Исследовательская работа: "Для чего нужен алфавит?"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Руководство учебным проектом

Класс: 1


Выполнили:
Гурциев Сармат,
Еганян Тигран
,
ученики 1 класса

Руководитель:
Касаева И.М.

I. Введение

Мы учимся в 1 классе. Ребята только что закончили изучать все буквы, и учительница задала выучить весь алфавит. Нам стало интересно, кто придумал алфавит и для чего он нужен? Мы решили побольше об этом узнать.

Нашу идею поддержала учитель, которая и стала главным помощником в наших исследованиях.

Поэтому цель работы заключается в том, чтобы оценить роль алфавита в жизни людей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • узнать, что такое алфавит;
  • выяснить, кто и когда придумал алфавит;
  • выяснить, зачем нужен алфавит;
  • вместе с одноклассниками создать «Весёлую азбуку».

Актуальность исследования: Каждый первоклассник изучает алфавит, но не все знают, зачем нужно знать порядок и названия букв алфавита.

Объект исследования: русский алфавит.

Предмет исследования: использование алфавита в нашей жизни.

Гипотеза исследования

Мы предположили, что:

  • алфавит был создан очень давно;
  • знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни.

Для достижения цели и решения вышеперечисленных задач были использованы такие методы и приёмы как:

  • анализ литературы по теме работы;
  • сравнительно-исторический анализ;
  • экскурсия в библиотеку;
  • иллюстративный метод;
  • сопоставление и обобщение данных;
  • наблюдение.

II. Основная часть

1) Что такое алфавит?

Чтобы узнать, что такое алфавит, мы решили обратиться к словарям.

В словаре русского языка С.И.Ожегова говорится о том, что алфавит - это «порядок букв, принятый в азбуке».

В словаре В.И.Даля мы прочитали о том, что «алфавит, абевега, буквица», означают «собрание в порядке всех букв».

Алфавит, которым мы пользуемся сейчас, выглядит так:

2) Почему алфавит и азбуку так назвали?

В интернете мы узнали что, название алфавит пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы назывались - «альфа» и «вита». Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Получилось слово «азбука».

3) Когда появился алфавит?

В IX веке была создана одна из первых славянских азбук просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита и названа по имени просветителя Кирилла - Кириллица. Азбука, созданная Кириллом и Мефодием, очень отличается от той, которой мы пользуемся сейчас.

Петр Ị изменил азбуку: он сделал проще написание некоторых букв, ввел так называемый « гражданский шрифт».

И все-таки правописание оставалось сложным. Эти сложности сохранялись до 1918 года, когда была проведена очередная реформа правописания.

Число букв сократилось до 33, упростили названия букв. Осваивать грамоту стало гораздо легче.

4) Выяснение роли Алфавита в жизни людей.

В библиотеке нам показали, как можно облегчить себе поиск книги, если знаешь алфавит. Вся художественная литература на полках располагается в алфавитном порядке, по фамилии автора.

У нас была прекрасная возможность поближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. Если мы откроем любой из словарей, то увидим, что слова в этих словарях расположены в алфавитном порядке. Зная наизусть алфавит, легко найти нужное слово.

5) Как легче запомнить алфавит?

Инга Марковна нам рассказала, что способов запоминания алфавита много.

Один из способов - это запоминание алфавита при помощи рифм и стихотворений. В приложении к нашей работе даны два стихотворения из «Русской азбуки», которые можно использовать тем, кто ещё не знает или уже забыл порядок букв в алфавите.

Ещё один способ это создание и дальнейшее рассматривание иллюстраций к каждой букве алфавита. Одну из таких моделей алфавита мы обнаружили в Букваре, который был выпущен в 1985 году. По этому букварю учились мои родители.

Вторую модель нашли в Русской азбуке, которая была выпущена в 2009 году.

Интересно то, что содержание иллюстраций к буквам практически не изменилось, несмотря на то, что разница между этими иллюстрациями составляет 24 года.

Чтобы легче запомнить алфавит, мы с одноклассниками решили создать «ВЕСЁЛУЮ АЗБУКУ». Каждая буква в ней напоминает какой-то предмет и про неё есть стихотворение или загадка.

III. Заключение

Выполняя эту работу, мы узнали очень много полезной информации. Мы выяснили, что означают слова «алфавит» и «азбука», а также то, что эти слова имеют одинаковое значение.

Мы узнали, что создатели славянской азбуки - Кирилл и Мефодий.

Наше предположение о том, что знать алфавит обязательно, подтвердилось, так как знание алфавита помогает быстро находить важную и необходимую информацию и этим значительно облегчает её поиск.

Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.

Список литературы

  1. Азбука [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0
  2. Алфавит [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс на 10 CD]
  4. Горецкий В.Г. Букварь. - М.: Просвещение, 1985. - 127 с.: ил.
  5. Даль В.И. Иллюстрированный Даль: дополнительный том «Толкового словаря живого великорусского языка»/под ред. Бутромеева В.П. - М.: Белый город, 2008. - 544 с.; ил.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. - 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989. - 750 с.
  7. Русская азбука. 1 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская. - М.: Просвещение, 2009. - 239 с.: ил.