Методическая разработка открытого урока по предмету "Башкирская музыкальная литература" на тему "Произведения для детей. Фортепианная музыка"

Разделы: Музыка

Класс: 6


Дата проведения: 14 апреля 2023 г., 6 класс (группа смешанная)

Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету «Башкирская музыкальная литература» у обучающихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи урока:

  • Образовательные (обучающие): Познакомить обучающихся с творчеством композиторов второй половины 20 в. - начало 21 века на примере фортепианной музыки
  • Развивающие: Развивать и совершенствовать слушательские навыки, пробудить интерес к изучаемой теме через творческую деятельность учащихся
  • Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к музыкальной культуре башкирского народа

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: открытый урок.

Оборудование и средства обучения: Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедиа для презентации, фортепиано.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
  3. Изучение нового материала
  4. Обобщение изученного материала
  5. Подведение итогов урока

Ход урока

1. Организационный момент (слайд № 1)

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас открытый урок по предмету «Башкирская музыкальная литература».

2. Повторение пройденного материала

На предыдущем занятие мы познакомились с творчеством композиторов старшего поколения, которые создавали произведения для детей и юношества. Сейчас мы вспомним и повторим пройденный материал. Итак,

1. Назовите композиторов, которые сочиняли для детей фортепианную музыку?

Ответ: Масалим Валеев, Рафик Сальманов, Загир Исмагилов, Халик Заимов, Рауф Муртазин.

Хорошо. А сейчас посмотрите на экран, всех назвали? (слайд №2)

2. Кто из них стоял у истоков развития детской башкирской профессиональной музыки?

Ответ: Масалим Валеев.

3. Вспомните, какие произведения Рафика Сальманова и Загира Исмагилова мы слушали на уроке? В какой форме они написаны?

Ответ: Вариации на тему песни М. Валеева «Белая береза» и «Ноктюрн» Загира Исмагилова.

4. В чем особенность построения цикла Халика Заимова? С какими циклами его можно сравнивать?

Ответ: «Прелюдии для фортепиано» Халика Заимова можно сравнить с ХТК И.С. Баха. В отличие от баховского цикла, Х. Заимов все прелюдии расположил по квинтовому тональному кругу с чередованием мажорных и минорных тональностей.12 прелюдий написаны в диезных тональностях,12-в бемольных.

Молодцы!

3. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжаем тему «Произведения для детей в творчестве композиторов середины 20 - начало 21века на примере фортепианной музыки».

В середине 20 века в нашей республике заметно оживилась музыкальная жизнь-открылось много музыкальных школ не только в Уфе, но и в других городах республики. Благодаря чему все большее число ребят начали заниматься музыкой. В нашем городе такая школа была открыта в 1959 году, ровно 64 года назад.

Слайд 3 - посмотрите на экран, что вы видите?

Ответ: Уфимский государственный институт искусств им. З.Исмагилова.

А почему имени Загира Исмагилова?

Ответ: Он был основателем и ректором этого учебного заведения.

В этот период особенно активно и плодотворно в области детской музыки трудились Нариман Сабитов, Светлана Шагиахметова, Рафаил Касимов, Роберт Газизов, Рим Хасанов.

Вам было дано задание подготовить сообщения о каждом из них. Давайте послушаем.

3.1. Сообщение о Наримане Сабитове - подготовила Будникова Светлана

(Слайд 4)

Нариман Гилязович Сабитов родился 11 января 1925 года в г. Казани, в театральной семье. Его отец был артистом татарского государственного театра драмы и комедии. С детства у Наримана появилось желание посвятить себя музыке. Музыкальное образование получил сначала в башкирской студии при Московской консерватории, а затем стал студентом консерватории на факультете композиции и дирижирования. Закончив учебу приезжает в г. Уфу, работает дирижером Башкирского Государственного театра оперы и балета, в течении ряда лет был главным дирижером театра. Сабитов оставил особенный яркий след в музыке для детей: балеты, опера, фортепианные пьесы. В Уфе детская музыкальная школа №1 носит его имя Заслуженный деятель искусств БАССР. Лауреат республиканской премии им Г.Саляма и С.Юлаева (посмертно). Умер 9 июня 1971г.

Спасибо, Светлана!

