Функциональная грамотность: что это такое? Если Вы умеете применять знания, полученные в школе для эффективного решения собственных жизненных задач и/или умеете находить нужные для этого знания, сведения, информацию, то вы ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Выдающийся советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, академик РАО А.А.Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек - это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Формирование функционально грамотных членов общества - одна из важнейших задач современной школы. Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего образования, и основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. В начальной школе идет активное обучение различным видам речевой деятельности - работе с текстом, чтению и письму, слушанию и говорению, и поэтому основы функциональной грамотности закладываются именно в начальной школе. И забота о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию ложится на плечи учителя начальных классов.
В обновленных ФГОС НОО закреплено обеспечение возможности формирования функциональной грамотности: в разделе 3 «Требования к условиям реализации программы НОО» (п. 34.2): «В целях обеспечения реализации программы НОО в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности)». Задача школы: создать условия для формирования функциональной грамотности учеников. Нужно разработать программу по развитию функциональной грамотности; скорректировать рабочие программы; разработать программы курсов внеурочной деятельности; проанализировать учебно-методические материалы, которые используют учителя, обеспечить их учебными материалами нового поколения; выявить затруднения педагогов; создавать механизмы мотивации учителей, организовывать их сотрудничество и обмен опытом; рассмотреть вопросы индивидуализации обучения.
Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или заданий, он логично и системно должен быть вшит в учебную программу как обязательная составляющая. На развитие функциональной грамотности школьников влияют предметные и личностные результаты. Поэтому функциональная грамотность - более широкое понятие, чем метапредметные результаты. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Чтобы правильно формировать, нужно знать, как и над чем работать. Учителю начальных классов нужно включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс, активно разрабатывать «PISA-подобные» задания. Каждая образовательная область учебного плана должна участвовать в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность). Использование разнообразных приемов обучения на уроках создает необходимые условия для развития умений младших школьников самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Это способствует формированию функциональной грамотности школьников.
Для оценки функциональной грамотности младших школьников начальная школа ежегодно принимает активное участие в конкурсах - исследованиях. В рамках Всероссийского инновационного проекта «Независимая диагностика качества обучения школьников» выпускники начальной школы проходят независимое компьютерное тестирование по математике и русскому языку, обучающиеся 2-4 классов участвуют во Всероссийской метапредметной олимпиаде «Новые знания». В рамках Международного дистанционного мониторингового проекта «Эрудит - Марафон Учащихся» (ЭМУ) обучающиеся 1-4 классов участвуют в метапредметном конкурсе - исследовании «ЭМУ- Эрудит» и в предметном конкурсе-исследовании «ЭМУ - Специалист». С целью оценки математической подготовки и готовности к продолжению образования обучающиеся 4-х классов ежегодно участвуют в тестировании «Кенгуру - выпускникам», проводимом Институтом продуктивного обучения и Центром технологии тестирования «Кенгуру плюс» г. Санкт-Петербург. Математический тест готовности к продолжению образования «Кенгуру выпускникам» позволяет определить уровень сформированности у учащихся 4 классов двух групп универсальных учебных действий - познавательных (ПУУД) и регулятивных (РУУД). Среди младших школьников очень популярны: Международная естественнонаучная игра - конкурс «Астра - природоведение для всех, Всероссийский конкурс «КИТ - компьютеры, информатика, технологии», Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех», Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» (ЧИП), Всероссийская олимпиада по математике и информатике для школьников 1-6 классов «Пифагор», Парная метапредметная олимпиада для школьников 1-6 классов «УмникиМЫ» и др.
Человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Функциональная грамотность - это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек не занимался. Главное в работе учителя начальных классов: формирование способности младшего школьника к самооценке и самоконтролю, то есть овладение основными регулятивными действиями: удерживать учебную цель; контролировать результат и процесс; предвидеть трудности и ошибки; находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать процесс. Младшему школьнику важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения и способностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Список литературы
- Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю.Алексашина, О.А.Абдулаева, Ю.П.Киселев; науч. ред. И.Ю.Алексашина. - СПб.: КАРО, 2019. - 160 с.
- Жумабаева А.Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения А.Е.Жумабаева, А.Б.Ы.Ы.Тоқан // Образование в XXI веке: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Москва, 2020 - С. 351-356.