Геометрия: тайны, которые не хотят раскрываться

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: геометрия


Работая заместителем директора по учебно-воспитательной работе в лицее, я уже много лет наблюдаю одну и ту же картину. Каждый год перед ОГЭ по математике, словно призрак, возникает проблема с геометрией. Она словно притаилась, ожидая, когда ученики, увлеченные алгеброй, попытаются ступить на ее территорию. И тогда - бац! - неожиданные трудности, непонятные формулы, и пугающие задачи, которые никак не хотят поддаваться решению.

И цифры не лгут. Каждый год федеральная статистика ОГЭ по математике упорно показывает, что от 15% до 18% учеников сдают экзамен неудовлетворительно. А если проанализировать ошибки, то выясняется удручающая правда: более 60% учеников, не сдавших ОГЭ, спотыкаются именно на задачах по геометрии.

Что же мешает детям разобраться в этой науке? Ответ лежит в том, что у современных детей не достаточно развито пространственное мышление. Они живут в мире виртуальных реальностей, играют в онлайн-игры, зависают в социальных сетях. Реальный мир, с его объемными фигурами, не успевает привлечь их внимание.

Представьте себе: вы пытаетесь объяснить ребенку, как выглядит куб. Он смотрит на чертеж, но не может увидеть в нем трехмерную фигуру. Он не может представить себе, как куб вращается в пространстве, какие грани у него скрыты, как он собирается из плоских квадратов.

Вот почему у детей возникают трудности с геометрией:

  • Они не могут "увидеть" объемную фигуру по ее двумерному изображению.
  • Они не могут "читать" чертежи, выделять на них необходимые элементы, соотносить их с геометрическими понятиями.
  • Им не хватает практических навыков работы с трехмерными моделями, чертежными инструментами, они не умеют строить чертежи, измерять длину отрезков, углы.

Но не все так плохо! Мы можем помочь детям развить пространственное мышление!

  • Нужно использовать модели, чертежи, интерактивные программы, чтобы помочь им "увидеть" геометрические фигуры в пространстве.
  • Нужно дать им возможность работать с трехмерными моделями, чертежными инструментами, строить чертежи, измерять элементы геометрических фигур.
  • Нужно использовать игры и задания, развивающие пространственное мышление, например, головоломки, конструкторы, и игры с геометрическими формами.

И не забывайте о творчестве! Позвольте детям исследовать геометрические фигуры, создавать собственные модели, решать творческие задачи.

Так мы сможем разбудить в них любопытство, показать, что геометрия - это не скучный набор формул, а завораживающий мир, полный тайных знаний. И тогда у детей будет больше шансов преодолеть "барьер" геометрии и достичь успеха на ОГЭ по математике.