Сценарий праздника "Неделя детской книги"

Разделы: Внеклассная работа


На сцену выбегают дети, у каждого в руках детская книга

Ученик: Именины! Именины!

Другие дети спрашивают по очереди: У Илюши? Оли? Нины? У девчонок? У мальчишек?

Ученики вместе: Нет! У наших детских книжек!

Ученик:

У стихов, рассказов, сказок
И у толстых повестей…
Посмотрите сколько сразу
Собралось у нас гостей!

Ученик:

Это праздник - в самом деле,
Как его ребята ждут:
Длятся целую неделю
Именины там и тут!

Ученик:

Готов каждый ученик?
Начинаем праздник книг!
Книга - незаменимая вещь на планете.
Об этом знают все на свете.

Ученик:

Книга - учитель, книга - наставник.
Книга - близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.

Ученик:

Книга - советчик, книга - разведчик,
Книга - активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.

Ученик:

Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга - волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.

Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня праздник Детской книги! Праздник всех, кто с ней связан - писателей, издателей, художников - иллюстраторов, библиотекарей, читателей!

Родился этот праздник в 1943 году - в разгар Великой Отечественной Войны. Тогда на один день к детям приехали прямо с фронта любимые детские писатели: К.Чуковский, С.Маршак, Л.Кассиль, С.Михалков - они рассказали детям, как рождается книга, познакомили со своими произведениями - получился настоящий праздник. А писатель Л.Кассиль придумал этому празднику название - «Книжкины именины».

Дети под музыку убегают со сцены.

На сцене появляется ученица - «экскурсовод»:

Экскурсовод: Ребята, а вы знаете, как появились книги? Сейчас мы совершим небольшое путешествие в прошлое и узнаем это!

Под народную музыку на сцене появляются две ученицы в народных сарафанах и начинают свой рассказ

1 девочка:

Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу.
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.

2 девочка:

Без людей, без друзей в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг -
И, глядишь, уже дряхлый старик.

1 девочка:

И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.

2 девочка:

И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.

Экскурсовод: Более 400 лет назад в России появился первый печатный станок. И первым книгопечатниковм стал - Иван Федоров. Он и его помощники стали выпускать первые печатные книги. Так в 1563 г. в России появилась первая печатная книга «Апостол»

А первую русскую «Азбуку» напечатали в 1574г.

Девочки в сарафанах уходят со сцены.

Экскурсовод: Но вернемся в наше время! Чтобы читатель получил книгу, над ней поработало очень много людей:

  • Писатели - придумали и написали текст, художники - нарисовали к тексту красивые иллюстрации.
  • Лесорубы, сплавщики и рабочие на заводе потрудились, чтобы появилась бумага.
  • Наборщики, печатники и многие люди других профессий создавали книгу в типографии.

Много людей трудились, создавая книгу, и этот труд надо уважать!

Учитель: Спасибо, уважаемый экскурсовод! (Экскурсовод уходит со сцены) Ребята, а вы знаете, как надо с книгой обращаться? Это мы сейчас проверим и при этом повторим правила обращения с книгой. Предлагаю вам игру «Да - нет».

Что любит книжка?

Учитель: Обложку? Дети: - Да.

Учитель: Грязные руки? Дети: - Нет.

Учитель: Закладку? Дети: - Да.

Учитель: Дождик и снег. Дети: - Нет.

Учитель: Бережное отношение? Дети: - Да.

Учитель: Ласку? Дети: - Да.

Учитель: Яичницу? Дети: - Нет.

Учитель: Чистые руки? Дети: - Да.

Учитель: Валяться на полу? Дети: - Нет.

Учитель: Драться? Дети: - Нет.

Учитель: Жить на книжной полке? Дети: - Да.

Учитель: Любознательных читателей? Дети: - Да.

