Цель: развитие у детей лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
-
Обучающие:
- Обогащать знания детей о диких животных, обитающих в наших лесах, активизировать словарь.
- Закреплять названия их детенышей.
- Упражнять в образовании слов с помощью суффиксов -ищ, - ик.
- Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы».
-
Развивающие:
- Развивать: коммуникативные навыки; умение рассуждать на заданную тему; умение слушать педагога и своих товарищей.
-
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к животному миру.
Ход занятия
Звенит колокольчик, дети подходят к воспитателю. Приветствие.
1. Оргмомент
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся. Они улыбаются вам, а вы улыбнитесь гостям
Воспитатель: Отлично! У всех хорошее настроение?
Дети: - Да.
Воспитатель: Никто сегодня не грустит?
Дети: - Нет.
Воспитатель: Замечательно.
А день сегодня не просто хороший, он удивительный, как удивителен каждый новый день, ведь он несёт много открытий и приключений. (Звучит волшебная музыка) И сегодня мы приглашены в страну "Красивой и правильной речи".
- Попадая в эту страну все дети сразу меняются: грустные становятся веселыми.
Воспитатель называет слова, а дети называют противоположные по смыслу
- Злые - добрыми
- Грязные - чистыми
- Глупые - умными
- Слабые - сильными
- Больные -здоровыми
- Шумные - тихими
- Толстые - тонкими...
Воспитатель: - Но как же мы туда попадем? - На чем можно отправиться?
Дети: - На поезде, на воздушном шаре, на ракете, пароходе.....
Воспитатель: - На чем мы отправимся вы узнаете, отгадав загадку.
На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный…
Ответ: Ковер-самолет
- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.
- Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну "Красивой и правильной речи".
Воспитатель: - А скажите,если мы отправляемся в страну красивой речи, то как мы должны там разговаривать?
Дети: - Говорить правильно, чётко, полными предложениями, не выкрикивать, поднимать руку. Отвечать только тогда, когда спрашивают. Внимательно слушать,что говорят.
2. Работа над звуковой культурой речи
Воспитатель:
- Отправляемся друзья,
В чудо-страну вы и я.
Звучит музыка
Игра «Звукоподражание»
Воспитатель: - Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
- Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
- Лопнули шины: с-с-с.
- Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
- Жуки жужжат: ж-ж-ж.
- Комары летят: з-з-з.
- Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.
Воспитатель: - Вот мы и прибыли.
- Посмотрите, ребята, что это?
Дети: - Ворота.
Воспитатель: - А на воротах - замок. А что же делать?
Дети: - Надо его открыть.
Воспитатель: - А ключа нигде нет..... Вот вижу здесь записка есть. Кто поможет прочитать,что там написано?
Дети: - Дима Верховцев, Артемий Гавшин, Лёня Ганус....
Воспитатель: - Читай, Дима
Дима читает: - Чтобы открыть замок, надо выполнить задание.
Воспитатель: - Читай задание, Артемий.
Артемий: - Соберите картинку из пазлов!
Воспитатель: - Собирать мы будем не одну картинку, а несколько команд. Сейчас мы с вами поделимся на команды. У вас есть эмблема с изображением буквы. На столах тоже стоит карточка с буквой. Каждый из вас подходит к тому столу, где изображена буква такая же , как и на эмблеме.
Дети делятся на команды.
Воспитатель: - Вот мы и поделились на команды! Сейчас Вам нужно будет собрать картинку из пазлов. На столе лежит конверт с пазлами. Магнитный планшет, где будете собирать картинку. Работаем все вместе. Вы - команда! Помогаем другу другу! Кто соберет свою картинку, сразу показывает нам. Молча! Не мешаем работать остальным командам.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Итак, картинки все собрали. Давайте посмотрим, что у Вас получилось.
- Команда с буквой "Б" - какую картинку собрали?
Дети: - Белка.
Воспитатель: - Команда с буквой "Д".
Дети: - Дятел.
Воспитатель: - Команда с буквой "В"
Дети: - Волк.
Воспитатель: - Команда с буквой "Л"
Дети: - Ласточка.
