Цель: сформировать у обучающихся знания о твердых отходах и способах их переработки.
Задачи:
- познакомить учащихся с твердыми бытовыми отходами;
- способами сбора и переработки;
- уделить особое внимание раздельному сбору отходов.
Планируемые результаты: расширение экологических знаний и их применение на практике, привлечение интереса к волнующей нас проблеме, становление национального самосознания, воспитание чувства Родины, ответственного отношения к месту, в котором мы живем.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов: беседа, работа в группах.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, листы бумаги А3, карандаши, фломастеры, краски, кисточки, большой пластмассовый глобус, бытовой мусор, двухсторонний скотч, пакеты с надписями «Бумага», «Пластмасса», «Стекло», «Металлы», «Пищевые отходы», карточки с названиями отходов различной категории опасности развешены по всему классу.
Сценарий мероприятия
На экране снимок планеты Земля.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»
http://mp3.classic-music.ru/music/tchaikovsky/vremena12.mp3
Учитель: Добрый день, ребята! (Музыка стихает) Сегодня мы обсудим с вами актуальную тему, которая касается всех без исключения.
Тему мероприятия вам сейчас предстоит узнать. Итак, внимание на экран. (Фото Планеты меняется на следующие кадры)
Учитель: Какая тема сегодняшнего мероприятие?
Верно, мы будем говорить о твердых коммунальных отходах. Тема нашего мероприятия «Обращение с твердыми коммунальными отходами».
А что же такое «твердые коммунальные отходы»? (Ответы учащихся. Один от группы.)
Учитель: «Твердые коммунальные отходы» - это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, и товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами для удовлетворения личных потребностей и бытовых нужд. (Определение выводится на экран) [1]
- Давайте приведем примеры отходов, которые образуются в жилых помещениях и которые утратили свои потребительские свойства в процессе использования. (Учащиеся приводят примеры).
Учитель: У вас на партах лежат упаковки от любимых сладостей, напитков, выпечки…… И, сняв упаковку, мы ее выбрасываем. Хорошо, если в мусорный бак! Многие там, где её сняли. Перед вами макет Планеты-глобус! Подойдите и прикрепите на её мусор! (Учащиеся крепят мусор на глобус).
А теперь посмотрите во что превращается наша Планета!
Учитель: ТКО содержат большое количество влажных органических веществ, которые, разлагаясь, выделяют гнилостные запахи и фильтрат. При высыхании продукты неполного разложения образуют насыщенную загрязнителями и микроорганизмами (от 300 до 15 млрд. на 1 г сухого вещества) пыль. В результате происходит интенсивное загрязнение воздуха, почв, поверхностных и грунтовых вод. Разносчиками патогенных микроорганизмов являются мухи, крысы, птицы, бездомные собаки и кошки.
В зависимости от степени экологического неблагополучия в местах образования и размещения отходов наблюдаются изменения природной среды и деградация естественных экосистем, нередко приводящие к изменению среды обитания и состояния здоровья человека.
Система управления отходами создана для того, чтобы избежать неконтролируемую их эмиссию в окружающую среду.
Система управления отходами состоит из 3 систем: сбор, транспортировка, переработка.
Создание системы управления отходами в принципе, является схемой санитарной очистки населенных пунктов от бытовых и промышленных отходов.
Учитель: Чем опасно накопление ТКО? (Ответы учащихся. Один от группы.)
Учитель: Мусор и отходы, прежде всего, ухудшают санитарные качества питьевой воды, почвы, растительности и воздуха. Важно разделять органические и неорганические отходы. Органические отходы можно переработать в компост, служащий хорошим удобрением для парков и садов. В целях сокращения неорганических отходов важно запретить населению в том числе туристам, выбрасывать коробки от сигарет, пивные банки, пластиковую посуду, пакеты и т.д. в этом случае, можно использовать залогово-возвратную систему сбора тары, при которой человек получает деньги за сдачу пустой посуды.
В настоящее время не существует полностью безвредных для окружающей среды способов утилизации отходов. Единственный эффективный способ избежать вредного воздействия отходов - не допускать их накопления. [2]
Учитель: Предложите способы сокращение ТКО?
(Учащиеся пишут свой способ и крепят на доске. Создаем схему на доске.)
- Не пользоваться одноразовыми вещами.
- Сортировать мусор.
- Ходить в магазин с одной сумкой.
- Из растительных и пищевых остатков делать компостные ямы.
- Создавать экологически чистые производства.
Учитель: Все правильно, ребята! Видя вокруг горы мусора, люди начинают понимать, что мусор, который они сами же и производя, может навредить им в будущем. Многие узнают о том, что пластик плохо разлагается, как и большое количество других отходов, начинают его сортировать, что я считаю правильным подходом, но у большинства банально нет к этому возможности, так как в большинстве городов нашей страны нет специальных контейнеров для сортировки мусора. Начинать нужно с малого, например: банально ходить в магазин с авoськой или шоппером, ну или вообще брать старый пакет с прошлой покупки, это уже хоть какой-то вклад в ваше будущее.
Твердые бытовые отходы классифицируют по происхождению, по агрегатному состоянию, по качественному составу и по классу опасности.
Задание для групп.
В классе размещены карточки, это карточки на которых написаны виды отходов. На столах у каждой команды лежат подписанные конверты; 1 группа - отходы 1-го, 2-го классов опасности, 2 группа - 3-го, 4-го, 5-го классов опасности. Ваша задача - найти все карточки, которые относятся к вашим классам опасности. После того как команды выполнят задания, проводится проверка.
Учитель: Ответьте на вопросы.
- Отходы какого класса опасности доминируют в ШГО?
- Какие отходы вывозит региональный оператор от населения?
- Какие отходы запрещено выбрасывать в контейнеры для ТКО?
- Куда осуществляется вывоз мусора с территории района?
ЗАПОМНИТЕ! В контейнер нельзя выбрасывать опасные отходы.
Учитель: Посмотрите мультфильм «Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока стала давать бензин» https://yandex.ru/video/touch/preview/13786829754852087980
Для того чтобы наша Планета не превратилась в то, что показано в мультфильме, подведем итоги, обобщим полученную информацию. Вы видите у себя на столах листы бумаги, карандаши, краски. Они вам необходимы для создания опорного конспекта, на котором вы изобразите всю полученную вами информацию о ТКО и способах их сокращения. После выполнения карты, необходимо его защитить. (Звучит музыка П.И.Чайковского, учащиеся создают опорные конспекты.) Защищают их.
Учитель: Весь наш урок вы видели цитату Антуана Экзюпери из его произведения «Маленький принц»: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Давайте и мы приведем свою планету в порядок. (Сортируют мусор по мешкам).
Учитель: Ребята, спасибо вам за активное участие в мероприятии. Сейчас проведем рефлексию . У вас у каждого есть по две карточки: дерево и мусорный пакет, на доске вы видите фото Планеты Земля. Если вам мероприятие понравилось, прикрепляете карточку с деревом, если нет - с мусорным пакетом.