Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите начать своё выступление с притчи, услышав её вы, сразу поймёте, почему мы выбрали это направление работы с родителями и обучающимися.
Однажды внук похвастался перед своим дедом книгой, которую купил на подаренные ему деньги. Тот полистал книжку, потом тяжело вздохнул - не одобрил.
Внук его спрашивает:
- Скажи, почему ты опечалился, увидев мою книгу?
Дед показал внуку на полки с домашними книгами, которые внук не читал, и ответил:
- Выбор - это результат устремлений. Если бы ты хотел стать лётчиком, то выбрал бы книгу о самолётах и лётчиках, если бы учёным - купил бы что-то связанное с наукой. Но ты купил себе книжицу о скандалах и разных глупостях. Вот я и задумался - кем ты хочешь стать?
Нам взрослым, будь мы педагоги или родители, очень важно знать, что наши дети будут лучше нас. Что именно они наше будущее, что за ними наша спокойная старость.
Раньше литература была неотъемлемой частью жизни и была не столько источником информации, сколько способом воспитания сердца и души. Сейчас для большинства детей чтение - тяжкая повинность, которую они пытаются избежать. Для родителей чтение - родительская мука, неприятная необходимость.
Утрата традиций семейного чтения является негативным фактором в формировании читателя-ребенка, так как происходит изменение семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными. «Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 процентов».
Родители гимназистов при встречах с педагогами, на родительских собраниях часто задавали вопросы: Как привить любовь к чтению? Как заставить читать больше, чем задали? Что сделать, чтобы ребёнок читал?
Все эти вопросы натолкнули на мысль, что семейное чтение нуждается в возрождении, что именно личный пример родителей - может стать отправной точкой для приобщения ребёнка к чтению.
И тогда в 2011 году творческой группой учителей начальной школы, библиотекарем Гимназии началась реализация проекта «Читать модно». За основу мы взяли Всероссийский проект «Успешное чтение», разработанный специалистами при научной поддержке и сопровождении учёных Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.
Цель проекта: создание условий для приобщения обучающихся и родителей к чтению, развитие семейной читательской культуры.
Задачи, которые мы поставили это:
- формирование литературного вкуса у обучающихся;
- освоение навыков рефлексивного чтения;
- создание привлекательного имиджа читающего гимназиста в глазах товарищей.
Миссия проекта: приобщение детей и родителей к чтению за счёт формирования нового имиджа чтения:
- как образовательной программы «длиной во всю жизнь»;
- как основы успешности процесса обучения в школе;
- как средства самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
- как способа получения удовольствия в духовной сфере.
Целевая аудитория: Обучающиеся, их родители, педагоги.
Наш проект работает по четкому плану, который ежегодно корректируется, дополняется.
Мы организуем и проводим различные конкурсы, фестивали, смотры, направленные на решение задач, поставленных перед нами.
Ежегодными и любимыми для детей и родителей стали такие мероприятия как, фотоконкурс «Лето, я и книга» - цель которого пропаганда чтения средствами художественной фотографии. Родителям необходимо сделать фото читающего ребёнка во время летних каникул. Выставки фотографий радуют увеличением количества участников из года в год.
Наиболее полюбившимися стал так же фестиваль «Сказка не кончается…» Цель: приобщение семей гимназистов к сценическому творчеству, самораскрытие и развитие личности, а также познание нравственных норм через освоение эстетики театра.
Много эмоций приносит в жизнь гимназии семейный конкурс «Папа, мама, я - читающая семья» - это игровая программа, в которой семейные команды показывают уровень знаний детской литературы, развивают интерес и любовь к чтению.
Так же интерес у ребят и родителей вызывают конкурсы «Подарки сказочнику», «Книжка своими руками», «Семейная полка», «Подарки для книги» и многие другие.
Считаю, что сотрудничество с родителями даёт благоприятные плоды в воспитании и развитии юных гимназистов. Только в семье, где взрослые читают сами, не представляют свою жизнь без литературы и прививают эту любовь своим детям, где принято проводить вечерний досуг с книгой, дети полюбят чтение без всякого принуждения со стороны взрослых. Ведь это создаёт успешную почву для развития личности ребенка, его успешности в жизни!
Увеличение количества семей, ежегодно примыкающих к проекту «Читать модно» позволяет нам считать, что цель поставленную в начале своего пути мы достигли. И продолжаем работать в том же направлении!
Чтение… Книги… Всё это семена, которые западают в душу и сперва вызывают в ней лишь радость, но из которых не замедляют вырасти добрые наклонности.
Благодарю за внимание!