У детей старшего дошкольного возраста освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
В системе дополнительного образования занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др. Ментальная арифметика направлена на вовлечение обучающихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими арифметического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Она помогает формировать у дошкольников навыки абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка, повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объём информации. Данная программа практических заданий и занимательных упражнений позволяет развивать и корректировать у ребят эти навыки, легко и быстро включиться в процесс дальнейшего успешного обучения в школе.
Ментальная арифметика - метод тренировки мозга. Благодаря ей можно развить математические способности у любого ребёнка.
На занятиях дети считают с помощью инструмента - абакуса. Счет производится пальцами правой и левой рук одновременно, что является тренировкой и развитием межполушарного взаимодействия и своеобразной пальчиковой гимнастикой. Известно, что каждое полушарие мозга отвечает за свои направления: правое - за творчество и мышление, левое - за логику. Выполнение математических действий на абакусе позволяет равномерно развивать оба полушария. Сначала дети овладевают техникой выполнения арифметических действий с косточками. А затем они учатся ментальному счету в уме. Дети перестают физически быть зависимыми от реального абакуса, представляя его в воображении. Левые полушария воспринимают цифры, правые образ костяшек. Мозг постепенно переключается на работу с воображаемыми счетами, а числа при этом воспринимаются в форме картинок.
Также в программе используются развивающие дидактические игры, наглядные пособия (флеш-карты, таблицы Шульте, лабиринты), специально разработанные рабочие листы для возрастов 5-7 лет. Задания в них усложняются от модуля к модулю. Занятия строятся в игровой форме, используется соревновательный мотив. Полученные знания ребята применяют при решении практических задач. В процессе игр и динамических пауз осуществляется личностное взаимодействие, общение в парах и в группе в целом, в результате которого происходит совершенствование личностных качеств и коммуникативных навыков.
При решении дополнительных заданий, которые дети выполняют в процессе занятий настольными играми, совершенствуются логические навыки и скорость мышления.
Кроме того, включенные в курс нейропсихологические и кинезиологические упражнения способствуют развитию лобных долей мозга, что является базой для развития концентрации внимания и интеллектуальной активности
После каждого занятия проводится обязательная саморефлексия, в результате которой ребенок делает вывод о том, какие навыки он приобрел в течение занятия, оценивает, что получилось, а над чем следует потрудиться дополнительно. Задания, выполненные на листах, дети проверяют друг у друга. Таким образом, занятия способствуют развитию познавательных процессов (памяти, внимания, логики), повышению скорости принятия решений, мотивации к обучению, а мыслительная активность направляется на нахождение нестандартных способов решения поставленных задач.
Обучение ментальной арифметике на абакусе позволяет ребенку добиться хороших успехов не только в математике, но и в других науках.