Методическая разработка урока по Истории России для 9-го класса на тему «Национальная политика Александра I»

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: Александр I


Цели: характеризовать национальную политику Александра I; выделять особенности управления национальными окраинами.

Планируемыерезультаты:

предметные: применять приемы исторического анализа для характеристики национальной политики, проводимой в первой четверти XIX в.;

метапредметные УУД:

  • коммуникативные:
    • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
    • работая в группе,
  • регулятивные:самостоятельно определять цели своего обучения;
  • познавательные:
    • устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
    • строить логические рассуждения, умозаключения; сравнивать, анализировать;
  • личностные УУД: развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины;

Оборудование: учебник; карта «Россия в первой четверти XIX в.»; дополнительный материал для проектной деятельности (проектор, мультимедийная доска и т.д.).

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Для истории России на протяжении нескольких столетий была характерна подчиненность национальной политики интересам государства. Другим важным фактором являлось сотрудничество центральной власти с этническими элитами. Изменились ли эти принципы в начале XIX столетия? Сегодня вы раскроете особенности национальной политики при Александре I.

План урока

  1. Финляндия в составе России.
  2. Царство Польское и его конституция.
  3. Прибалтика в составе России.
  4. Народы Кавказа.
  5. Население Сибири.

III. Представление проектов

Рассказ о национальной политике ведется от имени представителей территорий Российской империи.

  • Первая группа - Великое княжество Финляндское, Прибалтика.
  • Вторая группа - Царство Польское.
  • Третья группа - народы Кавказа.
  • Четвертая группа - население Сибири.

(Во время представления проектов учащиеся отмечают на карте России регионы, о которых они рассказывают. На мультимедийной доске выводятся подготовленные группами слайды: схемы, таблицы, рисунки, и т.д.)

IV. Подведение итогов урока

(По итогам обсуждения проектов учащиеся заполняют сводную таблицу.)

Национальная политика Александра I

Национальная окраина Российской империи

Административное устройство и система управления

Положение коренного населения

Царство Польское

Имели автономию и конституцию, ограничивающую власть российского императора

Конституция гарантировала коренному населению гражданские и национальные права

Великое княжество Финляндское

Прибалтика

Делилась на три губернии: Лифляндскую, Эстляндскую и Курляндскую

В1816-1819 гг. было отменено крепостное право. Крестьяне получили свободу, но земля осталась у помещиков

Кавказ

Управлялся военной и гражданской администрацией во главе с командующим русскими

Рост противоречий между обычаями местных народов, новой системой управления и культурными нормами переселенцев из России привел к началу Кавказской войны

Сибирь

Являлась генерал-губернаторством

Устав об управлении инородцев 1822 г. регламентировал положение коренных народов.
Оседлые инородцы были приравнены к государственным крестьянам

Вопросы к классу

Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Во времена правления Александра I Польское королевство было единственным государством на всем европейском континенте, где проводились демократические гласные выборы в законодательный орган»?

Домашнее задание

Выполнить задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 49 учебника.