Как помочь Незнайке

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать закреплять с детьми количественный и порядковый счет в прямом и обратном порядке в пределах 20, счёт парами.
  • Закрепить знания о составе чисел в пределах 10.
  • Обобщаем знания о последовательности месяцев, о временах года.
  • Продолжаем закреплять знания последующего и предыдущего числа.
  • Развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Продолжать развивать умения в решении арифметических задач.
  • Продолжать учить самостоятельно придумывать задачи.
  • Продолжать формировать навык ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку.

Демонстрационный материал: кукла Незнайка, конверт с заданиями.

Раздаточный материал: на каждого ребёнка простые карандаши, карточки с числами и арифметическими знаками, тетради в клетку, карточки с названием месяцев' блоки Дьёнеша, домики со знаками-символами' плоскостные геометрические фигуры.

Ход занятия

Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, меня встретил этот сказочный герой. Угадайте' кто это? (игра по Триз «Данетка»).

Молодцы! Это Незнайка. Незнайка рассказал' что злой волшебник пришел к нему и потребовал выполнить задания, которые в конверте.

Незнайка пытался, конечно' но у него ничего не вышло. И тогда злой волшебник заколдовал его город, теперь там не светит солнышко и на улице всё время темно. Он сказал Незнайке: "Мы сможешь вернуть солнце, если научишься выполнять задания".

Маленькие коротышки в отчаянии' им не к кому больше обратиться. Вот Незнайка и пришел к нам за помощью.

Ребята, вы согласны помочь Незнайке? (Да)

Тогда встанем в круг и скажем такие слова:

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.

- А дружба и добро помогут нам справиться с любыми трудностями.

Ну что, ребята, начнём выполнять задания?

(В конверте геометрические фигуры на которых задания от волшебника)

Дети выбирайте геом. фигуру для первого задания по порядку слева направо.

1-е задание. Волшебник просит выбрать по геометрической фигуре и встать в ряд.

Дети выбирают геом. фигуру и строятся в ряд.

  1. А теперь давайте посчитаем, сколько по количеству получилась геом. фигур? (20)
  2. С какой стороны вы начали считать? (слева направо)
  3. А теперь посчитайте справа налево' сколько получилось? (20)
  4. Скажите, а количество фигур изменилось из-за направления счёта? (нет)
  5. Давайте посчитаем по порядку' по направлению слева направо' при этом запоминайте свой порядковый номер.
  6. Никита, какой ты по счёту (5-й), какая у тебя геом. фигура? (треугольник)
    Настя, ты какая по счёту (2-я), какая у тебя фигура? (квадрат)
  7. Теперь посчитайте по порядку' только уже справа налево.
  8. Давайте ещё раз проверим какая геом. фигура 5-я? (прямоугольник), а какая 2-я? (круг)
  9. Что изменилось, ребята? (у каждой фигуры изменилось порядковое число)
  10. А почему изменилось? (потому что меняли направление счёта)

Вывод: Количество предметов не меняется от направления счёта, а порядковое число меняется в зависимости от направления счёта.

Давайте покажем Незнайке, как мы считаем парами.

Найдите себе пару и постройтесь (можно выбрать пару по признаку цвета, формы, по размеру геом. фигур). Вызвать любого желающего посчитать парами в прямом и обратном порядке.

А почему мы считаем парами? (чтобы считать быстро).

Молодцы, ребята, вы выполнили первое задание и получайте 1-ю волшебную фигуру. (кусочек солнца)

2-е задание: Волшебник просит расставить месяца по порядку.

Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (весна)

  1. Сколько всего времён года ?(4)
  2. Назовите их по порядку? (зима' весна, лето' осень)
  3. Какое следующее время года после весны? (лето)
  4. Какое по порядку осень? (4)
  5. Какой сейчас месяц? (март)
  6. Сколько всего месяцев в году? (12)

Дети, предлагаю вам выбрать любую карточку (дети выбирают карточки)' но эти карточки не простые' они с подсказкой в виде примеров на сложение и вычитание. Решив эти примеры, вы найдёте своё порядковое место в ряду. (дети выбирают число подходящее ответу).

