У меня несколько высших образований:
- Психология
- География
Интересно совмещать два направления на уроках и внеурочной деятельности. Таким образом, мне было важно интегрировать свой опыт, и я обобщаю его в данной статье.
На какой результат ориентироваться на уроках географии в 10-м или 11-м классе, если ученики не планируют сдавать ЕГЭ? Этот вопрос очень актуален для каждого учителя, работающего в профильных классах. Но сегодня, с внедрением ФГОС, ФООП каждый учитель по-новому ставит перед собой этот вопрос.
Три основные группы результатов, на которые опирается учитель: предметные, метапредметные, личностные.
Предметные.
- усвоение алгоритма создания тезисного плана, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, поиск путей решения проблемы, работа с текстом.
Регулятивные:
- планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями. Познавательные: классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам. Учебно-информационные: поиск и отбор информации из разных источников, работа с текстом.
Коммуникативные:
- умение вести диалог, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
- формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру, развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.
Обучение по ФГОС,ФООП требует от учителя особой подготовки и новый подход к результатам обученности. Часов по предмету география мало, а в тоже время необходимо подготовить учащихся к итоговым работам по курсу и к осознанию важности предмета в жизни.
На своих уроках я стараюсь создать условия для развития личности учащихся, обеспечить адаптацию к новым социально-экономическим условиям, активизировать познавательную деятельность учащихся, учитывая индивидуальные особенности. Поэтому работу с учащимися 10 класса я выстроила в двух направлениях:
1. Первое направление. Выделение в начале учебного года временных типологических групп
- группа учащихся с высоким уровнем обученности (устойчивый интерес к предмету географии);
- группа со средним уровнем обученности (неустойчивый интерес к предмету);
- группа учащихся с низким уровнем обученности (нет интереса к предмету).
На основе учета показателей обученности мною были разработаны и составлены системы заданий, которые применяются на уроках.
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Задания межпредметного характера, проблемные задания. |
Проблемные задания. |
Репродуктивные задания. |
Добровольные задания, использование планов, конспектов, памяток; выполнение заданий без помощи учителя. Со стороны учителя - отслеживание результатов. |
Задания в занимательной форме. |
Задания на воспроизведение материала. |
Пример заданий по темам: «Географическое положение и природноресурсный потенциал Восточной Азии», «Япония», страны Юго-Западной Азии.
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
Тема «Географическое положение и потенциал Восточной Азии». Какие страны выделяются в регионе по всем показателям? Составить образ стран первого поколения. Объяснить причины столь успешного развития именно этих стран. |
Составьте схему: полезное ископаемое - страна - специализация. |
Заполнить таблицу, характеризующую обеспеченность Восточной Азии минеральными ресурсами по форме: страны богатые разнообразными видами минерального сырья; страны богатые 1-2 видами сырья; страны бедные природными ресурсами. |
|
Тема «Япония». Постройте столбчатую диаграмму «Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией», сделать анализ. |
Составить картосхему: Внешние связи Японии. |
Перечислить основных поставщиков сырья и топлива в Японию. |
|
Тема «Страны Юго-Западной Азии».
|
Выделить на карте направления основных нефтепроводов. |
Найти на карте и перечислить поставщиков сырья. |
|
Представьте, что вы посетили один из городов ОАЭ, опишите его.( как пример) |
Какие черты населения свидетельствуют о высоком уровне его экономического развития? |
Перечислите города - миллионеры. |
Задания отмечены значками, учащиеся выбирают сами.
Как удержать интерес и как заинтересовать далее учащихся? Большинству учащихся географию при поступлении в ВУЗы не сдавать, поэтому ученики не пытаются выполнить более сложные задания. Я попробовала найти ответ, связав предмет с развитием творческого потенциала, с развитием творческой личности.
2. Второе направление: активная позиция ученика
Ученик должен понимать, что за него никто не будет думать, он сам должен ориентироваться в современном мире. Проблемный подход, часто используемый на уроках географии интересен, но сложен и требует сил, дополнительных знаний, сформированных навыков. Поэтому другим условием осуществления стал индивидуальный подход: к учащимся из 3 группы (низкий уровень обученности) и к учащимся 2 группы (средний уровень обученности).
