Возраст обучающихся: для детей раннего возраста 2-3 года.
Цель: формировать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с русской народной игрушкой - матрёшкой как символом России.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
- учить выделять и называть отдельные элементы русской национальной одежды сарафан, фартук, платок).
Развивающие:
- Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность.
- Закреплять знание сенсорных эталонов: цвет, величина.
- Развивать эстетический вкус детей, умение видеть, любоваться красотой русского сувенира.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к культуре своего народа,
- вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку.
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Словарная работа: активизировать словарь детей (платок, фартук, матрешка, сарафан, деревянная). Обогащение словаря (узоры).
Материал и оборудование:
- Силуэты матрешек
- Матрешки для демонстрации.
- Гуашь красного желтого цвета, штампы круглой формы, клеенки, салфеточки для каждого ребенка.
- Использование аудиозаписи.
Предварительная работа:
- стихи и загадки про матрёшку;
- рассматривание узоров на одежде матрёшек;
- пальчиковая игра «Мы красавицы матрешки»;
- дидактическая игра «Определи по величине матрёшек».
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие, и большие!
Вижу, как вы подросли
До чего же хороши!
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети. Да, любим!
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому поедем - догадайтесь сами.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская матрёшка
Воспитатель:
Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Ну что, готовы в путь дорогу?
Дети. Да.
Воспитатель: А вот в гости мы поедем на поезде?
Дети. На поезде!
Воспитатель: Под музыку песни «Поезд» дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из-за которого воспитатель достаёт игрушку-матрёшку.
Воспитатель: Посмотрите, к кому мы пришли в гости!
(Появляется игрушка-матрёшка)
Матрёшка. Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка.
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Воспитатель: А откуда ты к нам пришла, матрёшка?
Матрёшка: Меня сделали из дерева в далёкой деревне. Нарядили в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали мне красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали - Матрёшка.
Воспитатель: - Какого цвета сарафан? Платочек? (если дети затрудняются, помогаю им определить цвет сарафана и платочка).
- Ребята, послушайте она гремит. Но, наверное, внутри что-то есть? Давайте попробуем открыть её, попросим: «Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!»
Достаю другую матрёшку.
- Ещё одна матрёшка. Эта матрёшка большая. А эта? (маленькая)
- Вот большая матрёшка. Её не спрячешь в руке, вторая матрёшка поменьше. Я могу спрятать её в ладони. Послушайте, во второй матрёшке тоже что-то есть. Слышите, что-то в ней гремит?
Встряхиваю вторую матрёшку, открываю, достаю маленькую матрёшку.
- Посмотрите, какая маленькая матрёшка. Её легко спрятать в ладошке.
Предлагаю детям (по желанию) спрятать матрёшку в своей ладошке.
Ещё раз обращаю внимание детей на размер матрёшек.
- Эта матрёшка, какая? (большая). Эта матрёшка, какая? (поменьше, а эта матрёшка, какая? (маленькая).
Воспитатель: К нашей матрешке пришла подружка. Только подружка у нее грустная. А знаете почему? На нашей матрёшке красивый яркий сарафан. А у её подружки сарафан не цветной. А давайте, мы с вами украсим матрёшке сарафан.
Ребята, вы знаете что можно рисовать пальчиками, но сначала их нужно погреть.
Пальчиковая гимнастика
Мы - красавицы матрешки, разжимают кулачки, шевелим пальчиками.
Разноцветные одежки.
Раз - Матрена, два - Милаша, загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре - Маша, правой руке, начиная с большого.
Маргарита - это пять.
Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 2 раза.
Воспитатель: Молодцы, ребятки.
Воспитатель: Мы будем рисовать желтой и красной краской. Посмотрите внимательно, как я буду рисовать. Я обмакиваю пальчик в краску (не весь - кончик пальчика) и прикладываю его к листочку. Мой пальчик как будто качается на качелях (чуть-чуть вперед, чуть-чуть назад и убираю) Посмотрите палец в краске, что нужно делать? Вытереть мокрой салфеткой.
Воспитатель раздаёт детям листы с силуэтом матрёшек.
Дети с помощью воспитателя раскрашивают матрёшек.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, вот и матрёшка наша готова.
Посмотрите к нашей матрешки пришли подружки.
А теперь мои милые ребятки, потанцуем с нашими матрешками.
Дети исполняют перепляс под русскую народную мелодию. ТАНЕЦ
Матрёшка: А сейчас пришло время расставаться. Спасибо вам за мою подружку, которую вы так красиво нарядили. До свиданья!
Дети: До свидания!
Воспитатель: а нам пора возвращаться в свою группу. В поезд все садитесь. Поехали!
Под музыку «Поезд».