Воспитатель: - Команда с буквой "Г".
Дети: - Голубь.
Воспитатель: - Итак, у вас получились картинки с .........
- На какие 2 группы их можно разделить?
Дети: - Дятел, ласточка, голубь - это птицы. Белка, волк - звери.
Воспитатель: - Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: - Тело птиц покрыто перьями.
Воспитатель: - Чем отличаются звери от остальных животных?
Дети: - Тело животных покрыто шерстью.
Воспитатель: - Правильно! Молодцы!
- Наш замок открылся, можем заходить в страну Красивой и правильной речи.
Воспитатель: - В стане Красивой речи мы с вами поговорим об удивительных жителей этой страны. Может уже вы догадались о ком?
Дети: - О зверях и птицах.
Воспитатель: - Да, совершенно верно. Жители этой страны - мохнатые и пернатые.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! От ваших знаний и хорошего поведения нам легко было попасть в страну красивой речи.
Воспитатель: - Работать в Стране красивой и правильной речи мы будем с хорошо знакомыми вам кругами Луллия. Работать по группам. Проходим и садимся за столы с той буквой, которая есть на эмблеме. Делимся по тому же принципу, что и собирали картинки.
Дети занимают свои места.
Воспитатель: - Итак, у каждой команды стоят круги. Работать мы с вами уже умеем. Чтобы правильно выполнять задания, что нужно делать?
Дети: - Не шуметь; внимательно слушать, что говорят; работать в команде , по очереди выполняя задания и помогая друг другу.
Воспитатель: - Выполняя задания мы будет находить буквы, картинки, выделять звуки, составлять предложения.
- А напомните мне, пожалуйста, что такое буква и что такое звук?
Дети: - Букву - мы видим и пишем, звук мы слышим и произносим.
Воспитатель: - Молодцы! Правильно!
Воспитатель: - Посмотрите, какая буква изображена у меня на карточке?
Дети: - Буква "М"
Воспитатель: - Правильно называем букву
Дети: - Буква "ЭМ"
Воспитатель: - Молодцы!
Найдите картинку, которая начинается со звука (М) или (МЬ)
Дети: - Медведь
Воспитатель: - Какой первый звук мы слышим в слове медведь?
Дети: - (мь)
Воспитатель: - Он гласный или согласный?
Дети: - Согласный
Воспитатель: - Докажите, что он согласный.
Дети: - Когда мы произносим этот звук, воздух встречает преграду.
Воспитатель: - Отлично!
- Сколько слогов в слове медведь?
- Как думает Дима? Как думает Лиза? А Вова?
Воспитатель: - Давайте произнесем, проскандируем.
Дети: Медведь
Воспитатель: - Правильный ответ, 2 слога. Не спешите, чтобы правильно определить количество слогов, надо произнести слово.
Воспитатель: - Найдите картинку с тем домиком, в котором живет медведь.
- Домик медведя?
Дети: - Берлога.
Воспитатель: - Говорим правильно, полным ответом.
Дети: - Домик медведя - берлога.
Воспитатель: - А сейчас на следующем круге найдите картинку , на которой изображено, чем питается медведь.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Чем питается медведь?
Дети: - Ягодами, рыбой..
Воспитатель: - Ответ не принимаю.
Дети: - Медведь питается ягодами, грибами, насекомыми.
Воспитатель: - Повтори Маша, Саша, Ваня.
Дети проговаривают правильно предложение.
Воспитатель: - А кто мне скажет, к какой группе можно отнести медведя: травоядные, хищники или всеядные?
Дети: - Всеядные, потому что он любит и ягоды и рыбу.
Воспитатель: - А теперь давайте расскажем, что мы узнали.
Дети: - Медведь - это всеядное животное. Питается ягодами, рыбой, насекомыми. Домик медведя - берлога.
Воспитатель: - А медведь - это лохматый или пернатый житель страны?
Дети: - Медведь - это лохматые. Тело покрыто шерстью.
Воспитатель: - Молодцы! Отлично справились с заданием!
