Класс: 1.
Цели:
- создать условия для ознакомления с различными многоугольниками; повторение состава чисел 2-5; формирования умений сравнивать числа и числовые выражения;
- развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность;
- воспитывать аккуратность в тетрадях, дисциплинированность.
Планируемые результаты (предметные):
- уметь различать виды многоугольников;
- чертить с помощью линейки геометрические фигуры.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения;
- Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии;
- Личностные:оценивают усваиваемое содержание
Тип урока: освоение нового материала.
Средства обучения: презентация, учебник «Математика» М.Моро, геометрические фигуры, печатная тетрадь.
Ход урока
1. Организационный этап
Чтоб водить корабли,
Чтобы лётчиком стать,
Нужно, прежде всего,
Математику знать.
А поможет нам в этом сказка.
- Нас сегодня ждёт путешествие в сказку: «Гуси-лебеди». Но сказка наша будет не простая, а математическая. Вы, конечно, помните главных героев, что с ними произошло? /ответы детей/ Мы будем помогать сестрице, искать своего братца.2. Актуализация знаний (устный счет)
- Но прежде чем отправиться в сказку давайте возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге:
1) Игра «Назови соседа» (состав чисел 2-5)
- Зачем надо знать состав числа? (Чтобы решать примеры) (слайд 2)
2) Игра «Я загадала число»
- Я загадала число, прибавила к нему 1, получила 4. Какое число я загадала?
- Я загадала число, прибавила к нему 2, получила 5. Какое число я загадала?
Звучит голос кукушки (Слайд 1) Ребята, ну вот мы и попали в сказку.
(Слайд 3) Жили-были мужик да баба. Была у них дочка, да сынок маленький. Раз уехали мужик и баба в город. А девочке строго настрого наказали следить за братцем. Сестрица посадила брата под окошком, а сама загулялася, заигралася.
(Слайд 4) Налетели Гуси-лебеди и унесли братца. Бросилась девочка догонять их. Ребята мы с вами поможем девочке? Бежит девочка и видит печку (Слайд 5). Обращается она к печке.
Девочка: Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
А печка ей отвечает: «Скажу, если выполнишь мои задания».
3. Знакомство с многоугольниками (создание проблемной ситуации)
Работа в группе.
- Ребята, печка напекла пирогов разной формы. Посмотрите, в конверты.
1) В конвертах расположены вырезанные из бумаги геометрические фигуры.
- Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям. (работа у доски 2 человека с геометрическим материалом)
В результате на доске появляются 2 большие группы:
- Треугольники
- Четырёхугольники
- По какому признаку вы объединили фигуры в группы? (По количеству углов.)
- Как бы вы назвали фигуры первой группы? (Треугольники.)
- Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.) Сравнить с работой у доски.
- Как бы вы назвали оставшиеся фигуры? (Пятиугольник, так как фигура имеет 5 углов, шестиугольник - имеет 6 углов.) (слайд 8)
3) Создание проблемной ситуации и Сообщение темы урока. (Слайд 9)
- Ребята, печка спрашивает, а как можно назвать все фигуры которые у нас на доске расположены? (Все фигуры можно назвать многоугольники)
- Ребята, а как будет звучать тема нашего урока? (Многоугольники)
- Какая цель урока?
Далее учитель сообщает, что и треугольники, и четырёхугольники, и пятиугольники, и шестиугольники - это многоугольники или геометрические фигуры.
Печка: Молодцы, ребята, справились с моим заданием. Бегите по дорожке-ломаной линии состоящей из 3 звеньев (Слайд 10)
- Ребята, какая дорожка будет являться ломаной-1, 2 или 3? (2 - ломаная линия).
- Правильно, скорее, в путь!
Бежит девочка по дорожке и видит, стоит яблонька. Вдруг подул сильный ветер.
4. Физкультминутка
(Слайд 11)
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Яблонька всё выше, выше.
5. Формирование умения различать многоугольники
Девочка: Яблонька-Яблонька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
А яблонька ей отвечает: «Скажу, если мои задания выполнишь»
1) Работа с учебником.
Яблонька: Рассмотрите многоугольники, изображённые на полях (с. 50). (слайд 12)
- Найдите такой же многоугольник на доске.
- Назовите каждый многоугольник.
- Покажите в нём углы, стороны, вершины.
Прежде чем учащиеся покажут углы, стороны и вершины многоугольников, учитель должен предварительно проделать аналогичную работу с одной из фигур на доске.
Яблонька: Молодцы, справились с моим заданием. Гуси-лебеди полетели в сторону реки, поспешите за ними.
(Слайд 13) Подбежала девочка к реке и говорит: Речка, речка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
Речка: Скажу, если моё задание выполнишь. Начерти мне многоугольник в тетради.
Самостоятельная работа учащихся в тетради.
Проверка. Какие многоугольники получились? Почему так называются? Можем ли мы сказать, что вы начертили ломаные линии? Какие это ломаные? (замкнутые)
6. Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5
Будем прыгать и скакать,
Остановка - стоп, стоп,
А глазами - хлоп, хлоп.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Подтянулись, потянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
Беги по дорожке, говорит речка. (слайд 14)
Слайд (15) - Побежала девочка дальше, а дорожки до леса нет. Ребята, давайте нарисуем эту дорожку.
(слайд 16) На парте у вас листочки. Найдите красную точку, начинаем работать с неё.
7. Графический диктант
1 клеточка вверх, 3 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 3 клеточки вправо, 1 клеточка вверх, 3 клеточки вправо… продолжите дорожку самостоятельно.
Проверка фронтально выполненной работы.
(Слайд 17) Увидела девочка избушку Бабы-Яги. В избушке Яга сидит, кудель прядёт, а рядом братец серебряными яблочками играет.
Девочка: «Баба-Яга, отдай мне братца».
Баба-яга отвечает: «Отдам, тебе мальчонку, если покажешь мне, что научилась различать многоугольники».
8. Самостоятельная работа печатная тетрадь стр.20 (№3)
(слайд 18)
Учащиеся раскрашивают фигуры разными цветами.
Проверка в парах.
9. Формирование умения сравнивать числа и числовые выражения
Девочка: Я выполнила твоё задание, теперь отдашь мне брата?
Баба-Яга: А я передумала! Выполни-ка ты ещё одну мою задачку - сравни числа.
(слайд 19) Работа ведётся в тетради на печатной основе с. 20, задание 5. Проверка с доски (выставляют по одному выражению на магнитной доске).
Баба-Яга: Забирай братца. Да, гляди не забудь, что сегодня на уроке изучала!
Девочка: Спасибо! И дети побежали домой.(слайд 20)
10. Итог урока
Ребята, наше путешествие по сказке подходит к концу. Во время этого путешествия вы узнали о фигурах. О каких фигурах мы говорили? Как назвать все фигуры общим словом? (Многоугольники, геометрические фигуры) (слайд 21)
Учитель показывает пятиугольник.
- Как ещё можно назвать эту фигуру? Как вы это узнали? (По количеству углов)
Затем учитель показывает поочерёдно на квадрат и прямоугольник.
- Как по-разному можно назвать эту фигуру? (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат)
- А где можем мы увидеть эти геометрические фигуры вокруг себя в жизни?
Плакат: ёлка - треугольник, высотный дом, телефон, телевизор - прямоугольник,
- Что нового открыли для себя на уроке?
- Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
- Научились различать многоугольники?
- За что вы можете себя похвалить?