  1. Назовите все месяца по порядку' сначала порядковый номер потом название месяца.
  2. Март: какой ты по счёту? (3)
  3. Август: ты какой по счёту? (8)
  4. 9-й: какой месяц? (сентябрь)
  5. Ноябрь: кто твои соседи? (октябрь' декабрь)
  6. Какой следующий месяц после апреля? (май)
  7. Какой месяц перед февралём? (январь)

Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы' поэтому получаете вторую волшебную фигуру.

3-е задание «Рассели жильцов».

Задание выполняется за столом. На столе лежат готовые домики с символами и плоскостные геометрические фигуры. Объяснить детям принцип задания и вспомнить значение символов перед работой.

  1. По каким признакам вы расселили жильцов во втором корпусе? (по приз. цвета)
  2. А на втором этаже по какому признаку? (по приз. Формы Какая форма? квадрат).
  3. А на четвёртом этаже по какому признаку? (по форме. Какая форма? треугольник).
  4. В третьем корпусе по какому признаку расселили жильцов? (по признаку размера)

Составь числа

А теперь встаньте, пожалуйста, из-за стола и подойдите ко мне, посмотрите, вот ещё два дома. Дом с красной крышей под номером 8, а дом с зелёной крышей под номером 9. В этих домах живут числа' но они заблудились' нужно помочь им вернуться в свои квартиры. На каждом этаже две квартиры' два соседа' и вместе они составляют число 8' как номер дома. Найдите, пожалуйста, этих соседей и поселите по этажам.

Молодцы, ребята, с этим заданием тоже справились' вот вам ещё одна волшебная фигура' сколько получилась фигур? (3)

Физкультминутка

В понедельник я плавал, (изображаем плавание)
А во вторник - рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (дети садятся, руки под щеку - засыпают)

4-е задание. Арифметические задачи на сложение и вычитание.

  1. Давайте вспомним сколько частей в задаче? (3)
  2. Как называется каждая часть? (условие' вопрос и решение).
  3. С помощью какого арифметического действия можно решить задачу 7. (с помощью сложения и вычитания)

Предложить детям самостоятельно придумать задачи по картинкам.

Например: Вини-Пух на день рождения Иа принёс 5 воздушных шаров в подарок' а Пятачок три шарика. Сколько всего шаров получил Иа?

  1. Скажите, у Иа больше стало шаров или меньше? (больше)
  2. Значит, с помощью какого арифметического действия мы решим эту задачу? (с помощью сложения)
  3. Сколько шаров получил от Вини-Пуха Иа? (5) Сколько от Пятачка? (3) Сколько стало шаров у Иа? (8)
  4. Выложите на столе решение с помощью карточек с числами и арифм. знаками.

Расскажите, как вы решили задачу и ответили на вопрос.

Молодцы, ребята, быстро выполнили задание' вот 4-я волшебная фигура.

5-е задание графический диктант «Солнышко»

А вот и последняя фигура' сколько всего фигур получили ?(5) Как вы думайте что с этими фигурами делать?

Дети предлагают свои варианты' кто-то решил сложить их вместе и посмотреть что получиться. Дети складывают все фигуры вместе и получается солнце.

Ребята передают солнце Незнайке и советуют учиться хорошо. Незнайка благодарит детей за помощь. Дети прощаются с Незнайкой.

Итог: Ребята, вот и выполнили мы все задания волшебника и вернули солнце в Солнечный город.

  • Какие были задания, сложные или лёгкие?
  • Что вам запомнилась' какое задание больше понравилось?

Я предлагаю показать своё настроение с помощью карточек с изображением Незнайки.

  • Если вам все понравилась, и у вас хорошее настроение, выбирайте весёлого Незнайку.
  • Если где-то затруднялись, и вам что-то не понравилась' тогда выбирайте грустного Незнайку.