Граф С.С.Уваров и его роль в истории России XIX века

Разделы: История и обществознание


В XXI веке Россия вступила на путь решительных преобразований во всех сферах общества. Современные политики, социологи зачастую предпочитают обращаться к истории России XIX века, ведь страна тогда, как и сейчас, находилась на перепутье. Именно XIX век породил целую плеяду государственных деятелей, которые своими программами, проектами изменили нашу страну до неузнаваемости, вывели ее на новый уровень.

Вспоминая Сергея Семеновича Уварова, обычно на ум приходит цитата выдающегося российского историка С.М.Соловьева: «Уваров был человек, бесспорно, с блестящими дарованиями, и по этим дарованиям, по образованности и либеральному образу мыслей, вынесенным из общества Штейнов, Кочубеев и других знаменитостей Александровского времени, был способен занимать место министра народного просвещения, президента Академии наук etc., но в этом человеке способности сердечные нисколько не соответствовали умственным. Представляя из себя знатного барина, Уваров не имел в себе ничего истинно аристократического; напротив, это был лакей, получивший порядочные манеры в доме порядочного барина (Александра I), но оставшийся в сердце лакеем» [6, с. 121]. И это о человеке, входившем в либеральное литературное общество «Арзамас» под ироничным прозвищем «Старушка», любителе произведений Гете и Жуковского, теоретике новой литературы.

Сергей Семенович происходил из старинного, но небогатого дворянского рода Уваровых. Его предком считается татарский мурза Минчак Косаевич, в крещении Симеон. Отец Уварова, Семен Федорович, был фаворитом Г.А.Потемкина-Таврического: «У князя Потемкина был один любимец, добрый, честный, храбрый, веселый Семен Федорович Уваров. Благодаря его покровительству, сей бедный рядовой дворянин был флигель-адъютантом Екатерины и под именем вице-полковника начальствовал лейб-гренадерским полком, коего сама называлась она полковником.

Он мастер был играть на бандуре и с нею в руках плясать вприсядку. Оттого-то без всякого обидного умысла Потемкин, а за ним и другие прозвали его Сеней-бандуристом» [2, с. 213].

Сергей Семенович рано потерял родителей. В 1788 году в русско-шведской войне погиб его отец, и мать отдала юного Уварова на воспитание в дом князя А.Б.Куракина (жена князя Наталья Ивановна приходилась С.С.Уварову теткой). Здесь будущий министр народного просвещения изучал науки, языки (отдавая предпочтение французскому), рисование и музыку.

Свою службу С.С.Уваров начинает в 1801 году в Коллегии иностранных дел. С 1806 по 1810 гг. он находится при русских посольствах - сначала в Вене, потом в Париже. Здесь Уваров знакомится с мадам де Сталь, братьями Шпегель и другими выдающимися литераторами, политиками, учеными.

В 1809 молодой дипломат узнал о финансовых затруднениях своей семьи и был вынужден вернуться на родину.

В 1811 году, С.С.Уваров женится на дочери министра народного просвещения Алексея Разумовского Екатерине. Кстати, именно под руководством Алексея Кирилловича проходила дипломатическая служба Уварова. Вместе с невестой Сергей Семенович получил и 100-тысячное приданое, бриллианты, крепостных и поддержку при дворе. Уваровы прожили вместе 38 лет, имели сына и 3 дочерей.

С 1811 по 1822 год Уваров был попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, занимался вопросами педагогики, организации учебного процесса. В учебной программе появляются восточные языки, список обязательной литературы. Уваров отмечает исключительную роль истории в просвещении: «История … образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудия, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых царей» [8, с. 24].

Также в 1811 году С.С.Уваров был избран почетным членом Императорской Российской Академии.

В 1815 году Уваров стал членом литературного кружка «Арзамас», ставившего перед собой задачу борьбы с консервативными, архаическими традициями литературы. В кружок входили В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.А.Плещеев, В.Л.Пушкин, А.С.Пушкин, а также некоторые будущие участники декабрьского восстания 1825 года. Все члены кружка носили прозвища, взятые из работ Жуковского (Пушкин - Сверчок, сам Жуковский - Светлана, Уваров - Старушка). В 1818 году кружок распался.

12 января 1818 года Сергей Семенович вступил в должность президента Императорской Академии наук. Одним из самых важных мероприятий Уварова на этом посту стало основание Пулковской астрономической обсерватории в 1839 году.

