Пояснительная записка
Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.
В преддверии 80-летия начала Великой Отечественной войны актуальность темы обуславливается тем, что современные дети мало знают о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Исходя из этого, патриотическое и гражданское воспитание школьников одна из основных задач современной образовательной организации.
Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности активной жизненной позиции.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Новизна: организация воспитательной работы по гражданско- патриотическому воспитанию через квест-игру, подбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на уже имеющийся опыт детей.
Сценарная разработка может быть использована для проведения игры в образовательной организации по патриотическому воспитанию в течение учебного года.
Методическая разработка: Квест-игра «Никто не забыт, ничто не забыто».
Детям предлагается принять участие в увлекательной квест-игре «Никто не забыт, ничто не забыто», которая разработана для обучающихся 7-8 классов.
Условия проведения: Квест-игра может быть проведена в актовом зале, спортзале или в нескольких отдельных кабинетах. В хорошую погоду может быть проведена на улице.
Время проведения: 45-60 минут.
Цель: Формирование у обучающихся основ гражданственности и патриотизма (уважение к истории государства, к историческому прошлому, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества).
Задачи:
- Актуализировать знания детей о Великой Отечественной Войне.
- Способствовать развитию познавательного интереса, а также смелости, решительности, чувства взаимопомощи, сопереживания.
- Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей: патриотизма, преданности к своему Отечеству, уважения к защитникам Родины.
Участники: В квест-игре участвуют 6 команд из параллелей 7-8 классов, каждую из которых возглавляет командир.
Оборудование:
- Маршрутный лист (на каждую команду).
- Пазл для каждой команды.
- Ноутбук, интерактивная доска (презентация с памятниками и героями ВОВ).
- Ролики военных песен.
- Сумка с повязками и бинтами (на каждую команду).
- Лист бумаги А4 (на каждого участника команды).
- Набор канцелярских скрепок (на каждую команду).
Ход проведения мероприятия
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! День Победы - один из самых больших и светлых праздников в нашей стране!
Ведущий 2: На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В этой войне, длившейся 1418 дней и ночей, СССР потерял около 27 миллионов человек, из них 11,3 миллионов человек на фронте, 4,5 миллионов партизан, много людей погибло на оккупированной территории и в тылу страны.
Ведущий 1: В фашистском плену оказалось около 6 миллионов человек. В тяжелой кровопролитной войне советский народ внес решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского господства. Победа СССР в Великой Отечественной войне завоевана благодаря невиданному героизму воинов на фронте.
Ведущий 2: Со славной даты 9 мая 1945 года прошло 80 лет, но мы знаем и помним имя победителя - народа. «Никто не забыт, ничто не забыто».
Ведущий 1: Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Ребята, а вы знаете кто такой патриот? (Это человек, любящий родину, родное государство, готов на подвиги и личные жертвы во имя отчизны.)
Ведущий 2: Ребята, а вы можете назвать героев ВОВ? Перед вами, ребята, имена нескольких героев ВОВ и их героические подвиги (Приложение 1).
Ведущий 1: Сегодня мы проведем квест-игру, посвященную Великой Отечественной Войне. Квест - это игровое приключение, во время которого вам нужно пройти череду препятствий, выполнить ряд заданий для достижения цели. Вас ждут настоящие военные испытания, вам будет предоставлена возможность продемонстрировать свои знания и подготовку.
В квест-игре примут участие 6 команд с параллелей 7-8 классов. Команды, прошу вас представиться! (Команды во главе со своим командиром произносят название и девиз).
Ведущий 2: На протяжении всей игры, будет работать компетентное жюри, которое будет наблюдать и оценивать ваше выполнение заданий квестов.
Разрешите представить членов жюри: …
Ведущий 1: Попрошу командиров подойти и взять свои маршрутные листы, в котором указано движение вашей команды (Приложение 2). Выполнять задания квестов следует строго по порядку их номеров. Порядок выполнения заданий квестов у каждой команды свой.
Члены жюри будут оценивать вашу работу и ставить баллы в ваши маршрутные листы, а также после выполнения каждого задания вам будут выдавать пазлы (Приложение 3), который вы должны будете собрать после прохождения всех испытаний.
