Введение
Дистанционное обучение активно вошло в российскую образовательную среду и сделало необходимым обновление реализуемых программ в содержании и использовании образовательных технологий. Что позволило нам педагогам проанализировать степень своей компетентности в информационно-коммуникационных технологиях, выбрать наиболее подходящие цифровые инструменты и определиться со степенью их использования.
Дети всегда готовы к творчеству, не зависимо от внешних условий, но важно, чтобы к сотворчеству был готов и педагог! От той работы, которую он организует и проведет зависит неординарное отношение будущего творца к своей жизни и деятельности.
Данная работа состоит из введения, основной части в которой, опираясь на актуальность выбранной темы, даны рекомендации по использованию приложений для создания контента, представлен практический материал для организации занятий в дистанционном режиме (с активными ссылками) и заключения.
В качестве приложений предлагаются следующие материалы:
- лекала деталей и шаблоны базовых страниц;
- примеры готовых базовых страниц;
- ссылки на бесплатные приложения необходимые для создания цифрового контента.
Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Книжный дизайн» художественной направленности является создание условий для развития у учащихся творческого потенциала, формирования прикладных навыков и мотивации личности к познанию в области книжной дизайн-деятельности. Так как это новая, современная продуктивная деятельность.
Дети знакомятся с технологией создания объемных подвижных иллюстраций на основе бумажных конструкций «Pop-Up», (термин «Pоp-Up» возник в 60-70-е годы в США и произошел от английского «внезапно появляться». В русской интерпретации «Всплывающее окно») применяемых в книжной иллюстрации, рекламе.
Программа ознакомительного уровня, предполагает минимальную сложность предлагаемого материала, и рассчитана на учащихся, 10-14 лет. Группы формируются из 12-16 человек. Программа рассчитана на 1 год обучения, количество учебных часов - 216.
В основном организация образовательного процесса традиционная с применением современных образовательных технологий, таких как проектная технология, при необходимости (карантинные меры, введение чрезвычайной ситуации и т.д.) возможно обучение с применением дистанционных (электронных) технологий. Если формат дистанционного режима был не востребован, то материал изучается очно в конце года.
Дистанционный режим занятий выделен в календарном учебном графике отдельным блоком.
Для реализации этого раздела необходимо:
- нарисовать шаблоны и лекала в графическом редакторе, например, CorelDRAW (Приложение 1, Приложение 2);
- снять видео мастер-классов (стрим камера Web Logitech Pro C922 с микрофоном);
- смонтировать видеоролики (ноутбук, видео редактор VideoPad) (Приложение 3);
- разместить материалы на Яндекс Диске.
Подготовленный материал был размещен на Яндекс Диске. Так как это сервис хранения файлов в Интернете, редактирования и синхронизации, с общим доступ.
Подготовленный материал максимально адаптирован для самостоятельного изучения, с минимальным набором инструментов. Содержание заданий не привязано к конкретным темам программы и нацелено на анализ готовых конструкционных образов и общее понимание концепции создания иллюстраций книги.
Занятия построены на основе восприятия образа, наблюдение за демонстрациями педагога, работа по образцу. Особенностью подготовленных занятий является то, что проводить их можно в любой период реализации программы и без ущерба для образовательного процесса делить на части.
Само задание, вопросы и фото промежуточной работы можно передать в чате «Сферум».
Технологическая карта занятий детского объединения «Книжный дизайн»
Тема: "Создание тематической книги по сюжету любимого фильма".
Теория: Сборка аналитических копий. Задания на понимание концептуального подхода к созданию книги. Конструкции работают на раскрытие образа. Создание тематической книги по образцам.
Практика: просмотр видео мастер-классов, выполнение тематических страниц по образцу.
Цель: формирование познавательного интереса, прикладных навыков и мотивации личности к познанию в области книжной дизайн-деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся со способами построения и сборки простых моделей из бумаги по шаблону;
- дать общее представление о стилизационном единстве книги.
Воспитательные:
- создавать учащимся условия для самореализации личности;
- формировать у учащихся устойчивый интерес к творческой конструкторской деятельности.
Развивающие:
- развивать у учащихся изобразительные и конструкторские способности, объемно-пространственное мышление, художественный вкус;
- развивать у учащихся мелкую моторику рук и глазомер.
Материалы: бумага (А4) плотностью 160г/м², коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, цветные маркеры, цветные карандаши, биговальная доска и нож, брадсы, шило, распечатанные шаблоны и лекала.
