающие на вопрос кто? - это одуш. им. сущ. , на вопрос что - неодуш.)

- Дополните алгоритм, который мы с вами начали составлять. (Слайд алгоритм 2)

2. Ставим вопрос, если слово отвечает на вопрос что, то это неодуш. им. сущ.

- Выпишем и эти имена существительные.

Что? Указка, кирпич, укол, машина.

8. Физкультминутка

- Что ж пора нам отдохнуть и усталость всю встряхнуть.

9. Продолжение и закрепление

- Молодцы, закрепить пришла пора ваши добрые дела.

- Повторите мне, ребята, что узнали вы сейчас? (Сущ. отвечающие на вопрос кто? - это одуш. им. сущ., на вопрос что-неодуш.)

- Ребята, в начале урока мы вспомнили стихотворение. А как называется профессия человека, который пишет стихи? (Поэт)

- Дети, а кто пишет картины? (Художник)

- Правильно, а что могут изображать картины? (Слайды с временами года)

- Посмотрите, что появилось на доске? (Слова)

катятся, весело, с горы, дети

- Что необходимо с ними сделать? (Составить предложение)

- Вспомним еще раз, что такое предложение?

- Записываем предложение с комментированием.

Дети весело катятся с горы.

- Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Один человек работает у доски)

- Найдите в этом предложении одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

10. Итог урока

- Подвести пришла пора

- Чем сегодня занимались?

- Что узнали на ура? (Мы познакомились с им. сущ. одуш. и неодуш.)

- Как определить одуш. и неодуш. им. сущ?

- Какой алгоритм сегодня вывели?

11. Домашнее задание

- Чтобы закрепить полученные знания, запишем домашнее задание.

- Дома необходимо будет выполнить упражнение 86 на 51 странице. Сначала нужно выписать одуш. им. сущ., а затем неодуш. имена сущ.

12. Тест

- А вот насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, мы узнаем, проведя тест.

- Приготовьте пульты, внимательно прочитайте вопрос и выберите правильный ответ, нажмите соответствующую клавишу.

- Результатами вашей работы, я довольна, а оценки за тест вы узнаете завтра.

- Помните, главное не оценка, а знания, которые вы приобрели сегодня.

13. Рефлексия учебной деятельности

- Какие трудности возникли сегодня на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего?

- О ком мы говорили в самом начале урока? (О людях и их профессиях)

- А кем бы вы хотели стать?

- Что вы можете сейчас сделать для своей будущей профессии? (Хорошо учиться)

- Для вас у меня есть ещё один сюрприз, загляните в свои дневники, что у вас там?

Соц. опрос учащихся на окружающем мире.