Возможные затруднения родителей, связанные с формированием нравственных отношений в семье

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: семья


Семья - является главным институтом воспитания детей. Семье принадлежит главная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ребёнка.

Быстрый темп сегодняшней жизни, жестокость современного мира, недостаток нравственно - этических отношений взрослых, низкая социально - психологическая культура общения приводят к затруднениям формирования нравственных отношений между родителями и детьми.

Затруднения родителей в формировании нравственных отношений в семье могут быть вызваны несколькими причинами:

  1. Неполная семья. В данном случае нет принятых взаимоотношений мать - отец - ребёнок. Отсутствие одного из родителей может явиться причиной неполноценного нравственного воспитания. Одному родителю трудно полноценно нравственно воспитать ребёнка и в целом влиять на поведение. Основная причина этого - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям должного внимания.
  2. Конфликтная атмосфера в семье. Отрицательное психическое состояние супругов, вызванное противоположностью их взглядов, приводит к душевной травме детей. В постоянной конфликтной среде полноценные нравственные отношения невозможны.
  3. Наличие устоявшейся ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: Родители считаю, что их обязанность накормить и одеть, а образованием и воспитанием должны заниматься детский сад, школа и т.д.
  4. Авторитарный стиль воспитания. При таком стиле воспитания, родители мало заботятся о нравственной стороне воспитания. Главное, чтобы ребёнок был послушным и беспрекословно выполнял требования родителей.
  5. Излишняя родительская привязанность и любовь. При таком воспитании выполняются все капризы ребёнка. Вся семья стремится удовлетворить его прихоти. Дети растут упрямыми, не признающими запретов. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - при таком воспитании о нравственных отношениях не идёт речи.

При ответе на данный вопрос стоит так же упомянуть, что трудности нравственных отношений в семье могут быть вызваны переходным возрастом ребёнка. Переходный возраст является кризисным периодом формирования личности ребёнка. Даже Э.Эриксон говорил, что это самый сложный период в жизни человека. Данный этап жизни ребёнка характеризуется повышенным уровнем конфликтности подростков со старшим поколением - как следствие этого, возникают затруднения в нравственных отношениях между родителями и детьми.

Ещё большое влияние на нравственное воспитание детей оказывают СМИ: телевиденье, журналы и т.д. Ежедневно на экранах показывается жестокость, антинравственные поступки людей, это приводит к тому, что ребёнку затруднительно оценить, что такое хорошо, а что плохо. Родители будут доносить одну информацию, стараясь воспитать нравственного человека, а по телевидению показывается противоположное. Ребёнок находится в замешательстве, т.к. ему приходится усваивать противоречивую информацию - а это опять же приводит к проблемам в нравственных отношениях с родителями.

Условия формирования нравственных отношений в семье.

  1. Атмосфера любви. Атмосфера любви, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
  2. Атмосфера искренних отношений. Нельзя лгать, т.к. ложь порождает ложь.
  3. Разъяснение. Воздействие словом. В любой ситуации нужно уметь всё объяснить, ни в коем случае нельзя прибегать к физическому воздействию. Так же не стоит упрекать детей
  4. Регулярный труд в присутствии ребёнка приводит к тому, что ребёнок сам включается в процесс труда.
  5. Стараться оградить общение ребёнка с безнравственными людьми, алкоголиками и т.д.
  6. Родителям необходимо всегда обращать внимание на целомудрие семейных отношений.