В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Конечно же следует начинать такую работу, с бесед на эту тему с детьми, рассказов о подвигах соотечественников, демонстрации видеофильмов, которые разработаны в педагогической образовательной технологии М.Д.Маханевой «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», которая создана для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан».
Цель и задачи «зарницы»
- формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
- формирование навыков у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях;
- развитие и пропаганда здорового образа жизни;
- сплочение коллектива;
- воспитание у воспитанников духа патриотизма.
Формы проведения соревнований «зарницы»
Хорошим арсеналом является организация спортивных мероприятий, направленных на развитие патриотических чувств, таких как проведения спортивных тематических досугов «День защитника Отечества»,"Великий праздник - День Победы!", «Я гражданин - России!» и т.д., создание картотек подвижных военных спортивных игр, а также проведение спортивно - патриотических игр «Зарница». Игры возможно проводить в различное время года, их особенности могут отражаться в заданиях.
Традиционно игра «Зарница» состоит из конкурсной части и военной части.
В конкурсную часть могут входить:
- спортивные состязания (эстафеты, игры и т.д.)
- творческие конкурсы (конкурс песни, танца, инсценизация)
В военной части могут входить:
Задания представляют собой имитацию военных учений, с элементами соревнования в различных военно-прикладных видах спорта, игровыми элементами. При прохождении маршрута команды выполняют различные задания. В игре каждому ребенку отведена определенная роль: разведчика, связиста, стрелка, санитара, сапера, командира отряда, требующая проявления смекалки, выносливости, дисциплины.
Как провести игру «Зарница»
Игра «Зарница», во время которой можно организовать разно уровневые этапы прохождения эстафеты, дает возможность задействовать всех детей дошкольного учреждения, с учетом их возрастных и психолого-физиологических возможностей.
«Зарницу» можно провести своими силами. Это вполне реально практически для каждого детского учреждения. В творческую группу могут входить старший воспитатель, воспитатели, специалисты инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед. Инструктор по физической культуре может провести соревнования. Психолог, логопед - творческие конкурсы с викторинами.
Условия проведения и требования к участникам в спортивной игре «Зарница» проводится для старших дошкольников.
В программу мероприятия входит, торжественное открытие игры «Зарница», представление, которое может включает в себя презентацию символики и эмблемы команды и оригинальные приветствия команд соперников, строевую подготовку, прохождение этапов конкурса участниками игры, умение ориентироваться на местности, ставить палатку и укладывать рюкзак. Подведение итогов и награждение победителей и призеров.
В нашем детском саду традиционно, ежегодно проходит спортивная игра «Зарница». Участники ждут игру с нетерпением.
Команды показывают свои знания и умения на разных этапах игры.
Игра проходит очень дружно и организованно. Каждый из участников понимает, «Один за всех, и все за одного». Даже воспитатели не остаются в стороне от этих увлекательных состязаний, помогают своим воспитанникам и, конечно же, переживают за них.
Все команды проходят этапы очень достойно. Кто-то выполняет задание лучшим в одном, а кто-то - в другом. С огромным нетерпением участники ожидают самого ответственного момента - подведения итогов соревнований.
Игра «Зарница» любимая спортивная игра дошкольников.
Основные этапы игры «Зарница» (варианты заданий)
Станция «История»
1 задание. Заполнить кроссворд и определить ключевое слово.
2 задание. Викторины «Великая Отечественная Война», «День защитника Отечества».
3 задание. «Войсковые звания, рода войск».
4 задание. «Символы России» (викторина).
- Государственный гимн Российской Федерации
- Государственный герб Российской Федерации
- Государственный флаг Российской Федерации
Станция «Марш бросок»
1 задание. «Передача эстафетной палочки».
Цель: передача эстафеты движения следующему участнику из команды совершается передачей эстафетной полочки.
Станция «Музыкальная»
(Песни разучиваются заранее)
Конкурс «На привале!».
Цель: участники исполняют художественные номера, песни (народные, написанные профессиональными и самодеятельными авторами), стихи, танцы, сценки патриотической направленности.
Станция «Санчасть»
1 задание. «Оказать помощь раненому».
Цель: сделать повязку при травме головы, руки, ноги.
2 задание. «Переноска пострадавшего».
Станция «Экологическая тропа»
Цель: обучение ориентированию на местности, по карте.
Станция «Спорт»
1 задание. «Снайперы».
Цель: необходимо набросить обручи на стойку, метание гранаты в даль, забрось предмет в корзину.
2 задание. «Колючая проволока».
Цель: проползти под «колючей проволокой» так, чтобы не задеть её.
3 задание. «Минное поле»
Цель: Саперы из каждой команды должны проложить проход через минное поле для своей команды.
4 задание. «Полоса препятствий».
Цель: преодоления различных препятствий, координации движений, силовых качеств и выносливости.
5задание. «Пожарные».
Цель: дети должны правильно ответить на вопросы викторины.
6 задание. «ПДД».
Цель: дети должны правильно ответить на вопросы викторины.
7 задание. «Шифровка» (для воспитателей)
Цель: воспитатели команд должны расшифровать шифровку по номеру буквы алфавита (1-А, 2-Б, …, 33-Я) (для детей)
Цель: каждой команде выдается конверт с разрезанной картинкой, необходимо сложить «пазлы» на время).
Подведение итогов конкурса: победители определяются по наибольшей сумме баллов. Команды-призеры награждаются дипломами, ценными подарками, команды, не занявшие призовых мест - грамотами и сладкими подарками.
Список литературы
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2007. - 207с.
- Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко, Е.Н.Краснощекова, С.П.Подопригора, В.К.Полынова, О.В.Савельева. - СПб.: "ООО Изд. "Детство-пресс", 2010. - 192 с.
- Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 96 с.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003.