Использование наглядных пособий на занятиях по ДООП «Книжный дизайн»

Разделы: Конкурс «Использование наглядных пособий на уроке»


Введение

Дистанционное обучение активно вошло в российскую образовательную среду и сделало необходимым обновление реализуемых программ в содержании и использовании образовательных технологий. Что позволило нам педагогам проанализировать степень своей компетентности в информационно-коммуникационных технологиях, выбрать наиболее подходящие цифровые инструменты и определиться со степенью их использования.

Дети всегда готовы к творчеству, не зависимо от внешних условий, но важно, чтобы к сотворчеству был готов и педагог! От той работы, которую он организует и проведет зависит неординарное отношение будущего творца к своей жизни и деятельности.

Данная работа состоит из введения, основной части в которой, опираясь на актуальность выбранной темы, даны рекомендации по использованию приложений для создания контента, представлен практический материал для организации занятий в дистанционном режиме (с активными ссылками) и заключения.

В качестве приложений предлагаются следующие материалы:

  • лекала деталей и шаблоны базовых страниц;
  • примеры готовых базовых страниц;
  • ссылки на бесплатные приложения необходимые для создания цифрового контента.

Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Книжный дизайн» художественной направленности является создание условий для развития у учащихся творческого потенциала, формирования прикладных навыков и мотивации личности к познанию в области книжной дизайн-деятельности. Так как это новая, современная продуктивная деятельность.

Дети знакомятся с технологией создания объемных подвижных иллюстраций на основе бумажных конструкций «Pop-Up», (термин «Pоp-Up» возник в 60-70-е годы в США и произошел от английского «внезапно появляться». В русской интерпретации «Всплывающее окно») применяемых в книжной иллюстрации, рекламе.

Программа ознакомительного уровня, предполагает минимальную сложность предлагаемого материала, и рассчитана на учащихся, 10-14 лет. Группы формируются из 12-16 человек. Программа рассчитана на 1 год обучения, количество учебных часов - 216.

В основном организация образовательного процесса традиционная с применением современных образовательных технологий, таких как проектная технология, при необходимости (карантинные меры, введение чрезвычайной ситуации и т.д.) возможно обучение с применением дистанционных (электронных) технологий. Если формат дистанционного режима был не востребован, то материал изучается очно в конце года.

Дистанционный режим занятий выделен в календарном учебном графике отдельным блоком.

Для реализации этого раздела необходимо:

  • нарисовать шаблоны и лекала в графическом редакторе, например, CorelDRAW (Приложение 1, Приложение 2);
  • снять видео мастер-классов (стрим камера Web Logitech Pro C922 с микрофоном);
  • смонтировать видеоролики (ноутбук, видео редактор VideoPad) (Приложение 3);
  • разместить материалы на Яндекс Диске.

Подготовленный материал был размещен на Яндекс Диске. Так как это сервис хранения файлов в Интернете, редактирования и синхронизации, с общим доступ.

Подготовленный материал максимально адаптирован для самостоятельного изучения, с минимальным набором инструментов. Содержание заданий не привязано к конкретным темам программы и нацелено на анализ готовых конструкционных образов и общее понимание концепции создания иллюстраций книги.

Занятия построены на основе восприятия образа, наблюдение за демонстрациями педагога, работа по образцу. Особенностью подготовленных занятий является то, что проводить их можно в любой период реализации программы и без ущерба для образовательного процесса делить на части.

Само задание, вопросы и фото промежуточной работы можно передать в чате «Сферум».

Технологическая карта занятий детского объединения «Книжный дизайн»

Тема: "Создание тематической книги по сюжету любимого фильма".

Теория: Сборка аналитических копий. Задания на понимание концептуального подхода к созданию книги. Конструкции работают на раскрытие образа. Создание тематической книги по образцам.

Практика: просмотр видео мастер-классов, выполнение тематических страниц по образцу.

Цель: формирование познавательного интереса, прикладных навыков и мотивации личности к познанию в области книжной дизайн-деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со способами построения и сборки простых моделей из бумаги по шаблону;
  • дать общее представление о стилизационном единстве книги.

Воспитательные:

  • создавать учащимся условия для самореализации личности;
  • формировать у учащихся устойчивый интерес к творческой конструкторской деятельности.

