Конспект НОД в области речевого развития для детей подготовительной группы с использованием ТРИЗ технологии – круги Луллия

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с


Цель: развитие у детей лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

  • Обучающие:
    • Обогащать знания детей о диких животных, обитающих в наших лесах, активизировать словарь.
    • Закреплять названия их детенышей.
    • Упражнять в образовании слов с помощью суффиксов -ищ, - ик.
    • Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы».
  • Развивающие:
    • Развивать: коммуникативные навыки; умение рассуждать на заданную тему; умение слушать педагога и своих товарищей.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать интерес и любовь к животному миру.

Ход занятия

Звенит колокольчик, дети подходят к воспитателю. Приветствие.

1. Оргмомент

Воспитатель:

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся. Они улыбаются вам, а вы улыбнитесь гостям

Воспитатель: Отлично! У всех хорошее настроение?

Дети: - Да.

Воспитатель: Никто сегодня не грустит?

Дети: - Нет.

Воспитатель: Замечательно.

А день сегодня не просто хороший, он удивительный, как удивителен каждый новый день, ведь он несёт много открытий и приключений. (Звучит волшебная музыка) И сегодня мы приглашены в страну "Красивой и правильной речи".

- Попадая в эту страну все дети сразу меняются: грустные становятся веселыми.

Воспитатель называет слова, а дети называют противоположные по смыслу

  • Злые - добрыми
  • Грязные - чистыми
  • Глупые - умными
  • Слабые - сильными
  • Больные -здоровыми
  • Шумные - тихими
  • Толстые - тонкими...

Воспитатель: - Но как же мы туда попадем? - На чем можно отправиться?

Дети: - На поезде, на воздушном шаре, на ракете, пароходе.....

Воспитатель: - На чем мы отправимся вы узнаете, отгадав загадку.

На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный…

Ответ: Ковер-самолет

- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.

- Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну "Красивой и правильной речи".

Воспитатель: - А скажите,если мы отправляемся в страну красивой речи, то как мы должны там разговаривать?

Дети: - Говорить правильно, чётко, полными предложениями, не выкрикивать, поднимать руку. Отвечать только тогда, когда спрашивают. Внимательно слушать,что говорят.

2. Работа над звуковой культурой речи

Воспитатель:

- Отправляемся друзья,
В чудо-страну вы и я.

Звучит музыка

Игра «Звукоподражание»

Воспитатель: - Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.

  1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
  2. Лопнули шины: с-с-с.
  3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
  4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.
  5. Комары летят: з-з-з.
  6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.

Воспитатель: - Вот мы и прибыли.

- Посмотрите, ребята, что это?

Дети: - Ворота.

Воспитатель: - А на воротах - замок. А что же делать?

Дети: - Надо его открыть.

Воспитатель: - А ключа нигде нет..... Вот вижу здесь записка есть. Кто поможет прочитать,что там написано?

Дети: - Дима Верховцев, Артемий Гавшин, Лёня Ганус....

Воспитатель: - Читай, Дима

Дима читает: - Чтобы открыть замок, надо выполнить задание.

Воспитатель: - Читай задание, Артемий.

Артемий: - Соберите картинку из пазлов!

Воспитатель: - Собирать мы будем не одну картинку, а несколько команд. Сейчас мы с вами поделимся на команды. У вас есть эмблема с изображением буквы. На столах тоже стоит карточка с буквой. Каждый из вас подходит к тому столу, где изображена буква такая же , как и на эмблеме.

Дети делятся на команды.

Воспитатель: - Вот мы и поделились на команды! Сейчас Вам нужно будет собрать картинку из пазлов. На столе лежит конверт с пазлами. Магнитный планшет, где будете собирать картинку. Работаем все вместе. Вы - команда! Помогаем другу другу! Кто соберет свою картинку, сразу показывает нам. Молча! Не мешаем работать остальным командам.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Итак, картинки все собрали. Давайте посмотрим, что у Вас получилось.

- Команда с буквой "Б" - какую картинку собрали?

Дети: - Белка.

Воспитатель: - Команда с буквой "Д".

Дети: - Дятел.

