Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать закреплять с детьми количественный и порядковый счет в прямом и обратном порядке в пределах 20, счёт парами.
- Закрепить знания о составе чисел в пределах 10.
- Обобщаем знания о последовательности месяцев, о временах года.
- Продолжаем закреплять знания последующего и предыдущего числа.
- Развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Продолжать развивать умения в решении арифметических задач.
- Продолжать учить самостоятельно придумывать задачи.
- Продолжать формировать навык ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку.
Демонстрационный материал: кукла Незнайка, конверт с заданиями.
Раздаточный материал: на каждого ребёнка простые карандаши, карточки с числами и арифметическими знаками, тетради в клетку, карточки с названием месяцев' блоки Дьёнеша, домики со знаками-символами' плоскостные геометрические фигуры.
Ход занятия
Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, меня встретил этот сказочный герой. Угадайте' кто это? (игра по Триз «Данетка»).
Молодцы! Это Незнайка. Незнайка рассказал' что злой волшебник пришел к нему и потребовал выполнить задания, которые в конверте.
Незнайка пытался, конечно' но у него ничего не вышло. И тогда злой волшебник заколдовал его город, теперь там не светит солнышко и на улице всё время темно. Он сказал Незнайке: "Мы сможешь вернуть солнце, если научишься выполнять задания".
Маленькие коротышки в отчаянии' им не к кому больше обратиться. Вот Незнайка и пришел к нам за помощью.
Ребята, вы согласны помочь Незнайке? (Да)
Тогда встанем в круг и скажем такие слова:
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.
- А дружба и добро помогут нам справиться с любыми трудностями.
Ну что, ребята, начнём выполнять задания?
(В конверте геометрические фигуры на которых задания от волшебника)
Дети выбирайте геом. фигуру для первого задания по порядку слева направо.
1-е задание. Волшебник просит выбрать по геометрической фигуре и встать в ряд.
Дети выбирают геом. фигуру и строятся в ряд.
- А теперь давайте посчитаем, сколько по количеству получилась геом. фигур? (20)
- С какой стороны вы начали считать? (слева направо)
- А теперь посчитайте справа налево' сколько получилось? (20)
- Скажите, а количество фигур изменилось из-за направления счёта? (нет)
- Давайте посчитаем по порядку' по направлению слева направо' при этом запоминайте свой порядковый номер.
- Никита, какой ты по счёту (5-й), какая у тебя геом. фигура? (треугольник)
Настя, ты какая по счёту (2-я), какая у тебя фигура? (квадрат) - Теперь посчитайте по порядку' только уже справа налево.
- Давайте ещё раз проверим какая геом. фигура 5-я? (прямоугольник), а какая 2-я? (круг)
- Что изменилось, ребята? (у каждой фигуры изменилось порядковое число)
- А почему изменилось? (потому что меняли направление счёта)
Вывод: Количество предметов не меняется от направления счёта, а порядковое число меняется в зависимости от направления счёта.
Давайте покажем Незнайке, как мы считаем парами.
Найдите себе пару и постройтесь (можно выбрать пару по признаку цвета, формы, по размеру геом. фигур). Вызвать любого желающего посчитать парами в прямом и обратном порядке.
А почему мы считаем парами? (чтобы считать быстро).
Молодцы, ребята, вы выполнили первое задание и получайте 1-ю волшебную фигуру. (кусочек солнца)
2-е задание: Волшебник просит расставить месяца по порядку.
Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (весна)
- Сколько всего времён года ?(4)
- Назовите их по порядку? (зима' весна, лето' осень)
- Какое следующее время года после весны? (лето)
- Какое по порядку осень? (4)
- Какой сейчас месяц? (март)
- Сколько всего месяцев в году? (12)
Дети, предлагаю вам выбрать любую карточку (дети выбирают карточки)' но эти карточки не простые' они с подсказкой в виде примеров на сложение и вычитание. Решив эти примеры, вы найдёте своё порядковое место в ряду. (дети выбирают число подходящее ответу).
- Назовите все месяца по порядку' сначала порядковый номер потом название месяца.
- Март: какой ты по счёту? (3)
- Август: ты какой по счёту? (8)
- 9-й: какой месяц? (сентябрь)
- Ноябрь: кто твои соседи? (октябрь' декабрь)
- Какой следующий месяц после апреля? (май)
- Какой месяц перед февралём? (январь)
Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы' поэтому получаете вторую волшебную фигуру.
3-е задание «Рассели жильцов».
Задание выполняется за столом. На столе лежат готовые домики с символами и плоскостные геометрические фигуры. Объяснить детям принцип задания и вспомнить значение символов перед работой.
- По каким признакам вы расселили жильцов во втором корпусе? (по приз. цвета)
- А на втором этаже по какому признаку? (по приз. Формы Какая форма? квадрат).
- А на четвёртом этаже по какому признаку? (по форме. Какая форма? треугольник).
- В третьем корпусе по какому признаку расселили жильцов? (по признаку размера)
Составь числа
А теперь встаньте, пожалуйста, из-за стола и подойдите ко мне, посмотрите, вот ещё два дома. Дом с красной крышей под номером 8, а дом с зелёной крышей под номером 9. В этих домах живут числа' но они заблудились' нужно помочь им вернуться в свои квартиры. На каждом этаже две квартиры' два соседа' и вместе они составляют число 8' как номер дома. Найдите, пожалуйста, этих соседей и поселите по этажам.
Молодцы, ребята, с этим заданием тоже справились' вот вам ещё одна волшебная фигура' сколько получилась фигур? (3)
Физкультминутка
В понедельник я плавал, (изображаем плавание)
А во вторник - рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (дети садятся, руки под щеку - засыпают)
4-е задание. Арифметические задачи на сложение и вычитание.
- Давайте вспомним сколько частей в задаче? (3)
- Как называется каждая часть? (условие' вопрос и решение).
- С помощью какого арифметического действия можно решить задачу 7. (с помощью сложения и вычитания)
Предложить детям самостоятельно придумать задачи по картинкам.
Например: Вини-Пух на день рождения Иа принёс 5 воздушных шаров в подарок' а Пятачок три шарика. Сколько всего шаров получил Иа?
- Скажите, у Иа больше стало шаров или меньше? (больше)
- Значит, с помощью какого арифметического действия мы решим эту задачу? (с помощью сложения)
- Сколько шаров получил от Вини-Пуха Иа? (5) Сколько от Пятачка? (3) Сколько стало шаров у Иа? (8)
- Выложите на столе решение с помощью карточек с числами и арифм. знаками.
Расскажите, как вы решили задачу и ответили на вопрос.
Молодцы, ребята, быстро выполнили задание' вот 4-я волшебная фигура.
5-е задание графический диктант «Солнышко»
А вот и последняя фигура' сколько всего фигур получили ?(5) Как вы думайте что с этими фигурами делать?
Дети предлагают свои варианты' кто-то решил сложить их вместе и посмотреть что получиться. Дети складывают все фигуры вместе и получается солнце.
Ребята передают солнце Незнайке и советуют учиться хорошо. Незнайка благодарит детей за помощь. Дети прощаются с Незнайкой.
Итог: Ребята, вот и выполнили мы все задания волшебника и вернули солнце в Солнечный город.
- Какие были задания, сложные или лёгкие?
- Что вам запомнилась' какое задание больше понравилось?
Я предлагаю показать своё настроение с помощью карточек с изображением Незнайки.
- Если вам все понравилась, и у вас хорошее настроение, выбирайте весёлого Незнайку.
- Если где-то затруднялись, и вам что-то не понравилась' тогда выбирайте грустного Незнайку.