Успешная адаптация учащихся 1-х классов при переходе на новый уровень обучения по физической культуре
На современном этапе модернизации современной системы образования перед начальной школой стоит важная задача разработки принципиально новых педагогических подходов, оптимизация процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста и создание организационно-педагогических подходов, обеспечивающих адаптацию первоклассников к обучению.
Благоприятной адаптацией ребенка в школе является показатель сохранения физического, психического и социального здоровья; установление контакта с обучающимися детьми в классе, с учителем; формирование адекватного поведения; овладение навыками учебной деятельности; желание на уроках принимать педагогический процесс.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу, выполнять задания поставленные учителем.
Приходя в школу после детского сада, ребёнку кажется всё непонятным, большим, а соответственно и страшным. Не является исключением и спортивный зал. Заходя в такое большое, по мнению первоклассника помещение, дети испытывают естественный страх огромного пространства, но уже через несколько уроков, они чувствуют себя свободнее и даже становятся иногда неуправляемыми. Как же приучить детей слышать учителя и выполнять все его требования? Этими приёмами я хочу поделиться.
По одним из следующих показателей:
- внимательность и сосредоточенность на уроке (выполнение первых и самых простых команд);
- внешний вид (если физическая культура - это белая футболка, черные штаны, кроссовки);
- стрессоустойчивость (умение находиться в обществе или большом окружении детей).
Третий пункт, пожалуй один из самых важных моментов для адаптации ребенка в 1 классе. Ведь, если ребенок хорошо себя ощущает в классе, среди своих сверстников, он намного быстрее усваивает новую информацию и его ничего не тревожит.
На уроке физической культуры к 1 классу детям нужны такие навыки как:
- внимательность;
- сосредоточенность;
- осторожность;
- собранность;
- умение быстро реагировать.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности.
Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.
Основной принцип физического воспитания у первоклассников с моей точки зрения, заключается в следующем: адекватность содержания физической подготовки и её условий индивидуальному состоянию ребёнка, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личностными склонностями и способностями ребёнка.
Итак, в ходе создания педагогических условий, обеспечивающих адаптацию первоклассников к обучению в школе, в процессе физического воспитания, необходимо учитывать, что личность ученика является био-психо-социальной системой, включающей совокупность анатомических, физиологических, биомеханических, нейродинамических, психодинамических компонентов и сознания. Физическое воспитание жизненно необходимо для гармонического умственного и физического развития первоклассника, оно способствует и адаптации детей в школе.