Цели: характеризовать национальную политику Александра I; выделять особенности управления национальными окраинами.
Планируемыерезультаты:
предметные: применять приемы исторического анализа для характеристики национальной политики, проводимой в первой четверти XIX в.;
метапредметные УУД:
-
коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работая в группе,
- регулятивные:самостоятельно определять цели своего обучения;
-
познавательные:
- устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- строить логические рассуждения, умозаключения; сравнивать, анализировать;
- личностные УУД: развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины;
Оборудование: учебник; карта «Россия в первой четверти XIX в.»; дополнительный материал для проектной деятельности (проектор, мультимедийная доска и т.д.).
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Для истории России на протяжении нескольких столетий была характерна подчиненность национальной политики интересам государства. Другим важным фактором являлось сотрудничество центральной власти с этническими элитами. Изменились ли эти принципы в начале XIX столетия? Сегодня вы раскроете особенности национальной политики при Александре I.
План урока
- Финляндия в составе России.
- Царство Польское и его конституция.
- Прибалтика в составе России.
- Народы Кавказа.
- Население Сибири.
III. Представление проектов
Рассказ о национальной политике ведется от имени представителей территорий Российской империи.
- Первая группа - Великое княжество Финляндское, Прибалтика.
- Вторая группа - Царство Польское.
- Третья группа - народы Кавказа.
- Четвертая группа - население Сибири.
(Во время представления проектов учащиеся отмечают на карте России регионы, о которых они рассказывают. На мультимедийной доске выводятся подготовленные группами слайды: схемы, таблицы, рисунки, и т.д.)
IV. Подведение итогов урока
(По итогам обсуждения проектов учащиеся заполняют сводную таблицу.)
Национальная политика Александра I
Национальная окраина Российской империи |
Административное устройство и система управления |
Положение коренного населения |
Царство Польское |
Имели автономию и конституцию, ограничивающую власть российского императора |
Конституция гарантировала коренному населению гражданские и национальные права |
Великое княжество Финляндское |
||
Прибалтика |
Делилась на три губернии: Лифляндскую, Эстляндскую и Курляндскую |
В1816-1819 гг. было отменено крепостное право. Крестьяне получили свободу, но земля осталась у помещиков |
Кавказ |
Управлялся военной и гражданской администрацией во главе с командующим русскими |
Рост противоречий между обычаями местных народов, новой системой управления и культурными нормами переселенцев из России привел к началу Кавказской войны |
Сибирь |
Являлась генерал-губернаторством |
Устав об управлении инородцев 1822 г. регламентировал положение коренных народов.
|
Вопросы к классу
Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Во времена правления Александра I Польское королевство было единственным государством на всем европейском континенте, где проводились демократические гласные выборы в законодательный орган»?
Домашнее задание
Выполнить задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 49 учебника.