Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся начальных классов «Парта Героя»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание


1. Пояснительная записка

1.1. Номинация Конкурса: «Внеурочная деятельность»

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: «Парта Героя»

«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

«Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания» (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

Каждому известно, что истинный патриот любит свою Родину. А любовь к большому всегда приходит через любовь к малому. В 2021 году родному городу Гусь-Хрустальный исполнилось 265 лет. Патриотический проект партии «Единая Россия» под названием «Парта героя», помогающий школьникам узнать много интересного о своих героях-земляках стартовал в школах России. Ученики 3г класса присоединились к Всероссийскому образовательному проекту.

«Парта Героя» - это ученический стол, на котором размещена фотография Героя, информация о фактах его биографии и заслугах. Право сидеть за Партой Героя будет присуждаться учащимся за отличные оценки, а также за активную общественную работу по итогам четверти.

Цель проекта - напомнить обучающимся о земляке-герое, о директоре нашей школы, много лет отдавшего делу образования и воспитания подрастающего поколения, совершившем доблестный поступок, проявивший личное мужество и готовность к самопожертвованию. Это Российский Михаил Яковлевич.

Разработка мероприятия «Парта Героя» направлена на формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за место, в котором родился и растешь, благодарности своим предкам за сохраненный мир и свободу. Каждый ребенок воспитывается не только на уроках, но и в социуме, поэтому личный пример отношения к малой родине имеет для него огромное значение.

Всё дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Но память о тех, кто героически сражался за Родину, живёт в сердцах людей. Передать эстафету памяти, показать школьникам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших Победу - одна из задач патриотического воспитания.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

Мероприятие рассчитано на все возрастные группы школьников, проводится с использованием презентаций.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)

В настоящее время организация социально-значимой деятельности в образовательном процессе стала наиболее актуальной, т.к. при этом у детей происходит формирование навыков творческой инициативы, ответственного поведения, положительных ценностных ориентаций. Я стараюсь создать условия для организации социально-значимой деятельности, инициативы, способствующей вовлечению в работу максимального числа учащихся.

Воспитательное мероприятие патриотической направленности занимает особое место в системе работы классного руководителя, предполагает обеспечение преемственности с учителями-предметниками, сотрудничество с библиотекарем, обсуждение результатов работы на методических объединениях; ретрансляцию своего опыта работы среди коллег-педагогов.

При разработке данного мероприятия была проведена большая исследовательская работа совместно с обучающимися: поисковая работа, встреча с родственниками Российского Михаила Яковлевича, подбор и разучивание стихотворений, песен про войну; создание презентации, посвященной земляку-герою, беседы о проекте «Парта Героя», оформление зала.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель:

Методическая

  • показать одну из форм проведения внеклассного мероприятия.
  • воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг., чувство гордости за народ победитель; расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
  • Сплочение коллектива.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Способствовать формированию нравственных качеств.
  • Развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения.
  • Воспитывать интерес к героическому прошлому своей малой родины.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации.
  • Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания обучающихся.

Предполагаемые результаты:

познавательные УУД

  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

коммуникативные УУД

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;
  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

регулятивные УУД

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности;
  • оценивать результаты деятельности.

личностные УУД

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Торжественный классный час. Приглашены: администрация МО, администрация школы, почетные гости, учащиеся начальных классов.

Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №2 города Гусь-Хрустальный.

Этот этап является очень важным в проведении мероприятия. Организовать его необходимо так, чтобы у школьников появилось стремление познать больше, желание поучаствовать, выучить необходимые материалы.

Прежде всего, пришедшие на мероприятие школьники и гости должны быть подготовлены к восприятию данной темы, это необходимо сделать ведущему мероприятия во вступительном слове. Обстановка в аудитории должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.

Учителю необходимо внимательно наблюдать процесс восприятия информации детьми, выступлений.

1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Метод проектов, беседа, анализ выполненных заданий.

Использование метода проектов является основополагающим компонентом в построении профессионального сопровождения. Возрастные особенности младших школьников накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, поэтому на всех этапах работы над проектом ученикам была необходима помощь взрослого.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Сеть Интернет, книги памяти (школьная и городская библиотеки), документы архива Военного комиссариата, архивные материалы семьи Российского М.Я., привлечение материальных средств на оформление Парты Героя.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

В ходе подготовки и проведения внеурочного занятия учащиеся получают возможность узнать больше информации о своём городе, познакомятся с биографией ветеранов Великой Отечественной войны.