Н.Сабитов отдал свое сердце детям. Он дарил им свою фантазию, свой ум, свою душу, выступал не только как одаренный сочинитель, но и как мудрый педагог. Он создал много специальных, инструментальных произведений для учебных целей в детских музыкальных школах, которые пользуются широким спросом. Музыка для детей - особая страница многогранного творчества Сабитова. "Детей любить может каждый, для этого большого искусства, по-моему, не требуется. Этим инстинктом одарен любой человек. Но трудиться ради детей, создавать для них произведения - это куда более серьезная задача" - писал он. Его творчество в области фортепианной музыки занимает одно из видных мест. Большой популярностью пользуются фортепианные прелюдии этого композитора. В небольшом цикле - 4 разнохарактерные прелюдии. Посмотрите на экран (Слайд 5)

Давайте определим тональность (соль мажор)

  • размер (2/4)
  • темп произведения (игриво, быстро)

Сегодня мы услышим эту прелюдию в исполнении ученицы 4 класса Галиевой Лины. Но прежде вам будет задание, послушать и определить форму прелюдии.

Ответ: Трехчастная АВА

Хорошо! надо сказать, что все прелюдии написаны в 3хчастной форме с контрастной серединой.

3.2. Сообщение о Светлане Шагиахметовой подготовила Галактионова Надя (Слайд №6)

Светлана Георгиевна Шагиахметова-первая в нашей республике женщин- профессиональный композитор, педагог, музыкальный и общественный деятель. Родилась 8 августа 1939 года в г. Уфа в интеллигентной семье. С детства ей привили любовь к музыке, литературе и театру. В 1958 году закончила Уфимское музыкальное училище по классу хоровое дирижирование. В том же году поступила в Казанскую консерваторию на факультет композиции профессора Альберта Лемана. В годы учебы сочиняет пьесы для фортепиано, песни, хоровые и оркестровые сочинения. В 1964 году возвращается в Уфу и преподает музыкально-теоретические дисциплины в Уфимском училище искусств. С 1964 года Светлана Георгиевна принята в члены Союза композиторов СССР. В 1977 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель школы БАССР».

Я хотела бы добавить, что Светлана Георгиевна -признанный мастер детской инструментальной миниатюры. Яркие и доступные пьесы пользуются любовью как юных исполнителей, так и их преподавателей. Она автор фортепианного цикла, который называется «Интервалы». Светлане Георгиевне, как опытному педагогу всегда удается в своих детских сочинениях учить маленьких музыкантов премудростям музыкального ремесла в легкой игровой форме, что сделать весьма не просто. В цикле 6 пьес. Посмотрите на экран (слайд 7)

Одна из пьес цикла «Интервалы» называется «Хоровод».

Давайте определим тональность (Фа мажор)

Теперь посмотрите на верхний голос, какой интервал мы видим? (терция)

А какие интервалы звучат в нижнем голосе? (квинта, секста, септима)

Итак, в этой пьесе несколько целей-освоение разных интервалов. Слушаем эту пьесу в исполнении Назмиевой Ангелины

3.3. Сообщение о Рафаиле Касимове подготовила Яковлева Ксения (слайд 8)

Рафаил Габдулхаевич Касимов родился 2 июля 1947 года, в городе Слупск. Его отец был военный, семье часто приходилось переезжать на новое место жительства. В школе он учился в Белорусии, затем в Удмуртии в городе Глазове, там же окончил музыкальную школу. Профессиональное образование Рафаил получил в Ижевском музыкальном училище по классу фортепиано. В Казанской консерватории проучился 2 года, в 1973 году закончил Уфимский государственный институт по 2 специальностям, как пианист и композитор. По композиции его педагогом был выдающийся композитор, профессор Загир Гарипович Исмагилов. После учебы 9 лет работал художественным руководителем музыкального лектория Башкирской государственной филармонии и одновременно сочиняет произведения. Рафаил Касимов известен как автор фортепианных пьес, большинство из которых написаны в период преподавательской деятельности в ДМШ №1 им. Н.Сабитова. Молодец! Спасибо!

Добавлю, им написано более 300 сот произведений для детей и юношества. Это пьесы для самых маленьких и ребят постарше, а также студентов музыкальных училищ. Поскольку Рафаил получил музыкальное образование как пианист и как композитор, особенно много произведений написал именно для фортепиано (Слайд 9)

Играет Ермолаева Арина «На озере»

3.4. Сообщение о Риме Хасанове подготовила Шубенкова Дарья (слайд 10)

Рим Махмутович Хасанов родился 9 марта 1947 года, в селе Языково. С раннего возраста мальчик играл на различных инструментах, хорошо пел, самостоятельно научился нотной грамоте, активно участвовал в самодеятельности. В 16 лет Рим поступил в культурно-просветительское училище в г. Стерлитамак. Через год перевелся в Уфимское училище искусств на дирижерско-хоровое отделение. На 3 курсе перешел на отделение композиции. Во время учебы сочинял музыку и песни для эстрадных коллективов. Затем поступает в Институт искусств в класс профессора Лакина, а позже в класс профессора З. Исмагилова. После окончания учебы работает в Академическом театре драмы им. Мажита Гафури. Среди множества произведений, большое место занимают произведения для детей.