Воспитатель: - Команда с буквой "В"

Дети: - Волк.

Воспитатель: - Команда с буквой "Л"

Дети: - Ласточка.

Воспитатель: - Команда с буквой "Г".

Дети: - Голубь.

Воспитатель: - Итак, у вас получились картинки с .........

- На какие 2 группы их можно разделить?

Дети: - Дятел, ласточка, голубь - это птицы. Белка, волк - звери.

Воспитатель: - Чем отличаются птицы от других животных?

Дети: - Тело птиц покрыто перьями.

Воспитатель: - Чем отличаются звери от остальных животных?

Дети: - Тело животных покрыто шерстью.

Воспитатель: - Правильно! Молодцы!

- Наш замок открылся, можем заходить в страну Красивой и правильной речи.

Воспитатель: - В стане Красивой речи мы с вами поговорим об удивительных жителей этой страны. Может уже вы догадались о ком?

Дети: - О зверях и птицах.

Воспитатель: - Да, совершенно верно. Жители этой страны - мохнатые и пернатые.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! От ваших знаний и хорошего поведения нам легко было попасть в страну красивой речи.

Воспитатель: - Работать в Стране красивой и правильной речи мы будем с хорошо знакомыми вам кругами Луллия. Работать по группам. Проходим и садимся за столы с той буквой, которая есть на эмблеме. Делимся по тому же принципу, что и собирали картинки.

Дети занимают свои места.

Воспитатель: - Итак, у каждой команды стоят круги. Работать мы с вами уже умеем. Чтобы правильно выполнять задания, что нужно делать?

Дети: - Не шуметь; внимательно слушать, что говорят; работать в команде , по очереди выполняя задания и помогая друг другу.

Воспитатель: - Выполняя задания мы будет находить буквы, картинки, выделять звуки, составлять предложения.

- А напомните мне, пожалуйста, что такое буква и что такое звук?

Дети: - Букву - мы видим и пишем, звук мы слышим и произносим.

Воспитатель: - Молодцы! Правильно!

Воспитатель: - Посмотрите, какая буква изображена у меня на карточке?

Дети: - Буква "М"

Воспитатель: - Правильно называем букву

Дети: - Буква "ЭМ"

Воспитатель: - Молодцы!

Найдите картинку, которая начинается со звука (М) или (МЬ)

Дети: - Медведь

Воспитатель: - Какой первый звук мы слышим в слове медведь?

Дети: - (мь)

Воспитатель: - Он гласный или согласный?

Дети: - Согласный

Воспитатель: - Докажите, что он согласный.

Дети: - Когда мы произносим этот звук, воздух встречает преграду.

Воспитатель: - Отлично!

- Сколько слогов в слове медведь?

- Как думает Дима? Как думает Лиза? А Вова?

Воспитатель: - Давайте произнесем, проскандируем.

Дети: Медведь

Воспитатель: - Правильный ответ, 2 слога. Не спешите, чтобы правильно определить количество слогов, надо произнести слово.

Воспитатель: - Найдите картинку с тем домиком, в котором живет медведь.

- Домик медведя?

Дети: - Берлога.

Воспитатель: - Говорим правильно, полным ответом.

Дети: - Домик медведя - берлога.

Воспитатель: - А сейчас на следующем круге найдите картинку , на которой изображено, чем питается медведь.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Чем питается медведь?

Дети: - Ягодами, рыбой..

Воспитатель: - Ответ не принимаю.

Дети: - Медведь питается ягодами, грибами, насекомыми.

Воспитатель: - Повтори Маша, Саша, Ваня.

Дети проговаривают правильно предложение.

Воспитатель: - А кто мне скажет, к какой группе можно отнести медведя: травоядные, хищники или всеядные?

Дети: - Всеядные, потому что он любит и ягоды и рыбу.

Воспитатель: - А теперь давайте расскажем, что мы узнали.

Дети: - Медведь - это всеядное животное. Питается ягодами, рыбой, насекомыми. Домик медведя - берлога.

Воспитатель: - А медведь - это лохматый или пернатый житель страны?

Дети: - Медведь - это лохматые. Тело покрыто шерстью.