Развивающие:

  • развивать у учащихся изобразительные и конструкторские способности, объемно-пространственное мышление, художественный вкус;
  • развивать у учащихся мелкую моторику рук и глазомер.

Материалы: бумага (А4) плотностью 160г/м², коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, цветные маркеры, цветные карандаши, биговальная доска и нож, брадсы, шило, распечатанные шаблоны и лекала.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Занятие № 1 «Слайдер. Направляющая скольжения»

Упражнение: выполнение задания по образцу. Подготовка основы через цветовой художественный образ. Сборка конструкции «Направляющая скольжения» из подготовленных деталей.

Задачи:

  • разработать и выполнить образную модель;
  • доработать иллюстрацию на базовой странице;
  • раскрасить и детализировать персонажей.

Этап № 1.
Материалы и ТБ

Материалы
https://disk.yandex.ru/i/-uFGigg4OlHX4g
Лекала
https://disk.yandex.ru/a/uVdcn-eEKk-Mog
фото-инструкция по ТБ
https://disk.yandex.ru/i/j-fiTJnYQZd-bw

Знакомятся с материалами (просмотр видео) и правилами техники безопасности по фото-инструкции.

Этап № 2.
Разбор лекал

Видео «Подготовка основы и деталей»
https://disk.yandex.ru/i/DX3rOLyhB-NJDw

Проводят анализ лекал. Отбирают из общей массы лекал необходимые.

Этап №3.
Пример раскрашивания персонажа

Видео «Как раскрашивать»
https://disk.yandex.ru/i/WjaZsEDtwZEnCw

фото готовой базовой страницы
https://disk.yandex.ru/i/a24_eX-Ztsle2A

Просматривают видео. Анализируют свои возможности. Определяются с цветом и общей стилизационной концепцией, дополняют и раскрашивают лекала, биговка, вырезают детали.

Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ»

Фотографируют и отсылают промежуточную работу на проверку, Разбор ошибок и удачных стилизационных решений.

Этап №4.
Практическая работа

Видео «Сборка 1 страницы»
https://disk.yandex.ru/i/Jx1VgBrHpJLI8Q

Работают по образцу (видео). Монтируют детали и собирают pop-up конструкцию.

Этап №5.
Рефлексивно- оценочный

Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ»

Фотографируют и отсылают готовую работу на проверку, анализ готовой работы

Занятие № 2 «Шарнирная кукла»

Упражнение: доработка графического образа базовой страницы в стилизационным единстве. Сборка конструкции «Шаблонная кукла» из подготовленных деталей.

Задачи:

  • доработать иллюстрацию на базовой странице;
  • раскрасить и детализировать персонажей;
  • сделать необходимые прорези и аккуратные проколы, соединить детали в единый образ.

Этап № 1.
ТБ

фото-инструкция по ТБ
https://disk.yandex.ru/i/j-fiTJnYQZd-bw

Знакомятся с правилами техники безопасности по фото-инструкции.

Этап № 2.
Разбор лекал (повторение)

Лекала
https://disk.yandex.ru/a/GVf5fmlNoiD2qA
Видео «Подготовка основы и деталей»
https://disk.yandex.ru/i/DX3rOLyhB-NJDw

Проводят анализ лекал. Отбирают из общей массы лекал необходимые.

Этап №3.
Пример раскрашивания персонажа

Видео «Как раскрашивать»
https://disk.yandex.ru/i/WjaZsEDtwZEnCw
фото готовой базовой страницы
https://disk.yandex.ru/i/Gq4jjOMZ38cnJg

Анализируют свои возможности. Задают вопросы. Определяются с цветом и общей стилизационной концепцией, дополняют и детализируют лекала, биговка, вырезают детали.

Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ»

Фотографируют и отсылают промежуточную работу на проверку, Разбор ошибок и удачных стилизационных решений.

Этап №4.
Практическая работа

Видео «Сборка 2 страницы»
https://disk.yandex.ru/i/u4cZ_JWlGTKw_Q

Работа по образцу (видео). Монтируют детали и собирают шарнирную конструкцию.

Этап №5.
Рефлексивно- оценочный

Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ»

Фотографируют и отсылают работу на проверку. Анализ готовой работы.

