Обучение выразительному чтению текста вслух в формате ЕГЭ на английском языке

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, Подготовка к ЕГЭ по английскому языку


Научить читать вслух - одна из главных целей при подготовке к ЕГЭ. В статье мы рассмотрим некоторые способы формирования фонетических и интонационных навыков учащихся 10-11 классов для успешного выполнения задания 1 (чтение текста вслух).

Целью статьи является анализ эффективных приёмов подготовки к чтению вслух на экзамене по английскому языку (ЕГЭ) на основе аутентичных текстов с аудиоприложениями.

Проблема обучения чтению вслух на английском языке является актуальной, так как наблюдается недостаточный уровень развития навыков у школьников. Одной из причин этого может быть небольшое количество аутентичных текстов и упражнений для каждого этапа обучения чтению вслух в школьных учебниках.

Главная цель обучения чтению вслух: создание условий для формирования коммуникативной компетентности в реальной ситуации развития навыков чтения вслух на аутентичных источниках информации.

При обучении чтению мы учитываем кодификатор, где указывается, что проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования включают в себя способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; умению ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов, давать оценку новым ситуациям, на что мы и будем опираться при обучении чтению вслух, работая над расширением информационного пространства и кругозора выпускников школы.

Работа с информацией предполагает умение владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления.

По нашему мнению источниками аутентичной информации для формирования навыков чтения и аудирования могут служить журнал «National Geographic», который специализируется на статьях о географии, природе, истории, науке и культуре.

Подкасты разнообразных жанров на различные темы на английском языке с бесплатными текстами аудиозаписей и упражнениями «6 Minute English BBC Radio» удобно использовать в ежедневной практике языка.

«Deep English», где каждый подкаст представлен в трёх скоростях, в зависимости от уровня владения языком, является отличным выбором для развития языковых навыков.

Подкаст «Modern Love» создан издательством «The New York Times». Каждую неделю актеры читают короткие эссе из NYT. Основные темы: отношения, психология, общество.

Программы «Discovery» от BBC про науку и открытия подойдут для продвинутых пользователей, которые интересуются технологиями.

В бесплатных материалах «Learn English Podcast» от British Council с аудио, текстами и упражнениями все распределено по темам и уровням. На мой взгляд, это больше всего подойдет начинающим обучающимся, у кого средний уровень, поскольку речь отработанная, не спонтанная, что упрощает задачу восприятия.

Таким образом, работая над развитием техники чтения вслух, необходимо учить выбирать и использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Материалы должны включать в себя аудиоматериалы с текстами, которые содержатся в перечисленных выше источниках.

Бесспорно, что важной задачей в процессе обучения чтению является не только правильно подобрать тексты, но и использовать эффективные методы развития навыков чтения вслух.

К одному из самых эффективных приёмов подготовки к чтению вслух на экзамене по английскому языку (ЕГЭ) на основе аутентичных текстов относится одновременное чтение текста и прослушивание аудиозаписи. В процессе одновременного чтения текста и прослушивания аудиозаписи происходит совершенствование слуховой и зрительной памяти, восприятие текста становится более глубоким, к пониманию смысла и визуализации добавляется звуковое сопровождение.

Первый этап - это прослушивание аудио, которое готовит к последующим упражнениям. Основная цель прослушивания - получить максимум информации из аудио источника и, по возможности, понять и запомнить основное содержание аудиоинформации, представляя её в виде визуальных образов того, о чём говорит диктор. Подбор изображений к тексту аудио должен происходить на основе значимых словосочетаний и предложений.

Второй этап - это прослушивание фрагмента аудио с одновременным проговариванием и прочитыванием его вслед за диктором (с отставанием в 0,5-1,5 секунды), пока вы не достигнете лёгкости и не сможете читать с той же скоростью, с какой говорит диктор, так как к этому моменту вы будете знать фрагмент наизусть.

Третий этап - это прослушивание выученного фрагмента аудио с одновременным прочитыванием глазами по тексту и его проговариванием вслед за диктором (с отставанием в 0,5-1,5 секунды).

Четвертый этап - это повторение за диктором в паузе с разделением текста на смысловые группы (отрезки) и чтение их с правильной интонацией.

Пятый этап - это ознакомление со смыслом текста: самостоятельный перевод аудио или текста, чтение перевода и/или выяснение значения отдельных слов текста. На следующих этапах можно проговаривать вслух фрагменты аудио курса по памяти.

В результате выполненных упражнений ученики смогут читать тексты аудио приложений вслух текст без одновременного прослушивания и успешно подготовятся к экзамену.

Данные приёмы подготовки к чтению текста вслух устной части ЕГЭ по английскому языку будут полезны как выпускникам, так и педагогам, которые готовят выпускников 11 классов к ЕГЭ. Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся и, выполняя различные функции, служит для практического овладения иностранным языком, являясь средством изучения языка, межкультурного общения, информационной-образовательной деятельности и средством самообразования, способствуя развитию коммуникативной компетенции учащихся. Развитие техники чтения вслух с помощью аудио приложений и текстов на основе аутентичных источников информации предоставляет широкие возможности для школьников успешно развиваться в обществе.

Список литературы

  1. Азаренкова Н.Н., Ремизова Л.П. «Вводно-фонетический курс по английскому языку» Учебное пособие по практической фонетике английского языка для студентов 1 курса отделения английского языка. Министерство образования Российской Федерации, Комсомольск-на-Амуре. Государственный педагогический университет. Комсомольск-на-Амуре, Изд-во «КГПУ» 2000.
  2. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Нечаева Е.Н. «ЕГЭ. Английский язык. Модульный курс. Практикум и диагностика» Москва, Просвещение, 2017.
  3. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. «ЕГЭ 2017. Иностранный язык. Методические рекомендации» Москва, ФИПИ, 2017.
  4. Мишин А.В. «Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть». Учебное пособие для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. Москва, «Просвещение» 2015.
  5. Сидорова О.Г., Галицына Е.Г. «Английский язык: литературное чтение» Учебно-методическое пособие. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Изд-во «Урал» 2022.