2. Основная часть

1. Описание подготовки воспитательного мероприятия (воспитательной практики)

Воспитательное мероприятие проводилось в течение двух лет:

1 этап

  • 2020-2021 - в рамках организации внеурочной деятельности по программе «Учусь создавать проект» была организована поисково-исследовательская работа по теме «Земляки - Герои». Результатом работы стали индивидуальные проекты. Одна из работ ученицы Российской Софьи была посвящена своему прадеду Российскому Михаилу Яковлевичу, которая вызвала интерес не только у учеников нашего класса, но и школы. Поисковую работу решили продолжить.

2 этап

Были организованы:

  • встреча с родственниками Российского Михаила Яковлевича,
  • посещение архива Военного комиссариата,
  • изучение документов Книги Памяти школьного музея,
  • посещение школьной и городской библиотек.

Полученные данные обусловили необходимость подготовки воспитательного мероприятия.

В мае 2021 года мы решили принять участие в патриотическом проекте партии «Единая Россия» под названием «Парта героя».

3 этап

  • Подбор и разучивание стихотворений, песен про войну; создание презентации, посвященной земляку-герою, беседы о проекте «Парта Героя».

4 этап

  • Подготовка макета Парты Героя
  • Подбор информационных материалов.
  • Назначение участников и ответственных за подготовку и оформление внеклассного мероприятия.
  • Составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия.
  • Подготовка и оформление актового зала в день проведения мероприятия.
  • Описание проведения воспитательного мероприятия

Сценарий торжественного мероприятия, посвященного открытию Парты Героя в МБОУ СОШ №2.

Место проведения: Актовый зал.

Учитель: Город, где мы родились, где живем, это наш дом, наша малая родина. Гусь-Хрустальный - это город с особенными людьми и особенным настроением.

Народная мудрость гласит: всяк дом соседями держится. А мы продолжим: А всяк город - своими горожанами. Так выглядит наш замечательный город в свои 265 лет! Все это заслуга людей, людей разного возраста, разных профессий.

Стихотворение о городе (читает подготовленный ученик)

Звучит музыка военных лет

Музыка стихает, на сцену выходят ведущие

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости, учителя, ребята!

Ведущий 2: Сегодня в нашей жизни знаменательное событие - открытие «Парты героя». Патриотический проект партии «Единая Россия» под названием «Парта героя», помогающий школьникам узнать много интересного о своих героях земляках стартовал в школах России.

Ведущий 3: Мы присоединяемся к Всероссийскому образовательному проекту. «Парта Героя» - это ученический стол, на котором размещена фотография Героя, информация о фактах его биографии и заслугах. Право сидеть за Партой Героя будет присуждаться учащимся за отличные оценки, а также за активную общественную работу по итогам четверти.

Ведущий 4: Цель проекта - напомнить обучающимся о земляке Герое, о директоре нашей школы, много лет отдавшего делу образования и воспитания подрастающего поколения, совершившем доблестный поступок, проявивший личное мужество и готовность к самопожертвованию. Это Российский Михаил Яковлевич

О подвигах - стихи слагают.
О славе - песни создают.
"Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!"

Ведущий 1:

Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава...
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!

Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Учитель: Слово для начала торжественного мероприятия, посвященного открытию парты героя Российского Михаила Яковлевича предоставляется директору школы ______________________

(Слова директора школы)

Учитель: Сегодня на нашем торжественном мероприятии присутствуют : (перечисляются ФИО гостей)

______________________

Ведущий 1: Внимание! Смирно! Разрешите торжественное мероприятие считать открытым!

Звучит гимн РФ

Учитель: Слово предоставляется…

(Выступление секретаря «Единая Россия»)

Ведущий 1: Мы решили в нашей школе посвятить «Парту героя» Российскому Михаилу Яковлевичу.

(слайд годы жизни 09.09.1917 - 30.04.1985)

Информация о герое

1. Михаил Яковлевич Российский, участник Великой отечественной войны - первый директор школы. Он имел большой опыт организаторской, руководящей работы - до назначения в среднюю школу №2 он возглавлял коллектив восьмилетней школы №9.

2.1937-1944 Служба в Советской Армии.

В книге учёта военного состава за 1942-1943 год значится «Командир взвода связи строевого батальона лейтенант Российский Михаил Яковлевич»

3. В 1941 году: Западный фронт - в составе 944 отдельного батальона связи, 6 армии в должности начальника телеграфно - телефонной станции.