С воцарением Николая I стало меняться и положение С.С.Уварова. В 1826 году в Петербурге пышно отмечалось 100-летие Академии наук. Уваров в честь этого ремонтировал старые и строил новые здания Академии, а в своей речи на торжественном заседании сравнивал Николая I с Петром I. В 1828 году будущий министр народного просвещения избран почетным членом Императорской Академии наук.

После принятия в 1828 году нового цензурного устава, Сергей Семенович лично участвовал в закрытии двух журналов. Журнал «Московский телеграф» был закрыт в 1834 году. Поводом стал отзыв редактора Николая Полевого на пьесу Н.В.Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла». В пьесе прославлялся Николай I, Полевой подчеркнул льстивость произведения, за что и поплатился закрытием своего журнала.

Следующим закрытым периодическим изданием стал журнал «Телескоп» в 1836 году. Причиной стало напечатание «Философического письма» П.Я.Чаадаев, которого впоследствии сам император Николай I объявил сумасшедшим. Издателя журнала Н.И.Надеждина сослали в Усть-Сысольск.

Особенно строго с подачи Уварова цензоры стали относиться к французской литературе из-за бурных революционных потрясений, произошедших во Франции ранее. Теперь перед отправкой в типографию все французские романы должен был одобрить лично Сергей Семенович. Например, Уваров так и не дал напечатать роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», мотивируя это найденным в произведении политическим подтекстом. На самом же деле это произошло из-за бонапартистских симпатий Гюго.

Профессор Г.В.Жирков, специалист в области истории цензуры в России, считает, что С.С.Уваров в первую очередь стал строго преследовать «политические и социальные тенденции как в журналах, так и в отдельных произведениях литературы, оригинальной и переводной» [3, с. 175].

В апреле 1832 года Сергей Семенович был назначен товарищем министра народного просвещения, а в марте 1833 стал министром народного просвещения. Эту должность Уваров занимал 16 лет, вплоть до 1849 года.

Уже в ноябре 1833 года Сергей Семенович представил Николаю I доклад «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения». В этом докладе нашли отражение основные принципы теории Уварова: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных:

  1. Православная Вера.
  2. Самодержавие.
  3. Народность» [7, с. 26].

Православная вера признавалась обязательным условием существования государства, самодержавие - идеальная форма правления Российской империей, народность выражалась в необходимости сохранения собственных традиций и отвержении зарубежного свободомыслия.

Историк М.П.Погодин впоследствии назвал тезисы «Православие, самодержавие, народность» «столпостенами». Лозунг «Православие, самодержавие, народность» стал противопоставлением девизу французской революции «Свобода, равенство, братство».

Следующим крупным мероприятием С.С.Уварова в качестве министра народного просвещения стало утверждение «Положения об учебных округах» в июне 1835 года.

Отныне все учебные заведения управлялись попечителями. Через месяц, в июле 1835 года Николаем I одобрен «Общий устав Императорских российских университетов». По словам самого Уварова, «Общий устав Императорских российских университетов» отвечал двум целям: «Во-первых, возвысить университетское учение до рациональной формы… доступной лишь труду долговременному и постоянному, воздвигнуть благоразумную преграду преждевременному поступлению на службу молодежи еще незрелой; во-вторых, привлечь в университеты детей высшего класса в Империи и положить конец превратному домашнему воспитанию их иностранцами; уменьшить господство страсти по иноземному образованию, блестящему по наружности, но чуждому основательности и истинной учености…» [5, с. 57].

Автономия университетов стала еще более ограниченной: председателем правления стал попечитель, ему же принадлежал не только надзор за дисциплиной в университете, но и за административно-хозяйственной частью; сокращались полномочия ректора и совета университета - отныне они ограничились руководством лишь общим учебным процессом, назначением и лишением должностей преподавателей и адъюнктов. Также обязательным членом совета университета стал утверждаемый министром народного просвещения инспектор.

Одним из важнейших мероприятий С.С.Уварова на посту министра стало внедрение в учебную программу новых предметов: русской истории, литературы славянских наречий, отечественной словесности. Это отвечало патриотической идеологии, пропагандирующейся Министерством народного просвещения.