Воспитатель: - Молодцы! Отлично справились с заданием!

- Кто хорошо трудиться, должен уметь хорошо отдыхать.

Предлагаю всем отдохнуть!!!

Физкультминутка "Паровозик чух-чух-чух с остановками"

Воспитатель: - Хорошо отдохнули, можно и хорошо поработать!

- Посмотрите, какая буква у меня на карточке?

Дети: - Буква "А"

Воспитатель: - Найдите эту букву у себя на кругах.

- Вижу, что все правильно справились с заданием.

- А теперь на втором круге найдите слово, которое начинается с этой буквы и прочитайте.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Помните, что работаем вместе, помогая друг другу.

К то справился с заданием и нашел слово.

Дети: - Слово, которое начинается с буквы "А" - аист

Воспитатель: - А ваша команда, какое нашла слово......

- Правильно, слово аист. Какой первый звук слове аист?

Дети: - Первый звук в слове аист (а)

Воспитатель: - Звук (а) - гласный или согласный?

Дети: - Звук (а) - гласный, потому что при произнесении воздух во рту не встречает преграду. Проходит свободно.

Воспитатель: - Сколько звуков в слове аист? Будьте внимательны и не спешите. Сколько звуков? Найдите на круге карточку с цифрой, которая указывает на количество звуков в слове аист? Чтобы определить сколько звуков в слове аист, произнесите каждый звук по порядку.

Дети выполняют задание.

Дети: - В слове аист - 4 звука. Первый звук -(а), второй (и), третий (с), четвертый (т).

Воспитатель: В слове аист 4 звука. Правильно!

- А сейчас определите позицию звука в слове аист. Где звук находится: в начале слова, в середине или в конце. Найдите правильную схему.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Итак, где же стоит звук (А) в слове аист? Как думает Даша, Лёня, Стеша......

Дети: - Звук (а) в слове аист находится в начале слова.

Воспитатель: - Правильный ответ: в начале слова.

Воспитатель: - А скажите, аист это лохматые и пернатые животные?

Дети: Аист - это птица. Тело птиц покрыто перьями.

Воспитатель: - Составьте красивое предложение со словом АИСТ

Дети составляют.

Воспитатель: - Маша, какое предложение у тебя получилось? Юлиана? Лёша?

Дети: - Аист живет на крыше. К нам прилетел аист. И т.д.

Воспитатель: - Давайте повторим предложение: "Тело аиста покрыто перьями.

Дети произносят.

Воспитатель: - Сколько слов в этом предложении? Тело аиста покрыто перьями.

Дети: - 4 слова, 3 слова...

Воспитатель: - Первое слово..

Дети: - Тело.

Воспитатель: - Второе слово ...

Дети: - аиста

Воспитатель: - Третье слово...

Дети: - Покрыто

Воспитатель: - Четвертое....

Дети: - Перьями.

Воспитатель: - Правильный ответ...

Дети: В этом предложении 4 слова!.

Воспитатель: - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Ну, что пора возвращаться домой! Садимся на ковер-самолет!...... Придумайте рифму!

Дети: - Отправляемся в полёт!

Звучит музыка

Воспитатель: - Пока мы летим, давайте поиграем!

«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»

  • Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
  • Шляпка из соломы - соломенная шляпа.
  • Ваза из хрусталя - хрустальная ваза.
  • Чашка из фарфора - фарфоровая чашка.
  • Платье из шелка - шелковое платье.
  • Мяч из резины - резиновый мяч.
  • Варенье из абрикосов - абрикосовое варенье.
  • Шуба из меха - меховая шуба.
  • Пюре из картофеля - картофельное пюре.
  • Сок из земляники - земляничный сок.
  • Сумка из кожи - кожаная сумка.
  • Стена из камня - каменная стена.

3. Рефлексия

Воспитатель: - Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Расскажите, где были, что делали, что узнали.

Дети: - Путешествовали в Страну красивой речи; собирали пазлы, познакомились с пернатыми и мохнатыми; искали буквы и звуки; составляли предложения; находили схемы; делили слова на слоги.

Воспитатель: - Вы сегодня очень много выполнили разных заданий! Молодцы! Спасибо за работу!