- Кто хорошо трудиться, должен уметь хорошо отдыхать.
Предлагаю всем отдохнуть!!!
Физкультминутка "Паровозик чух-чух-чух с остановками"
Воспитатель: - Хорошо отдохнули, можно и хорошо поработать!
- Посмотрите, какая буква у меня на карточке?
Дети: - Буква "А"
Воспитатель: - Найдите эту букву у себя на кругах.
- Вижу, что все правильно справились с заданием.
- А теперь на втором круге найдите слово, которое начинается с этой буквы и прочитайте.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Помните, что работаем вместе, помогая друг другу.
К то справился с заданием и нашел слово.
Дети: - Слово, которое начинается с буквы "А" - аист
Воспитатель: - А ваша команда, какое нашла слово......
- Правильно, слово аист. Какой первый звук слове аист?
Дети: - Первый звук в слове аист (а)
Воспитатель: - Звук (а) - гласный или согласный?
Дети: - Звук (а) - гласный, потому что при произнесении воздух во рту не встречает преграду. Проходит свободно.
Воспитатель: - Сколько звуков в слове аист? Будьте внимательны и не спешите. Сколько звуков? Найдите на круге карточку с цифрой, которая указывает на количество звуков в слове аист? Чтобы определить сколько звуков в слове аист, произнесите каждый звук по порядку.
Дети выполняют задание.
Дети: - В слове аист - 4 звука. Первый звук -(а), второй (и), третий (с), четвертый (т).
Воспитатель: В слове аист 4 звука. Правильно!
- А сейчас определите позицию звука в слове аист. Где звук находится: в начале слова, в середине или в конце. Найдите правильную схему.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Итак, где же стоит звук (А) в слове аист? Как думает Даша, Лёня, Стеша......
Дети: - Звук (а) в слове аист находится в начале слова.
Воспитатель: - Правильный ответ: в начале слова.
Воспитатель: - А скажите, аист это лохматые и пернатые животные?
Дети: Аист - это птица. Тело птиц покрыто перьями.
Воспитатель: - Составьте красивое предложение со словом АИСТ
Дети составляют.
Воспитатель: - Маша, какое предложение у тебя получилось? Юлиана? Лёша?
Дети: - Аист живет на крыше. К нам прилетел аист. И т.д.
Воспитатель: - Давайте повторим предложение: "Тело аиста покрыто перьями.
Дети произносят.
Воспитатель: - Сколько слов в этом предложении? Тело аиста покрыто перьями.
Дети: - 4 слова, 3 слова...
Воспитатель: - Первое слово..
Дети: - Тело.
Воспитатель: - Второе слово ...
Дети: - аиста
Воспитатель: - Третье слово...
Дети: - Покрыто
Воспитатель: - Четвертое....
Дети: - Перьями.
Воспитатель: - Правильный ответ...
Дети: В этом предложении 4 слова!.
Воспитатель: - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Ну, что пора возвращаться домой! Садимся на ковер-самолет!...... Придумайте рифму!
Дети: - Отправляемся в полёт!
Звучит музыка
Воспитатель: - Пока мы летим, давайте поиграем!
«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»
- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
- Шляпка из соломы - соломенная шляпа.
- Ваза из хрусталя - хрустальная ваза.
- Чашка из фарфора - фарфоровая чашка.
- Платье из шелка - шелковое платье.
- Мяч из резины - резиновый мяч.
- Варенье из абрикосов - абрикосовое варенье.
- Шуба из меха - меховая шуба.
- Пюре из картофеля - картофельное пюре.
- Сок из земляники - земляничный сок.
- Сумка из кожи - кожаная сумка.
- Стена из камня - каменная стена.
3. Рефлексия
Воспитатель: - Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Расскажите, где были, что делали, что узнали.
Дети: - Путешествовали в Страну красивой речи; собирали пазлы, познакомились с пернатыми и мохнатыми; искали буквы и звуки; составляли предложения; находили схемы; делили слова на слоги.
Воспитатель: - Вы сегодня очень много выполнили разных заданий! Молодцы! Спасибо за работу!