Формирование читательской грамотности на уроках английского языка:
Суть процесса обучения чтению
- правильно определить для себя цель, с которой требуется прочитать текст на иностранном языке;
- сделать подборку интересных текстов, актуальных, современных текстов для детей;
- выбрать вид чтения и адекватные приемы, которые помогут понять читаемый текст;
- распорядиться извлеченной из текста информацией в соответствии с целью, которая была поставлена перед чтением.
На любом уроке мы работаем с различной информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.
И для того, чтобы сформировать данную грамотность учитель должен построить свое занятие таким образом, чтобы работа с текстом представляла собой не просто группу вопросов, но и заданий разного уровня сложности, применяя при этом дифференцированный подход к отбору материала. А теперь рассмотрим подборку материала на практике.
Понимание текста - это один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник.
В 21 веке - веке цифровых технологий - проблема понимания текстов особенно актуальна, так как все мы находимся в мире переизбытка информации, которую важно не только выбрать, но и переработать, сделать простой и доступной для понимания. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, содержащиеся в том или ином информационном тексте, важно обращаться к разным источникам информации. А художественные тексты - лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, аудиосообщения - словом, любой источник, который можно и нужно правильно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность в образовательном учреждении.
Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность - это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности
На предтекстовом этапе мной применяются следующие приемы работы с текстом:
«Ассоциации и предположения». В начале урока обучающимся предлагается определить по заголовку текста, а также по его рисункам или иллюстрациям, сопровождающим текст, к какому типу этот текст относится, о чем или о ком может идти в нем речь.
Задание 1.
1. Демонстрируются фотографии, изображающие знаменитых людей.
- Что вам известно о вам известно об этих людях?
- Какие профессий у этих людей
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
2. «Puzzle». Показываю перед учениками три разных текста в виде диалога, сообщения из смс и статьи или информация из графика, главное, чтобы текст был актуальным и интересным для учеников. Текст не должен линейным, сплошным.
Задание 2. Посмотрите на тексты. В какой форме они представлены? С каким из текстов подходит к теме урока.
Во время чтения учебного текста обучающимся предлагается поставить на полях различные заметки, в зависимости от того соответствует ли информация, которую прочитали обучающиеся тому, что они знают, является ли она новой, либо противоречащей тому, что они знали, непонятной для них и они хотели бы получить более подробную информацию
Задание 3. «Выберите заголовок». Прочитайте информацию и выберите заголовок, который подойдет ко всем трем текстам. Аргументируйте свой выбор.
- «Talented people»
- «Outstanding people of Russia»
- «Fame and glory»
- «A way to success»
Задание 4. «Альтернативный выбор» (true/false; not stated). Прочитайте текст еще раз и отметьте верные утверждения
- To succeed you don't have to know human nature.
- To be successful you should work hard.
- You should develop your skills if you want to be successful.
- You don't have to practice more if you want to be successful.
- You want to be famous you should show your talent.
- It is impossible to be become famous by helping people.
Задание 5. «Краткие / развернутые ответы».
Используя текст, заполните таблицу. Какими качествами должен обладать
На послетекстовом этапе осуществляется контроль понимания содержания и дается его интерпритация. Использование представленных ниже приемов позволяет формировать языковую компетенцию обучающихся и способствует их интеллектуальному развитию.
Задание 6. «Вывод, итог» Вопросы, предусматривающие краткие / развернутые ответы (questions and answers). Предложите свою формулу успеха и популярности.
Если вы хотите быть популярным, или известным человеком, то…..
При выборе текста для работы на уроке важно, чтобы информационный блок выбранного отрывка соответствовал возрастным особенностям ученика. Задания следует распределять таким образом, чтобы они затрагивали эмоциональную сферу ребенка, могли вызвать интерес, любопытство и желание узнать по этой теме, вопросу что-то больше. Желательно, чтобы выбранный для анализа и работы текст соответствовал читательским и жизненным интересам школьников.
Применяя на всех уроках технологию продуктивного чтения, можно способствовать повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Не стоит забывать, что для успешного будущего каждый учащийся сегодня должен полностью овладеть всеми компонентами функциональной грамотности, основа которой заложена в развитии читательской грамотности и компетенции.
Литература
- Евстигнеева О.А. Формирование читательской грамотности на уроках английского языка. https://infourok.ru/statya-formirovanie-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-anglijskogoyazyka-5687997.html
- Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012 - №6.
- Морозова Л.Ю. Работа с учебными текстами на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы // Школьная педагогика. - 2015. - №1. - С.31-34.
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н.Н.Сметанникова. - М.:Баласс, 2011.