дети младшего дошкольного возраста уже несколько лет увлечены мультипликационным сериалом «Щенячий патруль»: коллекционируют фигурки персонажей, в сюжетах игры «используют» способности героев мультфильма. У многих воспитанников есть домашние питомцы - собаки, но дети 3-5 лет еще очень мало знают об этих животных. Их знания заключаются только в том, что собака - это домашнее животное, и может охранять дом.
Наша исследовательская - творческая работа посвящена изучению роли собаки в жизни людей, знакомству с разнообразием пород. В ходе проекта мы предложим детям сравнить мультипликационных персонажей и реальных собак, для решения проблемы: «Существуют ли в реальной жизни собаки, похожие на щенков из «Собачьего патруля».
Гипотеза проекта: собаки помогают человеку в различных сферах жизни.
Цель проекта: Формировать у детей 4-5 лет правильное отношение к собакам, как к помощнику и другу человека.
Задачи проекта:
- Пополнить знания детей о собаках, их значении в жизни человека и разнообразии пород.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Закреплять знания о безопасном поведении с животными.
- Воспитывать эмоционально - положительное, заботливое, ответственное отношение к собаке.
Тип проекта:
- Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
- Индивидуально групповой
- Внутригрупповой
- Среднесрочный (1 месяц)
- Межпредметный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
I этап проекта: мотивационный. На первом этапе нужно определить проблему и гипотезу проекта. После просмотра мультфильма «Щенячий патруль» провести с детьми беседу. В ходе беседы выяснить у детей: что умеют делать щенки в мультфильме, чем отличаются щенки внешне и по характеру? Спросить мнение детей о том, могут ли на самом деле собаки помогать человеку и чем? Что могут делать живые собаки, как герои мультфильма? Знают ли дети, какой породы щенки из мультфильма? Для того чтобы зафиксировать ответы детей мы сделали на листе формата А1 таблицу, которую частично заполнили вместе с детьми используя графические знаки и картинки.
После заполнения таблицы нам стало понятно, что у детей не хватает реальных представлений о значимости собаки в жизни человека. Мы помогли выдвинуть детям гипотезу - «Собаки помогают человеку в разных сферах жизни» и вместе разобраться этом в вопросе.
II этап проекта: планирующий. На этом этапе вырабатывается план действий, дается задание родителям и детям.
Поскольку участниками проекта являются дети и родители, мы предложили нашим воспитанникам, узнать дома у родных и знакомых, что они знают о собаках. Поинтересоваться у родителей, какие породы собак можно встретить в мультфильме? При участии родителей мы смогли подобрать большую коллекцию фигурок героев мультфильма и реалистичных фигурок собак, а также картинок с изображением собак. Поскольку в группе у многих детей есть домашние питомцы-собаки, им было предложено подготовить небольшой рассказ о своем любимце. Родителям рекомендовали найти и выучить с детьми стихи про собак.
III этап проекта: информационно-операционный. После того как дети и родители собрали необходимый материал для проекта, мы приступили с детьми к работе. Предложили воспитанникам внимательно рассмотреть все принесенные в группу фигурки собак. Дети разделили фигурки на две группы:
- Собаки из «Щенячего патруля»;
- Собаки, которые существуют в жизни.
Поскольку фигурки собак дети приносили из дома, многие из них могли рассказать о том, какой породы фигурку они принесли. Этими знаниями они охотно делились друг с другом. В непринуждённой обстановке сложная информация легко запоминалась.
Следующим этапом работы был сравнительный анализ фигурок собак из двух групп коллекции. Дети к каждой фигурке «ЩП» находили фигурку собаки реальной породы. Сравнивали, чем они похожи, и в чем отличие. Вместе с детьми мы оформили выставку «Такие разные собаки», экспонатами которой стали принесенные в группу собачки.
На этом этапе проекта важная роль отводится участию родителей в образовательно - воспитательном процессе. Родителей воспитанников, у которых дома есть собаки, пригласили в группу провести для детей беседу познавательного характера про своего питомца. В процессе подготовки к данному мероприятию родителей просили рассказать детям веселые случаи с их питомцем, характере, как он живет в доме и ладит с окружающими. Но особенно просили уделить внимание тому, что собака - это большая ответственность (ее нужно воспитывать, ухаживать, кормить, лечить …) Родители подготовили для детей фотографии, видеоматериалы для просмотра о своих питомцах.
Особая роль на данном этапе отведена познавательному досугу «Друзья человека». Целью данного досуга мы ставим: дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни и закрепить полученные знаниях собаках и подвигов совершенными собаками.
IV этап проекта: практический.
На всем этапе реализации проекта «ЩП» детей знакомили с художественной литературой, героями которой были собаки. Дети познакомились с произведениями художественной литературы: А.Усачева «Умная собачка Соня», сборник рассказов о собаках «Верный друг», А.Перфильева «Пять моих собак», С.Михалков «Трезор», «Мой щенок», Л.Н.Толстой «Лев и собачка», Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Саша Чёрный «Дневник фокса Микки» и др. Для детей была проведена литературная гостиная «По следам литературных собак» с привлечением работника городской детской библиотеки.
В игровой деятельности детям были предложены сюжетно-ролевые игры: «Собачки циркачи», «Больница для собак», «Заботливый хозяин»; дидактические игры: «Накорми собачку косточкой», «Чья будка», «Чей след»; подвижные игры: «Лохматый пес», «Котята и щенята», «Собачка».
На практическом этапе реализации проекта бала оформлена выставка детско родительских работ «Мордашка, хвост и четыре лапы».
V этап проекта: рефлексивно-оценочный. В заключительной части проекта с детьми подводим итоги проделанной работы в форме познавательно-игрового досуга «Щенячий патруль». Сценарий досуга «Щенячий патруль» в приложении №3. Во время досуга с детьми уточняем полученные ранее знания и заполняем до конца таблицу, которую мы делали на первом этапе проекта. Помогаем детям сделать вывод, что выдвинутая гипотеза в начале проекта «Собаки помогают человеку в разных сферах жизни» - верна.