Занятие № 3 «Фроттаж»

Упражнение: доработать графический образ страницы применив графическую технику «Фроттаж».

Задачи:

  • создать иллюстрацию на базовой странице;
  • раскрасить и детализировать персонажа;

Этап №1.
Пример раскрашивания персонажа

Лекало
https://disk.yandex.ru/i/Z7nnBSVHJxbG0Q
фото готовой базовой страницы
https://disk.yandex.ru/i/vdkr7VHETaRFew

Анализируют свои возможности. Задают вопросы. Определяются с цветом и общей стилизационной концепцией, дополняют и раскрашивают лекала, биговка.

Этап №2.
Практическая работа

Видео «Фроттаж»
https://disk.yandex.ru/i/PygVrPWa523H8A

Знакомятся с графической техникой «Фроттаж». Подбирают и анализируют декоративные поверхности.
Фотографируют и отсылают варианты поверхностей на проверку, если считают нужным.
Выполняют иллюстрацию

Этап №3.
Рефлексивно-оценочный

Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ»

Фотографируют и отсылают работу на проверку. Анализ готовой работы.

Занятие № 4 «Параллельно всплывающая конструкция на основе складок 45°»

Упражнение: Выполнение конструкционного образа героя. Использование знакомых графических приемов для усиления образа. Сборка конструкции «Параллельно всплывающая конструкция на основе складок 45°» из подготовленных деталей:

  • разработать и выполнить образную модель на основе 2-х складок 45°;
  • доработать иллюстрацию на базовой странице;
  • детализировать персонажа.

Этап № 1.
ТБ

Лекала
https://disk.yandex.ru/a/9aHJVpgwoTBhNw
фото-инструкция по ТБ
https://disk.yandex.ru/i/j-fiTJnYQZd-bw

Знакомятся с материалами (просмотр видео) и правилами техники безопасности по фотоинструкции.

Этап №2.
Пример раскрашивания персонажа

фото готовой базовой страницы
https://disk.yandex.ru/i/6GV6KjyWvbf_Xw

Анализ возможностей. Задают вопросы. Определяются с цветом и общей стилизационной концепцией, дополняют и раскрашивают лекала, биговка.

Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ»

Фотографируют и отсылают промежуточную работу на проверку, Разбор ошибок и удачных стилизационных решений.

Этап №3.
Практическая работа

Видео «Сборка страницы»
https://disk.yandex.ru/i/a20MZErZwYJ4iw

Работа по образцу (видео). Монтируют детали и собирают шарнирную конструкцию.

Этап №4.
Рефлексивно- оценочный

Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ»

Фотографируют и отсылают работу на проверку, Разбор ошибок и удачных стилизационных решений.

Заключение

В работе обобщен и представлен материал из опыта работы по подготовке и проведению занятий в режиме дистанционного обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Книжный дизайн» в условиях Центра дополнительного образования.

В работе даны рекомендации по использованию приложений для создания контента и представлен практический материал для организации занятий в дистанционном режиме.

В качестве приложений представлены следующие материалы:

  • лекала и заготовки базовых страниц;
  • примеры готовых базовых страниц:
  • ссылки на бесплатные приложения необходимые для создания цифрового контента.

Представленный в работе материал может быть использован педагогическими работниками образовательных учреждений как пример занятий с детьми конструкторской деятельностью в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.

Список литературы

  1. 3D книги в СССР [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://baxmyp-ka.livejournal.com/6337.htm
  2. Гузаиров, Э. Pop-Up Books. Трехмерные книги [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/665827-pop-up-books-trehmernye-knigi
  3. Duncan Birmingham. Pop-Up a Manual of paper Mechanisms [Электронный ресурс]: книга. - Режим доступа: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fwww.slideshare.net%2Fmobile%2F2525%2Fpop-up-a-manual-of-paper-mechanisms-duncan-birmingham-tarquin-books-popup-papercraft-paper-engineering-movable-books
  4. Чупрова Д.А., Патрушев Д.В., Патрушева Л.К. Основные конструкции и элементы для создания объемных иллюстраций для авторских книг и открыток в технике «Pop-up» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 27. - С. 268-280. - URL: http://e-koncept.ru/2017/574054.htm