Срок реализации программы: 1 год.
Пояснительная записка
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Программа «Растениеводство. В мире профессий» включает мероприятия на более подробное знакомство обучающихся с видами трудовой деятельности. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации занятий.
Программа разработана на основе психолого-педагогических принципов:
- принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип преемственности;
- принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);
- принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);
- принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);
- принцип связи с жизнью.
Актуальность
Актуальность данного курса велика. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий.
Обучающиеся 1-4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.
Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при знакомстве с профессиями и участие в опытах по выращиванию и уходу за растениями, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, а также чтение художественной литературы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Цель программы
- формировать начальные знания, умения и навыки о труде и культуре труда;
- знакомить обучающихся с профессиями агронома, селекционера, овощевода, ландшафтного дизайнера, флориста, садовника, эколога, фермера, хлебороба;
- развивать базовые навыки функциональной грамотности (читательскую грамотность, креативное мышление);
- вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в поиске информации о профессиях и участие в опытах по выращиванию и уходу за растениями;
Задачи
Образовательные:
- дать понятие о значении труда в сфере «Человек - природа»;
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
- обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;
- содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;
Развивающие:
- развивать творческое мышление и воображение;
- способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма;
- формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
- формировать положительное отношение к труду и людям труда.
В ходе работы предусматриваются различные формы как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми - педагогами и родителями.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 8-9 лет.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю с сентября по май.
Количество занятий в год - 6.
Продолжительность занятий - 40 минут.
Структура занятий
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
- Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией (практическая работа по выращиванию и уходу за растением).
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Ценностные ориентиры содержания: учащиеся получают представления о разнообразии мира профессий людей, у детей формируется наглядное представление о существенных сторонах профессий, младшие школьники развивают свои творческие и интеллектуальные способности.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ |
Тема занятия |
Основные виды деятельности |
|
Как правильно выбрать почву для посадки растения. Знакомство с профессией агронома |
Знакомство с особенностями профессии агронома. Виды почв для различных растений. Составление почво-грунта для посадки овощей на подоконнике (огурцы, зеленый лук или редис) |
|
Как правильно выбрать семена. Что должен знать селекционер? Что должен уметь овощевод? |
Знакомство с особенностями профессий селекционера и овощевода. Выбор сортов семян для посадки овощей на подоконнике (огурцы, зеленый лук или редис) |
|
Как правильно ухаживать за растением. Чем занимаются ландшафтный дизайнер и флорист? Что умеет садовник? |
Знакомство с профессиями садовника, ландшафтного дизайнера, флориста. Правила ухода за проростками растений. Укоренение саженцев комнатных растений (традесканция, герань) |
|
Как правильно ухаживать за растением. Чем эколог отличается от фермера? |
Знакомство с особенностями профессий фермера, эколога. Правила подкормки растений. Какие удобрения полезны, а какие вредны? |
|
Как правильно ухаживать за растением. Кто такой хлебороб? |
Знакомство с профессией хлебороба. Факторы, влияющие на рост и развитие растения- свет, тепло, влага. |
|
Презентация мини-проекта |
Презентация выращенных комнатных растений или овощей (зелени) или презентация информации об изученных профессиях (книжка-малышка, брошюра и др.) по выбору обучающихся |