Моя тема самообразования: «Выявление, развитие личностных факторов учащихся и реализация творческого потенциала на уроках географии и экономики в рамках учебной программы».
Тема исследовательская, и я стала собирать материала для анализа результатов. Было проведено небольшое обследование учащихся из 2 и 3 групп, с использованием методики «Самоопределение предпочтительных видов деятельности».
Цель: Выявить наличие у ребят определенных качеств личности - оригинальность, богатство фантазии, стремление к изобретательности. Учащиеся из двух групп показали средние и низкие результаты. Возможно, это мешает развитию творческих способностей, следовательно, угасает интерес к предметам. На уроках географии попробовала объединить 2 и 3 группы учащихся и стала выделять учащимся специальные задания (обязательные) в занимательной форме.
Через несколько месяцев было проведено еще одно обследование учащихся, использована методика «Краткий тест творческого мышления Торренса».
Цель: Выявить проявления креативности в показателях беглости, гибкости мышления, оригинальности, разработанности. Данные являются показателями творчества обучающихся. Большинство учащихся показали средние и высокие результаты. У обучающихся появились такие личностные характеристики как готовность к росту, готовность трудиться, готовность к преодолению препятствий. Можно предположить, что использование обязательных творческих заданий для 2 и 3 групп учащихся формирует познавательный интерес к предмету, следовательно, формирует положительную мотивацию на уроках географии, следовательно, формирует творческую личность, способную ориентироваться в сложном мире информации, что приведет к высоким результатам.
Пример обязательных, дополнительных заданий для учащихся 2, 3 групп.
Тема |
Задания (в классе или домашнее) |
Мировые природные ресурсы |
Почему решение экологических проблем требует участия всего мирового сообщества?
|
География населения мира |
С чем связано широкое распространение английского и испанского языков?
|
Зарубежная Европа |
Почему Европа остается главным регионом международного туризма?
|
Зарубежная Азия |
Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» получил наиболее яркое выражение в Японии?
|
Развитию индивидуальных способностей и творческих возможностей способствуют метапредметные задачи. Поэтому большинство уроков в 10 классе носят междисциплинарный характер: Международная экономика. Абсолютные и сравнительные экономические преимущества стран Азии. Абсолютные и сравнительные экономические преимущества стран Латинской Америки. Китай в международных экономических отношениях (составление диаграмм, сравнение ВВП и ВНП по статистическим материалам). Кредитно - денежная политика государства. Банковская система стран. Измерение объема национального производства (сравнение показателей по статистическим материалам стран). Группы стран в мировом хозяйстве. Мировая валютная система. Модули урока разные, в зависимости от темы. Например:
- Изучение нового материала (эвристическая беседа: вопрос + совместное логическое рассуждение).
- Организация малых групп по уровню обученности, по интересам или по желанию.
- Работа в группах.
- Отчеты групп.
- Обобщение результатов.
- Контрольно-диагностический этап (бинарный тест).
Таким образом, в рамках системно-деятельностного подхода в обучении, с учетом требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в 10 классе на уроках географии проводится работа в двух направлениях: выделение временных типологических групп, индивидуальный подход к учащимся 2, 3 групп. Формы разнообразные:
- Составление учителем опорных конспектов для учащихся по новым темам (разноуровневые задания).
- Три уровня домашнего задания:
- обязательный минимум - абсолютно посильно и понятно всем учащимся;
- тренировочный - тем ученикам, которые желают знать предмет, легко осваивают новый материал;
- творческие задания - добровольные (например: составить кроссворд, определить дальнейшее возможное развитие страны или региона).
- Индивидуальные задания, выполненные с ИКТ.
- Использование дополнительных творческих заданий для учащихся 2, 3 групп.
- Разноуровневые практические задания.
- Работа в группах.
- Создание проектных работ по географии.
Согласовывая содержание, темп, ритм, формы обучения с возможностями учеников повышается результативность обучения, качество знаний. Учащиеся будут активно вовлечены в познавательный процесс и уроки географии будут одной из составляющей воспитания активной творческой личности, способной самостоятельно приумножать свою культуру.