Хорошо! Посмотрите на экран (слайд 11)

Сейчас мы услышим в исполнении ученицы 3 класса Сайфуллиной Имилии пьесу под названием «Цветы».

3.5. Сообщение о Роберте Газизове подготовила Назмиева Ангелина (слайд 12)

За мою небольшую музыкальную «жизнь», я сыграла множество разнообразных произведений: сонаты, пьесы, концерты, ноктюрны, прелюдии, фуги и др. Два года назад я участвовала в XII Всероссийском конкурсе исполнителей башкирской фортепианной музыки имени Светланы Хамидуллиной, исполняла пьесу башкирского композитора Роберта Газизова «Волны Агидели» и стала лауреатом 3 степени. Именно это произведение запало мне в душу. Я стала интересоваться творчеством этого композитора, слушая его произведения. Музыкальные способности Роберта проявились рано, музыка не сразу стала основным его занятием. Он окончил Уфимский авиационный институт, работал инженером на заводе, преподавал в Уфимском нефтяном институте и только после начал свое обучение в Уфимском училище искусств. Самые сильные стороны композитора - это щедрый мелодический дар. Он умеет создавать мягко поющие, берущие за душу мелодии. Газизов сочинял различные жанры: симфонии, концерты, оратории, пьесы, оперы для детей и др. Роберт Хакимович - советский башкирский (ныне американский) композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. Член Союза композиторов и Председатель правления Союза композиторов Республики Башкортостан. Неоднократно, возвращаясь к этому произведению, я вижу образ реки, который медленно и плавно начинает волноваться. Ближе к кульминации можно проследить такую картину: «девушки на берегу реки танцуют башкирский народный танец». Кульминация заставляет нас по-настоящему переживать, как шторм проносится она. В заключительной части все возвращается на свои места. Медленно течет река, слегка дует ветер, появляются волны. Произведение «Волны Агидели» является настоящим доказательством этих слов.

Читает стихи Николая Ашарина
Река веков, воспетая стихами,
Река любви, родная Агидель.
Ты словно нить течешь под облаками,
Несешь песок, выбрасываешь на мель.
Ты широка, полна и тороплива,
Несешься в даль и моешь берега,
Ты Агидель, как девица счастлива,
Которой улыбнулись небеса.
Перед тобою словно у святыни,
Стоят, склонившись ивы и камыш.
О Агидель, ты чистый храм Богини,
К тебе идут и старый, и малыш.

Слайд - 13

Звучит пьеса «Волны Агидели» - играет Ангелина Назмиева.

4. Обобщение изученного материала

Давайте подведем итоги урока:

1. Имена каких композиторов вы сегодня услышали?

Ответы: Нариман Сабитов, Светлана Шагиахметова, Рим Хасанов, Рафаил Касимов Роберт Газизов.

2. Какие важные события музыкальной жизни произошли во второй половине 20 века в нашей республике?

Ответ: Открытие в нашей республике музыкальных школ

3. Как называется вокальный цикл С.Шагиахметовой? Какова цель его сочинения?

Ответ: «Интервалы», научить детей в игровой форме определять интервалы.

5. Подведение итога урока

Молодцы! На этом наш урок завершен. Спасибо за активную работу, за ваши сообщения, спасибо нашим иллюстраторам. Я очень надеюсь, что в вашем репертуаре будет больше пьес башкирских композиторов. До встречи.

Список используемой учебной и методической литературы

  1. Атанова Л. Композиторы Башкирии/ Краткий биографический справочник. - Уфа, 1982.
  2. Башкирская музыкальная литература: Учебник для средних и старших классов ДМШ и ДШИ/ Под общей редакцией профессора Шаймухаметовой Л.Н. - Уфа, 2005.
  3. Гарипова Н. Башкирская фортепианная музыка: язык, стиль, национальные традиции. - Уфа, 1997.
  4. Гарипова Н. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов. - УГИИ: Лаборатория музыкальной семантики. - Уфа, 2002. 104с., нот.
  5. История башкирской музыки. Программа - конспект. - Уфа, 1997.
  6. Скурко Е.Р. Композиторы и музыковеды Башкортостана. - Уфа, 2002.

Ссылка на презентацию к уроку

  1. https://disk.yandex.ru/d/CkPP48W-JQcQwg - открытый урок по предмету «Башкирская музыкальная литература».