Математика. 1-й класс. Тема: "Многоугольники"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: многоугольники


Класс: 1.

Цели:

  • создать условия для ознакомления с различными многоугольниками; повторение состава чисел 2-5; формирования умений сравнивать числа и числовые выражения;
  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность;
  • воспитывать аккуратность в тетрадях, дисциплинированность.

Планируемые результаты (предметные):

  • уметь различать виды многоугольников;
  • чертить с помощью линейки геометрические фигуры.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения;
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии;
  • Личностные:оценивают усваиваемое содержание

Тип урока: освоение нового материала.

Средства обучения: презентация, учебник «Математика» М.Моро, геометрические фигуры, печатная тетрадь.

Ход урока

1. Организационный этап

Чтоб водить корабли,
Чтобы лётчиком стать,
Нужно, прежде всего,
Математику знать.

А поможет нам в этом сказка.

- Нас сегодня ждёт путешествие в сказку: «Гуси-лебеди». Но сказка наша будет не простая, а математическая. Вы, конечно, помните главных героев, что с ними произошло? /ответы детей/ Мы будем помогать сестрице, искать своего братца.

2. Актуализация знаний (устный счет)

- Но прежде чем отправиться в сказку давайте возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге:

1) Игра «Назови соседа» (состав чисел 2-5)

- Зачем надо знать состав числа? (Чтобы решать примеры) (слайд 2)

2) Игра «Я загадала число»

- Я загадала число, прибавила к нему 1, получила 4. Какое число я загадала?

- Я загадала число, прибавила к нему 2, получила 5. Какое число я загадала?

Звучит голос кукушки (Слайд 1) Ребята, ну вот мы и попали в сказку.

(Слайд 3) Жили-были мужик да баба. Была у них дочка, да сынок маленький. Раз уехали мужик и баба в город. А девочке строго настрого наказали следить за братцем. Сестрица посадила брата под окошком, а сама загулялася, заигралася.

(Слайд 4) Налетели Гуси-лебеди и унесли братца. Бросилась девочка догонять их. Ребята мы с вами поможем девочке? Бежит девочка и видит печку (Слайд 5). Обращается она к печке.

Девочка: Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

А печка ей отвечает: «Скажу, если выполнишь мои задания».

3. Знакомство с многоугольниками (создание проблемной ситуации)

Работа в группе.

- Ребята, печка напекла пирогов разной формы. Посмотрите, в конверты.

1) В конвертах расположены вырезанные из бумаги геометрические фигуры.

- Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям. (работа у доски 2 человека с геометрическим материалом)

В результате на доске появляются 2 большие группы:

  • Треугольники
  • Четырёхугольники

- По какому признаку вы объединили фигуры в группы? (По количеству углов.)

- Как бы вы назвали фигуры первой группы? (Треугольники.)

- Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.) Сравнить с работой у доски.

- Как бы вы назвали оставшиеся фигуры? (Пятиугольник, так как фигура имеет 5 углов, шестиугольник - имеет 6 углов.) (слайд 8)

3) Создание проблемной ситуации и Сообщение темы урока. (Слайд 9)

- Ребята, печка спрашивает, а как можно назвать все фигуры которые у нас на доске расположены? (Все фигуры можно назвать многоугольники)

- Ребята, а как будет звучать тема нашего урока? (Многоугольники)

- Какая цель урока?

Далее учитель сообщает, что и треугольники, и четырёхугольники, и пятиугольники, и шестиугольники - это многоугольники или геометрические фигуры.

Печка: Молодцы, ребята, справились с моим заданием. Бегите по дорожке-ломаной линии состоящей из 3 звеньев (Слайд 10)

- Ребята, какая дорожка будет являться ломаной-1, 2 или 3? (2 - ломаная линия).

- Правильно, скорее, в путь!

Бежит девочка по дорожке и видит, стоит яблонька. Вдруг подул сильный ветер.

4. Физкультминутка

(Слайд 11)

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Яблонька всё выше, выше.

5. Формирование умения различать многоугольники

Девочка: Яблонька-Яблонька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

А яблонька ей отвечает: «Скажу, если мои задания выполнишь»

1) Работа с учебником.

Яблонька: Рассмотрите многоугольники, изображённые на полях (с. 50). (слайд 12)

- Найдите такой же многоугольник на доске.

- Назовите каждый многоугольник.

- Покажите в нём углы, стороны, вершины.

Прежде чем учащиеся покажут углы, стороны и вершины многоугольников, учитель должен предварительно проделать аналогичную работу с одной из фигур на доске.

Яблонька: Молодцы, справились с моим заданием. Гуси-лебеди полетели в сторону реки, поспешите за ними.

(Слайд 13) Подбежала девочка к реке и говорит: Речка, речка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

Речка: Скажу, если моё задание выполнишь. Начерти мне многоугольник в тетради.

Самостоятельная работа учащихся в тетради.

Проверка. Какие многоугольники получились? Почему так называются? Можем ли мы сказать, что вы начертили ломаные линии? Какие это ломаные? (замкнутые)

6. Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5
Будем прыгать и скакать,
Остановка - стоп, стоп,
А глазами - хлоп, хлоп.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Подтянулись, потянулись,
Сели тихо, улыбнулись.

Беги по дорожке, говорит речка. (слайд 14)

Слайд (15) - Побежала девочка дальше, а дорожки до леса нет. Ребята, давайте нарисуем эту дорожку.

(слайд 16) На парте у вас листочки. Найдите красную точку, начинаем работать с неё.

7. Графический диктант

1 клеточка вверх, 3 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 3 клеточки вправо, 1 клеточка вверх, 3 клеточки вправо… продолжите дорожку самостоятельно.

Проверка фронтально выполненной работы.

(Слайд 17) Увидела девочка избушку Бабы-Яги. В избушке Яга сидит, кудель прядёт, а рядом братец серебряными яблочками играет.

Девочка: «Баба-Яга, отдай мне братца».

Баба-яга отвечает: «Отдам, тебе мальчонку, если покажешь мне, что научилась различать многоугольники».

8. Самостоятельная работа печатная тетрадь стр.20 (№3)

(слайд 18)

Учащиеся раскрашивают фигуры разными цветами.

Проверка в парах.

9. Формирование умения сравнивать числа и числовые выражения

Девочка: Я выполнила твоё задание, теперь отдашь мне брата?

Баба-Яга: А я передумала! Выполни-ка ты ещё одну мою задачку - сравни числа.

(слайд 19) Работа ведётся в тетради на печатной основе с. 20, задание 5. Проверка с доски (выставляют по одному выражению на магнитной доске).

Баба-Яга: Забирай братца. Да, гляди не забудь, что сегодня на уроке изучала!

Девочка: Спасибо! И дети побежали домой.(слайд 20)

10. Итог урока

Ребята, наше путешествие по сказке подходит к концу. Во время этого путешествия вы узнали о фигурах. О каких фигурах мы говорили? Как назвать все фигуры общим словом? (Многоугольники, геометрические фигуры) (слайд 21)

Учитель показывает пятиугольник.

- Как ещё можно назвать эту фигуру? Как вы это узнали? (По количеству углов)

Затем учитель показывает поочерёдно на квадрат и прямоугольник.

- Как по-разному можно назвать эту фигуру? (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат)

- А где можем мы увидеть эти геометрические фигуры вокруг себя в жизни?

Плакат: ёлка - треугольник, высотный дом, телефон, телевизор - прямоугольник,

  • Что нового открыли для себя на уроке?
  • Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
  • Научились различать многоугольники?
  • За что вы можете себя похвалить?