Когда новый министр вступил в должность, на территории Российской империи было всего 5 университетов: Московский, Санкт-Петербургский, Харьковский, Казанский, Дерптский. При С.С.Уварове на посту министра народного образования был создан еще один университет - Киевский. Количество студентов было мизерным (однако за время пребывания Уварова на посту министра народного просвещения количество обучающихся выросло с двух до четырех тысяч, несмотря на то, что с подачи Сергея Семеновича к учительским должностям не допускались люди податного сословия, а плата за обучения сильно возросла).

«Уваров вывел на новый уровень русское просвещение. Именно при нём, по крайней мере, ступени этого образования - гимназии, университеты - выходят на европейский уровень, а Московский университет, может быть, становится одним из ведущих учреждений подобного типа в Европе», считает А.А.Левандовский, доцент исторического факультета МГУ.

Однако некоторые современники (Модест Корф, Павел Дегай) считали деятельность Уварова недостаточной в свете происходящих в Европе событий («Весна народов» 1848 года - мощные революционные потрясения в западных странах). В 1848 году Николай I санкционировал создание «Комитета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений», в отечественной историографии получивший название «Бутурлинский комитет». Данный орган занимался не только предварительной цензурой, но и рассматривал уже допущенные в печать произведения.

В 1849 году Уваров взял на себя ответственность за пропущенную в печать сочувственную статью об университетском образовании (несмотря на запрет публикаций об учебных заведениях) и попросил освободить его ведомство от обязанностей цензурного аппарата. На это император ответил: «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя». 20 октября 1849 года С.С.Уваров был уволен с должности министра народного просвещения, однако по-прежнему оставался президентом Академии наук и являлся членом Государственного Совета.

После отставки Сергей Семенович часто бывал в своем подмосковном имении, деревне Поречье. Там граф создал собственный ботанический сад, из каждой поездки Сергей Семенович привозил редкие растения. Но куда большую известность, чем ботанический сад, получают знаменитые литературные вечера. В Поречье часто гостили М.П.Погодин, И.И.Давыдов, И.М.Симонов.

За свою жизнь Уваров опубликовал более 20 сочинений по истории и литературе. Оставив службу, Сергей Семенович большую часть свободного времени уделял писательству. Известно, что в 1851 году граф опубликовал Литературные воспоминания в журнале «Современник».

В 1853 году Уваров публично защитил магистерскую работу о происхождении болгар в Дерптском университете.

Граф Сергей Семенович Уваров умер в Москве 4 сентября 1855 года. Похоронен в родовой усыпальнице в селе Холм Гжатского уезда Смоленской губернии.

С.С.Уваров смог изменить всю систему просвещения в России. Его реформы касались всего: и организации университетов России, и рецензирования зарубежных романов, и улучшения финансирования образовательных учреждений. Свой след в истории оставила и разработанная графом теория «официальной народности», оказав свое влияние на консолидацию политических направлений, выступавших за самобытное развитие России.

Граф Уваров был деятелем николаевской эпохи. И даже умер почти одновременно с ней.

Литература

  1. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых // рУниверс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.runivers.ru/lib/book3304/ (дата обращения: 21.01.2015).
  2. Вигель Ф.Ф. Записки. - М.: Артель писателей «Круг», 1928, репринт Захаров. - М.: 2000. - 216 с.
  3. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX века. - М.: Арт-пресс, 2001. - 288 с.
  4. Левандовский А.А. Просвещенный хранитель, граф Уваров // Эхо Москвы [Электронный ресурс]. - URL: http://echo.msk.ru/programs/netak/697378-echo/ (дата обращения: 18.01.2015).
  5. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 // рУниверс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.runivers.ru/lib/book7825/452059/ (дата обращения:
  6. 16.01.2015).
  7. Соловьев С.М. Мои записки для детей моих, а если можно, и для других // Литература и жизнь [Электронный ресурс]. - URL: http://dugward.ru/library/solovyev_s_m/solovyev_s_m_moi_zapiski.html (дата обращения:
  8. 09.01.2015).
  9. Уваров С.С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения // Библиотека ВВМ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.velib.com/book/uvarov_ sergejjsemenovich/o_nekotorykh_obshhikh_nachalakh_mogushhikh_sluzhit_rukovodstvom_pri_upravlenii_ ministerstvom_narodnogo_prosveshhenija/ (дата обращения: 14.01.2015).
  10. Уваров С.С. О преподавании истории относительно к народному просвещению // Литература и жизнь [Электронный ресурс]. - URL: http://dugward.ru/library/uvarov/uvarov_o_prepodavanii_istorii.html (дата обращения: 13.01.2015).