Сохранение и развитие одарённости детей - важнейшая проблема нашего общества. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
В своей работе я стараюсь использовать ряд приемов и методов, которые помогают развитию творческого мышления и познавательной активности учащихся. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Часто в начале урока провожу математическую зарядку, разминку или эстафету. Разминка проводится на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы просты, требуют однозначный, быстрый ответ. Учащимся предлагается самостоятельно оценить себя. Нравится ребятам писать диктанты - графический, числовой, цифровой, буквенный.
Перед учителем постоянно возникают вопросы: как подвести учеников к новому понятию, правилу, теореме, привлечь их внимание? Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. И эту увлеченность надо использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, устойчивого познавательного интереса. Данной цели служат нестандартные (активные) формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой - лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя нетрадиционный урок, я учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. Нельзя ни сказать о нестандартных уроках - урок решения логических задач, первый урок учебного года, решение задач из вступительных экзаменов, урок одной задачи, урок 20 задач.
Игра, игровой компонент, соревнования, дух творчества должны присутствовать на уроках. В процессе игры вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Стараюсь использовать на уроках исторический материал. Формы подачи могут быть различными: беседа учителя, сообщения учеников, решение исторических задач, разгадывание софизмов, выпуск стенгазет, рефераты.
Глубоко неправы те учителя, которые при проведении уроков не уделяют внимания подготовке учащихся к олимпиадам. На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика.
Большое внимание уделяю творческим домашним заданиям, работать дома можно неограниченное количество времени и использовать дополнительные источники информации. Сочинительство задач, сказок - целый раздел в методике работы с учениками. Нельзя забывать, что творческие домашние задания должны быть регулярными, использоваться на уроках или внеклассных мероприятиях, должны оцениваться и обязательно упоминается автор работы.
Работа учителя с мотивированными и одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Научить детей трудиться, преодолевать трудности, не бояться неудач, настойчиво идти к поставленной цели, при этом создавая условия психологического комфорта, - это по силам лишь настоящим профессионалам, людям, бесконечно преданным своей профессии.
Список использованных источников
- Математика. 5-11 классы: проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты / авт.- сост. Г.Б.Полтавская. - Волгоград: Учитель, 2010. - 143 с.
- Справочник учителя математики/ авт.- сост. Н.А.Ким. - Волгоград: Учитель, 2011. - 282 с.
- Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 218 с.: ил. - (Работаем по новым стандартам).