4. В 1943 году: 2 украинский фронт - в состав 254 стрелковой дивизии, в должности командира взвода связи батальона 933 стрелкового полка.

Осенью 1941 года несколько месяцев находился в плену у немцев в городе Ровно. В сентябре 1941 после бегства из плена с группой товарищей находился на оккупированной территории до сентября 1943 года. В тылу вели борьбу с фашистами, сформировали группу из числа советских воинов в количестве 43 человек, которая действовала в приднепровской лесной полосе Полтавской области. В конце сентября 1943 встретились с передовой разведкой частей Советской Армии, приняли бой за село Чернобол, где получил ранение. Тяжело ранен осколком от мины в обе нижние конечности, грудную клетку с повреждением костей, левую руку.

5. В августе 1944 года, после увольнения из Советской Армии вернулся в родной город.

6. 1944- 1946 Военный руководитель в семилетней школе № 2, города Гусь-Хрустальный.

7. 1946-1951 Начальник областного радиоклуба ДОСААФ города Гусь-Хрустальный.

8. 1951-1955 Учитель истории семилетней школы № 3 города Гусь-Хрустальный Многие ученики вспоминают его как очень строгого и требовательного преподавателя.

9. 1955-1963 Директор семилетней школы № 3 города Гусь-Хрустальный.

10. С 1963 Директор восьмилетней школы № 9 города Гусь-Хрустальный.

11. С 1967 Директор средней школы № 2 города Гусь-Хрустальный.

Активная жизненная позиция и темперамент всегда отличали Михаила Яковлевича.

12. За боевые заслуги был Награжден:

  • Орден «Красная Звезда»
  • Медаль «За победу над Германией»
  • Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

Ведущий 3: Подвергать себя серьёзной опасности ради спасения других - мужество, а делать это, зная, что за тобой стоит смерть - героизм. И мы заявляем во всеуслышание Михаил Яковлевич - Герой!

Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло! - Ведь всё порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть похлопотать или поздравить, плечо надёжное подставить! И знать, что будет так и впредь…

Ведущий 4:

Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Учитель: Минутой молчания почтим память всех героев, участников великих сражений во имя Родины.

Звучит метроном

Учитель: Для торжественного открытия Парты Героя Российского Михаила Яковлевича приглашаются, _________________________

(барабанная дробь)

(снимают покрытие)

Учитель: Право первым сесть за парту Героя предоставится по окончанию учебного года победителю муниципальных конкурсов, фестивалей, форумов, отличнику учёбы, который будет гордится, тем что именно ему выпала честь стать первым, кто будет сидеть за партой, которая носит имя такого достойного и отважного человека.

Ведущий 2:

Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту!
Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой зовется.
Пусть будет мирным небо над землей,
И вечно детство звонкое смеётся!!!

Ведущий 3: (говорит слова на фоне музыки песни «Журавли») (звучит мелодия)

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям!
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Затем - чтоб этого забыть
Не смели поколения
Затем - чтоб нам счастливо жить,
А счастье - не в забвенье!

Ведущий 4:

Дают советы в сновиденьях, оберегают от беды…
А мы …порой не замечаем слова средь бренной суеты…
Но память - верный наш хранитель - даёт подсказки …и тогда…
Нам…что-то в сердце вдруг напомнит: «Он с нами, здесь, и был всегда!»

Ведущий: Уважаемые гости, церемония открытия «Парты Героя» подошла к концу.

Учитель: Уважаемые гости, приглашаем вас подняться на сцену для фото.

Литература и интернет-источники

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
  2. https://pamyat-naroda.ru/heroes/
  3. http://gusschool2.ru/ История школы.
  4. Лицом к победе. Сборник стихотворений - М., Современник, 1985.
  5. https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/stikhi/vojna/274-konkurs-chtetsov
  6. Орлов С.С. Избранные стихотворения - Арх., Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978.
  7. А. Межиров. Стихотворения - М., 1963.
  8. А.Т.Твардовский Стихи.
  9. Сценарии и репертуары № 13-2007г. Культурно-издательский центр «Фест»: Москва.
  10. Ссылки на актуальную информацию о Практике на сайте образовательной организации и/или на официальные страницы в социальных сетях: Gusmedia.ru (20.09.2021 в 13.53 «Вахта памяти»)