Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание чередующихся гласных а–о в корнях -лаг-, -лож-; -раст-, -ращ, -рос-» в 5-м классе

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: Чередующиеся гласные АО в корне


Цель урока: повторить и закрепить информацию о правописании корней с чередованием гласных, отработать и закрепить навыки правописания гласных в корнях с чередованием.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать, при каких условиях в перечисленных корнях пишутся гласные а/о;
  • уметь производить анализ текста;
  • уметь понимать текст, а также уметь выбирать данные корни с чередующимися гласными;

Универсальные учебные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • действовать по образцу;
  • воспроизведение по памяти правил;
  • анализ и сопоставление информации;
  • формирование социально-ценностных личностных и нравственных качеств: уважение к результатам труда, любознательность.

Задачи урока:

  • расширение знаний о строении слова, корне и чередовании;
  • формирование навыка анализа языкового явления;
  • умение работать с алгоритмом;
  • формирование навыков читательской грамотности.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: раздаточный материал, проектор, рабочая тетрадь.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный этап

Учитель организует работу детей, создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, готовят рабочие места, настраиваются на урок.

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со всеми участниками учебного процесса.

2. Актуализация знаний

Проводит анализ домашнего задания, совместно с учащимися составляет алгоритм работы с правилом.

Анализируют задание, делают выводы об усвоении нового материала на прошлом уроке. Участвуют в составлении алгоритма.

Выполнение инструкции, несложных алгоритмов при решении учебных задач; саморегуляция; уважительное отношение к мнению других участников учебного процесса; формирование лингвистической компетенции.

3.Постановка проблемы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Организует работу учащихся по постановке темы, цели урока.

Беседа, отвечают на вопросы
полным и развернутым ответом. Поиск путей решения проблемы.

Коммуникативные навыки; формирование лингвистической компетенции.

4. Работа по теме урока

Организует работу с текстами, направляет учащихся

Осуществляют работу с текстами, проверяя результаты своей деятельности по образцам.

Выполнение действий согласно инструкции.
Осуществление поиска необходимой информации, осуществление сравнительного анализа текстов; формулирование мысли.
Участие в творческой деятельности. Коммуникативные навыки. Воспроизведение по памяти информации.
Умение осуществлять самопроверку, сопоставлять с эталоном.

5. Рефлексия

Акцентирует внимание на конечном результате.
- Какую цель поставили в начале урока? Достигли её?
Просит поделиться мыслями:
1. Сегодня я понял(а), что…
2. Самым интересным для меня было…..
3. Мне бы хотелось…

Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности и оценивают личный вклад в совместную деятельность, а также количество накопленного за урок опыта.

Умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Познавательные:
- контроль
- самооценка
- обобщение.

6. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Составить диктант на изучаемые орфограммы (16 словосочетаний).

Записывают заметки по домашнему заданию, задают уточняющие вопросы.

Умение концентрировать внимание на информации, оценивать и анализировать её.

Материалы для работы на уроке

I. Домашнее задание (проверка)

Выписать номера тех с/с, где в корнях птшется гласная А.

  1. буйная р…стительность;
  2. тонкий р…сток;
  3. еду в Р…стов;
  4. выр…щенный куст;
  5. быстро разр…слись;
  6. изл…гать мысли;
  7. цифровое прил…жение;
  8. плотный пол…г;
  9. разл…жить на множители.

2. Составление алгоритма работы с правилом

  1. Если в тексте есть слово с частью -ЛАГ-, -ЛОЖ-, -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, убедись, что это корни слова.
  2. Вспомни, при каких условиях пишутся гласные А/О в корнях:

ПРАВОПИСАНИЕ ЗАВИСИТ ОТ СОГЛАСНОЙ БУКВЫ В КОНЦЕ КОРНЯ

3. Ответь на вопрос, является ли это слово исключением из правила?

II. Работа со словом распределите словосочетания по столбикам с гласной А и О

Отр…сль производства, молодая пор…сль, подр…стковый период, разр…слись во дворе, умный Р…стислав, высокие зар…сли, процесс разл…жжения, выйти из пол…жжения, изл…гать решение, писать изл…жжение, прил…гать документы.

III. Работа с текстом

Установите последовательность предложений, выписав номера предложений. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание. Определите основную тему получившегося текста.

1) Пол…жение их было незавидным. 2) Никто из ребят не обратил внимание на то, что выр…щенные заботливыми жителями деревья надежно скрывали их родной поселок и дорожку, которая пор…сла травами. 3) Друзья не сразу заметили, что ушли в другую сторону. 4) А на поля, лес, реку уже тихо опускалась темным пол…гом ночь. 5) Однажды друзья Николай и Р…стислав решили немного побыть путешественниками. 6) Мальчишки долго шли по зар…слям лебеды и чертополоха в сторону заброшенной деревеньки.

IV. Работа по составлению предложений

С четырьмя любыми словами (2 лаг/лож, 2 раст/рос/ращ) составьте и запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.

Выр…сли, р…стительный, выр…щенный, водор…сли, зар…сли, разр…статься, прор…сти, р…стение, пор…сль, выр…с, р…стовщик, отр…сль, отл…жить, изл…жение, пол…гать, отл…жной, прил…гать, вл…житься, ул…жить, выр…щенный.

V. Проведение рефлексии

Каждый обдумывает результат своей работы на уроке.

VI. Комментирование домашнего задания