Учитель: Ребята, к нам на праздник пришла героиня одной очень известной сказки. Отгадайте, кто она:

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

На сцене появляется Красная Шапочка и поёт первый куплет и припев песни: «Если долго, долго…»

Красная Шапочка: - Здравствуйте, ребята! Как я рада оказаться на празднике книг! Ребята, вы любите читать? А сказки знаете? В сказках живут мои друзья - литературные герои. Посмотрим, знаете ли вы их?

Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина)

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг. (Чиполлино)

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полёт
Человечек - вертолёт. (Карлсон)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

Красная Шапочка: - Правильно! А вот и он сам!!!

Появляется Емеля, в руках у него сундучок

Емеля: - Здравствуйте, ребята! Я к вам пришел не с пустыми руками! Угадайте, что это за предметы и из каких они сказок?

1) Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленькой мышки. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого цвета. (Яйцо. Курочка-ряба.)

2) Из-за этого проклятого предмета одна прекрасная принцесса проспала 100 лет, уколов им палец. Но ее спас принц. Что это за предмет? (Веретено. Спящая красавица)

3) А эту вещь проглотил крокодил, он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. Мойдодыр.)

4) Эту героиню я вам покажу. Но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, служащей ей кроваткой? (Дюймовочка. Г.-Х.Андерсен)

Красная шапочка: - Ребята, угадайте нашего следующего гостя:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

Дети из зала хором: Айболит!

На сцену выходит Доктор Айболит: - Здравствуйте, ребята! По дороге к вам на праздник, я встретил почтальона. Он велел передать вам телеграммы. Телеграммы прислали герои разных сказок, а вам надо узнать героев и вспомнить эти сказки!

  1. «Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби…» (Серый волк, народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»)
  2. «Пришлите, пожалуйста, капли: мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись» (Цапли, сказка К.И.Чуковский «Телефон»)
  3. Побежала я за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко…» (Снегурочка, сказка А.Островского «Снегурочка»)
  4. Прибыть на ваш праздник не смогу, от меня сбежали брюки…» (Грязнуля, сказка К.И.Чуковского « Мойдодыр»)
  5. «Спасите! Нас съел серый волк…» (Козлята и народной сказки «Волк и семеро козлят»)

Красная Шапочка: Молодцы, ребята! Как много сказок вы знаете! Наверное много читаете? А скажите-ка, друзья, где царит тишина и порядок? Где можно сразу встретить тысячи книг?

На сцену выходит ученик.

Ученик:

Вам знаком книжкин дом?
Много книг живут там в нём.
Короткие и длинные, новые, старинные,
Обычные и странные и даже иностранные.
Серьезные, учебные, веселые, волшебные,
Про море и про лес, с картинками и без.

- Что это за книжкин дом? (Дети из зала: Библиотека)

- Сегодня на наш праздник пришла хозяйка этого книжного дома - библиотекарь…

На сцену выходит школьный библиотекарь и говорит слова-поздравления, приглашает почаще заглядывать в школьную библиотеку.

Библиотекарь: - Ребята, а вы хорошо знаете, как надо вести себя в библиотеке? Сейчас литературные герои вам напомнят эти правила.

Красная Шапочка:

В книжкин дом, друзья, входя,
Не шумите никогда.
Если хочешь что спросить,
Нужно тихо говорить.

Емеля:

Взял коль книжку почитать,
То не смей её терять,
Очень долго не держи,
Прочитал - назад неси.

Доктор Айболит:

Здесь журналы, дорогой,
Не дают домой с собой.
Почитал Мурзилку, Тошку -
И на стол, рядом с окошком.

Красная Шапочка:

И не смей в них рисовать,
И листочки вырывать.
Только чистыми руками
Книжки, друг мой, нужно брать.

Емеля:

В книжкин дом все приходите.
Книжки разные прочтите.
Ну, а правила друзья,
Надо соблюдать всегда!

