Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Человек – природа». «Растениеводство. В мире профессий»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 2, 3


Срок реализации программы: 1 год.

Пояснительная записка

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.

Программа «Растениеводство. В мире профессий» включает мероприятия на более подробное знакомство обучающихся с видами трудовой деятельности. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации занятий.

Программа разработана на основе психолого-педагогических принципов:

  • принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • принцип преемственности;
  • принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);
  • принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);
  • принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);
  • принцип связи с жизнью.

Актуальность

Актуальность данного курса велика. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий.

Обучающиеся 1-4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.

Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.

Программа позволяет осуществлять проектный подход при знакомстве с профессиями и участие в опытах по выращиванию и уходу за растениями, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, а также чтение художественной литературы.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Цель программы

  • формировать начальные знания, умения и навыки о труде и культуре труда;
  • знакомить обучающихся с профессиями агронома, селекционера, овощевода, ландшафтного дизайнера, флориста, садовника, эколога, фермера, хлебороба;
  • развивать базовые навыки функциональной грамотности (читательскую грамотность, креативное мышление);
  • вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в поиске информации о профессиях и участие в опытах по выращиванию и уходу за растениями;

Задачи

Образовательные:

  • дать понятие о значении труда в сфере «Человек - природа»;
  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
  • обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;
  • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;

Развивающие:

  • развивать творческое мышление и воображение;
  • способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
  • развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма;
  • формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
  • формировать положительное отношение к труду и людям труда.

В ходе работы предусматриваются различные формы как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми - педагогами и родителями.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 8-9 лет.

Периодичность занятий - 1 раз в неделю с сентября по май.

Количество занятий в год - 6.

Продолжительность занятий - 40 минут.

Структура занятий

  • Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
  • Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
  • что я знаю об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
  • Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией (практическая работа по выращиванию и уходу за растением).
  • Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Ценностные ориентиры содержания: учащиеся получают представления о разнообразии мира профессий людей, у детей формируется наглядное представление о существенных сторонах профессий, младшие школьники развивают свои творческие и интеллектуальные способности.

Календарно-тематическое планирование занятий

Тема занятия

Основные виды деятельности

Как правильно выбрать почву для посадки растения. Знакомство с профессией агронома

Знакомство с особенностями профессии агронома. Виды почв для различных растений. Составление почво-грунта для посадки овощей на подоконнике (огурцы, зеленый лук или редис)

Как правильно выбрать семена. Что должен знать селекционер? Что должен уметь овощевод?

Знакомство с особенностями профессий селекционера и овощевода. Выбор сортов семян для посадки овощей на подоконнике (огурцы, зеленый лук или редис)

Как правильно ухаживать за растением. Чем занимаются ландшафтный дизайнер и флорист? Что умеет садовник?

Знакомство с профессиями садовника, ландшафтного дизайнера, флориста. Правила ухода за проростками растений. Укоренение саженцев комнатных растений (традесканция, герань)

Как правильно ухаживать за растением. Чем эколог отличается от фермера?

Знакомство с особенностями профессий фермера, эколога. Правила подкормки растений. Какие удобрения полезны, а какие вредны?

Как правильно ухаживать за растением. Кто такой хлебороб?

Знакомство с профессией хлебороба. Факторы, влияющие на рост и развитие растения- свет, тепло, влага.

Презентация мини-проекта

Презентация выращенных комнатных растений или овощей (зелени) или презентация информации об изученных профессиях (книжка-малышка, брошюра и др.) по выбору обучающихся