Цель: обозначение учащимися жизненных ценностей, социальных норм, необходимых для становления личности человека.
Задачи:
- воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе;
- раскрыть понятие «личность»;
- дифференцировать понятия «личность» и «индивид»;
- раскрыть понятие «личностный рост»;
- развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
- формировать установку о значимости роста личности;
- выработать потребность ребят осознать возможности дальнейшего построения плана личного развития.
Методы работы:
- практические
- ценностная ориентировка
- тренинг
Предварительная работа: просмотр документального фильма «4 ключа к твоим победам»
https://общее-дело.рф/43846/?ysclid=m2vwfx7ud5269830207.
Материалы: Led-доска, маркеры, фломастеры, листы бумаги формата А4, музыка для релаксации и психогимнастики, видеоролик, пазлы (приложение).
Время проведения: 1 час 30 мин.
Количество участников: от 10 до 12.
Возрастная группа: 15-16 лет.
Ход тренингового занятия
1. Приветствие
Здравствуйте, дорогие участники тренинга! Я рада вас приветствовать!
Сегодня на занятии мы постараемся ответить на вопросы, которые очень актуальны в современном мире для молодых людей: «кто я», «кто такая личность», «как стать личностью», «что такое личностный рост», «какие трудности могут возникнуть на пути личностного роста», «как эти трудности можно преодолеть».
Упражнение на приветствие друг друга участников тренинга «Сегодня замечательный день»
Инструкция: необходимо при передаче друг другу мячика представиться, назвать свое имя, поприветствовать участников группы, затем закончить предложение «Сегодня замечательный день, потому что…»
2. Принятие правил группы
«Перед тем, как продолжить занятие я предлагаю вам выработать правила и принципы работы в группе. Вы будете называть их по очереди,например, принцип доброжелательности: мы относимся к другим участникам доброжелательно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также озвучивать достоинства других участников и т.д.)»
3. Дискуссия «Индивид и личность»
Предлагаю, вам ребята разделиться по парам, каждому из вас взять лист бумаги и фломастер. Вам необходимо в паре договориться, кто из вас будет раскрывать понятие слова - «индивид», а кто понятие - «личность». Вы можете в паре помогать друг другу определять истину. На выполнение задания дается 5 мин.
Старшеклассники в парах по очереди представляют группе определения «индивид» и «личность».
(идет обсуждение вопроса)
Подведем итоги по следующим отличительным параметрам личности от индивида, итак:
Уровень общности и степени уникальности. «Человек» - общее понятие о человеческом существе, «индивид» - уникальное лицо, а «личность» - уникальный внутренний мир индивида.
Совокупность черт и свойств. Личность - это представитель общества, заключающий в себе совокупность социально значимых черт, свойств, которые он реализует в общественной жизнедеятельности. Индивидом рождаются, а личностью становятся в результате социализации.
Осознанность и способность. Основное отличие личности от индивида - в осознанности и способности контролировать собственные поступки, нести за них ответственность, принимать решения.
Сила воли. Особенность в силе воли, выражающейся не в жажде самовыражения среди окружающих, а в стремлении стать лучшей версией себя. Обычно личностные качества человек оценивает в себе самостоятельно путём внутреннего анализа.
Выводы: личность обладает набором определенных качеств, которые формируются у человека в процессе его социализации в обществе. Теперь нам надо подумать и ответить, в чем секрет личностного роста.
Упражнение «Пазл».
Предложить участникам тренинга вспомнить содержание фильма Общественной организации «Общее дело» - «4 ключа к твоим победам» (без обсуждения вслух).
Инструкция: каждому участнику предлагается собрать пазл человека из деталей, на которых необходимо подписать важные и необходимые качества (можно указать как внутренние факторы, так и внешние) для личностного роста человека. Обсудить в группе, какие качества личности, необходимые для ее развития повторяются чаще всего. Предложить кому-нибудь из старшеклассников выйти к доске и написать секрет формулы личностного роста. Обсудить мотивы выбора. Подвести анализ…личностный рост-это….
Выводы с приемами метафор «Секрет личностного роста».
Представь, что ты видишь маленький росток дерева, по которому сложно определить, какие плоды на нем будут. Но когда дерево вырастет, это станет понятно. Многие выдающиеся люди в молодости тоже не знали, кем они станут и чего добьются. Но объединяло их одно - они прикладывали усилия для своего постоянного развития.
Жизнь каждого человека состоит из четырех сфер:
- физической - это наше здоровье;
- социальной - отношения с окружающими;
- интеллектуальной - образование, навыки;
- и духовной - это наш внутренний мир, жизненные ценности.
Это как 4 колеса у автомобиля. Если какое-то колесо неисправно, то машина не сможет нормально ехать.
Развитие в четырех сферах является ключом к твоим победам и реализации твоего потенциала.
Упражнение «Эффективное взаимодействие».
(Вербальный вариант)
Инструкция: Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо предмет - книгу, часы, тетрадь и т.д. Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнёра отдать ему этот предмет. Для этого необходимо привести ряд аргументов, заключающихся в связи данного предмета и его помощью для личностного роста партнера по команде. Можно также проявлять секреты обаяния. Первый участник может отдать этот предмет только тогда, когда захочет. Затем, участники меняются местами.
Притча «История одной гордой бритвы».
Предложить участникам тренинга расположиться поудобнее и просмотреть короткометражный ролик «История одной гордой бритвы» https://yandex.ru/video/preview/17047495329513462178
Обсуждение - Мораль притчи
Мораль притчи «Бритва» Леонардо да Винчи заключается в том, что печальная участь ожидает всякого, кто наделён талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию (выводы морали, связанные с личностным ростом кратко записываются ребятами на доске)
Упражнение «Отдых на море».
Включить спокойную расслабляющую музыку https://sherri92.oceansaver.in/pacific/?zhqUuwDi5vcwScYeEud9lwr
«Займите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».
На этом наш тренинг подходит к концу, но… не ваш личностный рост! Всего вам доброго!