На современном этапе модернизации современной системы образования перед начальной школой стоит важная задача разработки принципиально новых педагогических подходов, оптимизация процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста и создание организационно-педагогических подходов, обеспечивающих адаптацию первоклассников к обучению.
Благоприятной адаптацией ребенка в школе является показатель сохранения физического, психического и социального здоровья; установление контакта с обучающимися детьми в классе, с учителем; формирование адекватного поведения; овладение навыками учебной деятельности; желание на уроках принимать педагогический процесс.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу, выполнять задания поставленные учителем.
Приходя в школу после детского сада, ребёнку кажется всё непонятным, большим, а соответственно и страшным. Не является исключением и спортивный зал. Заходя в такое большое, по мнению первоклассника помещение, дети испытывают естественный страх огромного пространства, но уже через несколько уроков, они чувствуют себя свободнее и даже становятся иногда неуправляемыми. Как же приучить детей слышать учителя и выполнять все его требования? Этими приёмами я хочу поделиться.
По одним из следующих показателей:
- внимательность и сосредоточенность на уроке (выполнение первых и самых простых команд);
- внешний вид (если физическая культура - это белая футболка, черные штаны, кроссовки);
- стрессоустойчивость (умение находиться в обществе или большом окружении детей).
Третий пункт, пожалуй один из самых важных моментов для адаптации ребенка в 1 классе. Ведь, если ребенок хорошо себя ощущает в классе, среди своих сверстников, он намного быстрее усваивает новую информацию и его ничего не тревожит.
На уроке физической культуры к 1 классу детям нужны такие навыки как:
- внимательность;
- сосредоточенность;
- осторожность;
- собранность;
- умение быстро реагировать.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности.
Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.
Основной принцип физического воспитания у первоклассников с моей точки зрения, заключается в следующем: адекватность содержания физической подготовки и её условий индивидуальному состоянию ребёнка, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личностными склонностями и способностями ребёнка.
Итак, в ходе создания педагогических условий, обеспечивающих адаптацию первоклассников к обучению в школе, в процессе физического воспитания, необходимо учитывать, что личность ученика является био-психо-социальной системой, включающей совокупность анатомических, физиологических, биомеханических, нейродинамических, психодинамических компонентов и сознания. Физическое воспитание жизненно необходимо для гармонического умственного и физического развития первоклассника, оно способствует и адаптации детей в школе.