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Занятие № 1 «Слайдер. Направляющая скольжения» |
||
Упражнение: выполнение задания по образцу. Подготовка основы через цветовой художественный образ. Сборка конструкции «Направляющая скольжения» из подготовленных деталей. Задачи:
|
||
Этап № 1.
|
Материалы
|
Знакомятся с материалами (просмотр видео) и правилами техники безопасности по фото-инструкции. |
Этап № 2.
|
Видео «Подготовка основы и деталей»
|
Проводят анализ лекал. Отбирают из общей массы лекал необходимые. |
Этап №3.
|
Видео «Как раскрашивать»
фото готовой базовой страницы
|
Просматривают видео. Анализируют свои возможности. Определяются с цветом и общей стилизационной концепцией, дополняют и раскрашивают лекала, биговка, вырезают детали. |
Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ» |
Фотографируют и отсылают промежуточную работу на проверку, Разбор ошибок и удачных стилизационных решений. |
|
Этап №4.
|
Видео «Сборка 1 страницы»
|
Работают по образцу (видео). Монтируют детали и собирают pop-up конструкцию. |
Этап №5.
|
Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ» |
Фотографируют и отсылают готовую работу на проверку, анализ готовой работы |
Занятие № 2 «Шарнирная кукла» |
||
Упражнение: доработка графического образа базовой страницы в стилизационным единстве. Сборка конструкции «Шаблонная кукла» из подготовленных деталей. Задачи:
|
||
Этап № 1.
|
фото-инструкция по ТБ
|
Знакомятся с правилами техники безопасности по фото-инструкции. |
Этап № 2.
|
Лекала
|
Проводят анализ лекал. Отбирают из общей массы лекал необходимые. |
Этап №3.
|
Видео «Как раскрашивать»
|
Анализируют свои возможности. Задают вопросы. Определяются с цветом и общей стилизационной концепцией, дополняют и детализируют лекала, биговка, вырезают детали. |
Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ» |
Фотографируют и отсылают промежуточную работу на проверку, Разбор ошибок и удачных стилизационных решений. |
|
Этап №4.
|
Видео «Сборка 2 страницы»
|
Работа по образцу (видео). Монтируют детали и собирают шарнирную конструкцию. |
Этап №5.
|
Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ» |
Фотографируют и отсылают работу на проверку. Анализ готовой работы. |
Занятие № 3 «Фроттаж» |
||
Упражнение: доработать графический образ страницы применив графическую технику «Фроттаж». Задачи:
|
||
Этап №1.
|
Лекало
|
Анализируют свои возможности. Задают вопросы. Определяются с цветом и общей стилизационной концепцией, дополняют и раскрашивают лекала, биговка. |
Этап №2.
|
Видео «Фроттаж»
|
Знакомятся с графической техникой «Фроттаж». Подбирают и анализируют декоративные поверхности.
|
Этап №3.
|
Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ» |
Фотографируют и отсылают работу на проверку. Анализ готовой работы. |
Занятие № 4 «Параллельно всплывающая конструкция на основе складок 45°» |
||
Упражнение: Выполнение конструкционного образа героя. Использование знакомых графических приемов для усиления образа. Сборка конструкции «Параллельно всплывающая конструкция на основе складок 45°» из подготовленных деталей:
|
||
Этап № 1.
|
Лекала
|
Знакомятся с материалами (просмотр видео) и правилами техники безопасности по фотоинструкции. |
Этап №2.
|
фото готовой базовой страницы
|
Анализ возможностей. Задают вопросы. Определяются с цветом и общей стилизационной концепцией, дополняют и раскрашивают лекала, биговка. |
Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ» |
Фотографируют и отсылают промежуточную работу на проверку, Разбор ошибок и удачных стилизационных решений. |
|
Этап №3.
|
Видео «Сборка страницы»
|
Работа по образцу (видео). Монтируют детали и собирают шарнирную конструкцию. |
Этап №4.
|
Группа в «Серум» «АРТ-ЛАНДИЯ» |
Фотографируют и отсылают работу на проверку, Разбор ошибок и удачных стилизационных решений. |
Заключение
В работе обобщен и представлен материал из опыта работы по подготовке и проведению занятий в режиме дистанционного обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Книжный дизайн» в условиях Центра дополнительного образования.
В работе даны рекомендации по использованию приложений для создания контента и представлен практический материал для организации занятий в дистанционном режиме.
В качестве приложений представлены следующие материалы:
- лекала и заготовки базовых страниц;
- примеры готовых базовых страниц:
- ссылки на бесплатные приложения необходимые для создания цифрового контента.
Представленный в работе материал может быть использован педагогическими работниками образовательных учреждений как пример занятий с детьми конструкторской деятельностью в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
Список литературы
- 3D книги в СССР [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://baxmyp-ka.livejournal.com/6337.htm
- Гузаиров, Э. Pop-Up Books. Трехмерные книги [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/665827-pop-up-books-trehmernye-knigi
- Duncan Birmingham. Pop-Up a Manual of paper Mechanisms [Электронный ресурс]: книга. - Режим доступа: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fwww.slideshare.net%2Fmobile%2F2525%2Fpop-up-a-manual-of-paper-mechanisms-duncan-birmingham-tarquin-books-popup-papercraft-paper-engineering-movable-books
- Чупрова Д.А., Патрушев Д.В., Патрушева Л.К. Основные конструкции и элементы для создания объемных иллюстраций для авторских книг и открыток в технике «Pop-up» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 27. - С. 268-280. - URL: http://e-koncept.ru/2017/574054.htm