Конспект урока обществознания по теме «Религия. Виды религий»

Разделы: История и обществознание


Предмет: обществознание.

Класс: 8.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений по реализации новых способ действий.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель урока: формирование понятия о видах религий.

Задачи:

  • Вспомнить: сферы общественной жизни, элементы духовной сферы общественной жизни.
  • Закрепить: понятие «религия», функции религии, религиозное сознание, светское сознание.
  • Узнать: виды религии, этапы развития религии.
  • Научиться: определять виды религии, давать определения основным понятиям урока.

Задачи урока были направлены на формирование следующих УУД:

Предметные: овладеть основными понятиями урока, определять виды и функции религии.

Метапредметные:

  • Познавательные: извлекать информацию из текста, анализировать, формировать читательскую грамотность через разные приемы работы с текстом, выделять главное, уметь представлять информацию графически, определять понятия, обобщать, делать выводы.
  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень си способы достижения цели, оценивать свою деятельность.
  • Коммуникативные: уметь работать индивидуально, в группах, учитывать мнение друг друга, оказывать поддержку друг другу, оценивать свою деятельность и деятельность группы, уметь выражать свои мысли последовательно и точно.
  • Личностные: познавательный интерес к предмету, быть терпимым к вероисповеданиям других людей, толерантным к различным культурам.

Основные понятия: религия, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, мировые религии, национально-государственные религии, политеизм, монотеизм, церковь, секта, свобода совести, атеизм.

Средства обучения:

  • ИКТ: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, ноутбуки.
  • Тексты о видах религии
  • Видеофрагмент
  • Карточки «Верные и неверные утверждения».

Межпредметные связи: география, история, МХК, информатика.

Структура урока

1 этап. Организационный момент.
2 этап. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Видеофрагмент.
3 этап. Мотивационный этап.
4 этап. Этап усвоения новых знаний.
5 этап. Этап закрепления новых знаний.
6 этап. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока

Содержание.
Действия учителя

Действия ученика

Пояснения

1.Организационный момент

Приветствие.
Инструктаж об использовании раздаточного материала.

Ознакомление с раздаточным материалом на столах.

Оценочные листы.
Текст по новой теме.
Карточки «Верные и неверные утверждения.
Листы рефлексии «Незаконченные предложения»
Д/з: перечень сект, запрещенных на территории РФ

Актуализация знаний.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

Повторение ключевых понятий предыдущего урока
(прием «Корзина верных утверждений»)
Задание: индивидуально выбрать из предложенных карточек верное утверждение и «вложить» его в «корзину».

Учащиеся работают индивидуально, выбирая верные утверждения
оценочных листов.

На доске «корзина», над которой учащиеся должны прикрепить верные утверждения по пройденному материалу предыдущего урока.

Мотивационный этап

Видеофрагмент

Подведение учащихся к теме и цели урока:
Процесс чего вы увидели на видеофрагменте?
Что особенного вы заметили в этом процессе на видео?

Определение цели урока. Запись в тетради числа и темы урока.
Заполнение оценочных листов.

Этап усвоения новых знаний

Объяснение правил работы с текстом.

Учащиеся работают индивидуально со своими текстами, применяя маркировку текста: прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект в виде: таблицы, схемы, кластера и т.д.

Прием ИНСЕРТ технологии критического мышления: +
+ знаю
- не знаю
! интересный факт
V - знаю, но не могу объяснить

Объяснение правил работы в группах.
Оказание помощи, при необходимости, учащимся в составлении графической информации.

Учащиеся работают в экспертных группах с одним и тем же текстом.
Разбор и объяснение другу возникших вопросов при индивидуальной работе с текстом. Итог общей работы: графическое представление информации.

Прием «ЗИЗАГ» технологии критического мышления.

Установление временного интервала для каждого выступающего.

Переход в рабочие группы, где каждый по очереди презентует свой текст.
В результате, каждый из учеников получает полный объем информации по новой теме.

Организация презентации изученного материала каждой группой экспертов в форме защиты групповой работы

Возвращение учащихся в первичные группы. Защита и презентация общих результатов по работе с информацией.

Заполнение оценочных листов.

Этап закрепления новых знаний

Задание: найти смысловые единицы и распределить всю информацию, в соответствии с раскрытием смысла.

Учащиеся работают с интерактивной доской, распределяя понятия под словосочетаниями - обобщениями

На доске в хаотичном порядке расположены названия мировых религий, национальных религий и архаичных религий

Организация работы с ноутбуками

Учащиеся выполняют тест на ноутбуках по материалу двух уроков по теме: Религия.
Ссылка для прохождения теста:
https://onlinetestpad.com/ihy6c45cvr7oo

Результаты каждого учащегося выводятся на экран.

6.Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

Обсуждение результатов теста.
Организация рефлексии.
Озвучивание домашнего задания.

Заполнение оценочных листов.
Рефлексия в форме заполнения листа «Незаконченные предложения».
ДЗ:
А) подготовить небольшое информативное сообщение об одной из сект, предложенных учащимся.
Б) Заполнить таблицу «Мировые религии»
В) Сделать схему «Виды религий»

Листы с незаконченными предложениями используются в целях выявления уровня осознания содержания пройденного:
- Сегодня я узнал(а)…
- Было интересно…
- Было трудно …
- У меня получилось…
- Я не понял(а)…
- Теперь я могу…

Приложения