Доктор Айболит: Мы очень любим книжкин дом. И нам пора возвращаться в свои сказки. До свидания, ребята! (Герои и библиотекарь уходят со сцены)

На сцену выходит ученица с книгой в руках.

Ученица:

Хожу в библиотеку
Я книги почитать.
Любимей дела нету!
Люблю я помечтать…
И оказаться в сказке,
В таинственном лесу.
Увидеть волка, зайца
И хитрую лису.

А прочитав всю книжку,
Подумать головой -
Какой герой хороший,
Какой герой - плохой.

Она всегда подскажет,
Где, как себя вести,
Поможет и расскажет,
Как друга нам найти.

На сцену выходят дети класса и поют песню «Библиотечная песня» (Т.Бокова)

На сцене остаётся ученик:

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку - навсегда
Страницы замолчат тогда.

Инсценировка стихотворения С.Ильина «Две книжки»

На сцену выходят герои:

Автор:

Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.

1 книга: - «Послушай, как твои делишки?»

Автор: Одна спросила у другой.

2 книга:

- Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?

1 книга:

- Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы
Я молчу -
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».

2 книга:

- Ну, а мой на тройках едет еле-еле
И даже «двойку» получил на той неделе.

Автор:

В басне этой нет загадки,
Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки,
Какой ты ученик.

Книги говорят по очереди:

Я - книга! Я - товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен:
Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ай! Супом ты меня закапал!
Ой! уронил меня ты на пол!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!

Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду!
Вдруг дождик грянет на беду?
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня - туда верни!

Герои уходят со сцены.

Учитель: - А сейчас мы немного поиграем с вами. Я буду читать стихи, но будьте внимательны. Там, где нужно, вы должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья», а где не нужно - должны промолчать:

- Помнит кто из вас, друзья,
Что без книг прожить нельзя?

- Кто смог столько книг прочесть,
Что нельзя и перечесть?

- Кто в библиотеке книжки брал,
И сдавать их забывал?

- Знает кто из вас, друзья:
Что книги пачкать, рвать нельзя?

- Кто из вас готов брать книжки,
Чтоб смотреть там лишь картинки?

- Есть ли среди вас такой,
Кто от книг бежит стрелой?

- Есть ли среди вас таков,
Кто день и ночь читать готов?

На сцену выходят ученики:

  • Книга - как, песня! Книга - есть жизнь!
    Ты прочитай её, не ленись
    Радость она принесёт и удачу
    Верных, надёжных друзей в придачу.
  • Волшебный мир книг
    Необъятен и велик
    А давайте представим на миг,
    Как бы жили мы без книг?
  • Мы дружны с печатным словом,
    Если б не было его,
    Ни о старом, ни о новом
    Мы не знали б ничего!
  • Ты представь себе на миг,
    Как бы жили мы без книг?
    Что бы делал ученик,
    Если не было бы книг,
    Если б все исчезло разом,
    Что писалось для детей:
    От волшебных добрых сказок
    До веселых повестей?..
  • Ты хотел развеять скуку,
    На вопрос найти ответ.
    Протянул за книжкой руку,
    А ее на полке нет.
  • Нет твоей любимой книжки -
    «Чиполлино», например,
    И сбежали, как мальчишки,
    Робинзон и Гулливер.
  • Нет, нельзя себе представить,
    Чтоб такой момент возник
    И тебя могли оставить
    Все герои детских книг.
  • Книге смелой, книге честной,
    Пусть немного в ней страниц,
    В целом мире, как известно,
    Нет и не было границ.
  • Ей открыты все дороги,
    И на всех материках
    Говорит она на многих
    Самых разных языках.
  • Слава нашей книге детской!
    Переплывшей все моря!
    И особенно российской -
    Начиная с Букваря!

Класс выходит на сцену и поёт песню «Тот, кто любит читать» (Н.Тимофеева)

Ученик:

Подошел к концу наш праздник небольшой,
Увлекательного чтения вам желаем всей душой!

Ученица:

Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!