Ведущий 2: Позвольте ознакомить вас с правилами игры: передвижение разрешено быстрым строевым шагом во главе с командиром отряда и в сопровождение взрослого. Передвижение бегом или по - одиночке, запрещено, только дружно в колонне по двое!
Та команда, которая будет быстро, четко и правильно справляться с заданиями, а также наберет наибольшее количество очков в конкурсах - и будет победителем.
Команды, приготовились! Вперёд!
(Ведущий объявляет старт. Команды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут выполняя поочередно одно задание за другим).
- Интеллектуальный: Вашей команде необходимо ответить на вопросы о Великой Отечественной войне (Приложение 4):
-
Музыкальный: ВОВ стала самым суровым испытанием для нашего народа. Победа ковалась на фронтах и в тылу нашей огромной страны. Все - от мала до велика - вносили свой посильный вклад для отпора захватчикам. Вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в строй встала… и песня. Песня помогла выстоять народу и победить, она стала грозным оружием, не позволившим сломить дух советского народа.
Ребята, вам необходимо угадать-соотнести названия военных песен, которые сейчас прозвучат (Приложение 5 - список с названиями песен). - Шифровальщики: Во время военных действий было очень важно, чтобы донесение в штаб фронта не перехватил враг. А если так случилось, то содержимое этого донесения они не могли понять. Для этого работали шифровальщики. На этой станции команде предлагается разгадать шифровки (Приложение 6).
- Госпиталь: Недолгими бывают передышки. Опять рвутся снаряды, свистят пули. Остаются на полях сражения раненые, которых необходимо срочно перевязать. Вам нужно оказать первую помощь при ранении в руку. Быстро и аккуратно её забинтовать.
- Военная хитрость: Одним из важнейших факторов, приведшим советский народ к победе в ВОВ являлось преобладание в области войны тайной, которую выполняла разведка. В неимоверно сложных условиях, порой под бомбами, разведчики рисковали своей жизнью для того, чтобы добыть важную информацию. Одна из заповедей разведчика гласит: «Способ твоих действий выдает твои мысли». Я предлагаю вам на практике проверить это утверждение. Одному члену команды даётся карточка со словом. Он должен с помощью движений изобразить это слово так, чтобы команда его отгадала. (Фляжка, салют, автомат, самолёт, танк, взрыв, погоны, сапоги, каска, гимнастерка)
- Никто не забыт, ничто не забыто: Память - это то, что объединяет настоящее человека с его прошлым, а когда речь идет об исторических событиях мирового или государственного значения, то лучшим проявлением их памяти является установка памятников. Именно к числу таких значимых, судьбоносных для нескольких поколений людей и практически для каждой семьи событием в истории нашей страны стала Великая Отечественная Война.
Сейчас вам необходимо написать на листочках названия данных памятников, на каждый памятник вам даётся 15 секунд (Приложение 7 - каждые 15 секунд сменяется картинка).
Ведущий: Закончился бой, и бойцы с победой собираются домой. Все команды успешно прошли испытания по станциям, собрали пазл и в завершении мы предлагаем вам пройти последнее задание «Поезд - домой».
Вам необходимо сделать самый длинный поезд. Каждой команде выдаются скрепки. По сигналу команды должны собрать из скрепок цепочку. Время выполнения 30 секунд.
Побеждает команда, у которой получится наибольшее количество вагонов, и получает - 1 балл. (Во время выполнения задания играет песня «День Победы»).
(Жюри подводят итоги).
Отдохнули мы на славу
Победили вы по праву.
Похвал достойны и награды
А мы вручить призы вам рады.
Пока жюри подводят окончательные итоги, я хочу поинтересоваться, какое у вас осталось впечатление и настроение после данного мероприятия?
Перед вами находятся две наградные коробочки красного и зеленого цвета и жетоны в виде красных звездочек. Если вам все понравилось и у вас хорошее настроение положите жетон в красную коробочку, ну а если чем-то недовольны, то жетон кладется в зеленую.
(Жюри объявляют результаты, награждают ребят).
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: до свиданья,
Говорим, до скорых встреч.