Урок по теме "Задачи на части"

Разделы: Математика


Технологическая карта урока

Цели урока: знакомство обучающихся с новым типом задач, методами решения задач на части.

Задачи урока:

Личностные:

  • содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
  • развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.

Метапредметные:

регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • находить вариант решения учебной задачи;
  • уметь самостоятельно ставить цели и задачи;
  • понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

коммуникативные:

  • выражать свои мысли, обосновывая суждения;
  • расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умению общаться, общей культуры;
  • работать самостоятельно;
  • развивать навыки взаимоконтроля;

познавательные:

  • выполнять учебные действия в письменной и устной форме;
  • осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;
  • осуществлять анализ объекта, делать выводы;

Предметные:

  • изучить основные приемы решения задач на части;
  • расширить знания о видах текстовых задач решаемых арифметическим и алгебраическим способами.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Добрый день, дорогие друзья, мне приятно видеть вас. Хочу представиться меня зовут Галия Ахмадзияевна и сегодня у буду вести у вас урок математики.

Я пришла к вам с проблемой. Поможете мне решить её?

У моего внука скоро день рождения. Я хочу к нему подготовиться.

  1. Я планирую украсить его комнату воздушными шарами.
  2. Испечь его любимый пирог.
  3. Купить подарок.
  4. И устроить сюрприз.

Вы знаете, мой внук очень любит математику и все свои пожелания он зашифровал. Давайте вместе попробуем их разгадать.

Презентация

1. Первое, что я буду делать это украшать комнату шарами. Слайд №1

А чтобы узнать какого цвета шары ему нравятся, для этого вам нужно решить уравнения. Наименьший корень уравнения укажет на цвет шаров.

  • Х+48=63 (15);
  • 74-у=37 (37);
  • а*18=180(10) ;
  • b:7=40 (280);
  • 56:х=8 (7)

Замечательно, я украшу комнату шарами зелёного цвета.

2. Пирог. Следующим этапом мы с вами будем печь пирог. А чтобы узнать, как он называется, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Вам нужно соотнести ответ в решении выражений, с буквой, и составить слово. Задание вы будете выполнять в парах.

  • 5b + 8b = ….(c)
  • 6c - 4c = ….(e)
  • 15d +5d - 6d = ….(a)
  • 40t + 10t + 20t = ….(м)
  • 100х - 50х +16х = ….(и)
  • 72у +28у - 25у = …. (ч)
  • 400n -100n + 200n = ….(т)

70t

2c

75y

500n

14d

Ура, у нас получилось. Название нашего пирога «Мечта».

Прочитайте внимательно рецепт.

Какое слово чаще всего повторяется в рецепте? (части)

Как вы понимаете, что такое части? (шоколад разделить на части,поровну)

Давайте посмотрим на условие. Можно назвать его задачей? Какой, на что? Запишем условие задачи.

(масло 1 часть)

Как вы думаете, что нам нужно сделать дальше? (посчитать, сложить)

Действие записывают дети у доски.

  1. 600:12=50 - Что мы нашли? Массу одной части.
  2. Мы знаем чему равна 1 часть. Сколько таких частей приходится ?
  3. Чему равна каждая часть?

Мы решили эту задачу по действиям. Этот способ называется арифметическим.

Ребята, вы помогли мне, а в благодарность я хочу познакомить вас с другим способом решения этих задач.

Вернемся к нашему чертежу.

Что первоначально мы должны были найти? (1 часть)

Она у нас известна? (нет). Как обозначить неизвестное число? (х)

Молодцы! Тогда сколько у нас муки? (3х), сахара (4х)….

А вместе сколько? (600 гр)

Если вместе значит, что мы должны сделать? (сложить)

Что у нас получилось? (уравнение)

Давайте попробуем решить вместе.

4х +3х + 1х + 2х = 600

10х=600 Как найти неизвестный множитель? 600:10

Х=600 : 10

Х=60 Это 1 часть

Что нужно сделать дальше?

Сумеете самостоятельно до решать задачу? (приступаем вам даётся …мин)

В любой текстовой задаче очень важен ответ. Запишите ответ. Что вы запишите в ответе?

Физминутка

Подарок. Слайд №2

На день рождения мы подумали и решили подарить ему велосипед. Но покупать мы его будем в складчину. Т.е.

  • 4 части всех денег вкладывают его мама и папа.
  • 2 части вкладываем мы с дедом.

Вопрос: сколько денег должен вложить каждый, если велосипед стоит 18000 рублей?

Сможем мы решить эту задачу?

Запишем краткую запись.

  • 4ч - мама и папа
  • 2 ч - бабушка с дедушкой
  • Всего 18.000 руб.
  • Чему равна 1 часть (х)

Составляем уравнение. Сейчас решаем это уравнение самостоятельно.

4х + 2х = 18000

6х = 18000

Х= 18000 : 6

Х = 3000

4х = 4 х 3000 = 12000 (р) мама и папа

2х = 2 х 3000= 6000 (р) дедушка и бабушка Слайд №2 (Проверяем)

4. Сюрприз

А сейчас сюрприз! Я решила приготовить шоу мыльных пузырей. Не просто пригласить аниматоров, а сделать это самой. Я же не зря обратилась к вам со своей проблемой, а чтобы вы мне помогли. У вас на партах задача которую вы должны решить. В решении этой задачи и заключается мой сюрприз.

Задачу я предлагаю вам решить в парах. На это вам (….. минут)

Что у вас получилось?

Наш план выполнен?

Давайте подведём итог нашего урока.

А какая была тема нашего урока? (не было).

А какая тема подошла бы к нашему уроку? (Решение задач на части)

Вопросы:

  1. Какое важное условие должно выполняться в задачах на части? Какими должны быть все части? (Все части, о которых идет речь в задаче, равные).
  2. Что первым делом надо найти при решении задач на части? (Сколько составляет одна часть).

Продолжи фразу ….

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Ребята мы решали задачу на приготовление мыльных пузырей. Хотите проверить получилось у нас или нет? Подходите.

Мне было очень приятно с вами сегодня поработать.

Всем большое спасибо, до свидания.

Приложение 1

Приложение 2