Читательская грамотность выделяется как компонент функциональной грамотности. Актуальность работы в данном направлении определена тем, что на сегодняшний день обострилась проблема в области чтения, а именно, по мере обучения в школе сокращается время чтения, изменяются литературные вкусы обучающихся, сужается круг чтения и другое. Учитывая данные факторы педагогу иностранного языка необходимо организовать работу таким образом, чтобы она была направлена на привлечение обучающихся к чтению, формирование сознательного чтения, как факторов формирования читательской грамотности.
Читательская грамотность связана с достаточным уровнем развития навыков и умений понимать, анализировать, интерпретировать письменные тексты, чтобы достигать поставленные цели, расширять знания и иметь широкие возможности участвовать в социальной жизни. Она направлена на обучение детей работе с различными видами текста. Развитие читательской грамотности обучающихся является одним из направлений формирования метапредметных универсальных учебных действий. Развитие читательской грамотности, в том числе на уроках немецкого языка, является инструментом, прежде всего, познавательной деятельности учащихся, инструментом формирования различного рода компетенций, который применяется для того, чтобы на протяжении всей жизни после окончания школы человек мог использовать инструмент чтения для решения жизненных и профессиональных задач.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения читательской грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. На одном предмете школьной программы эту сложную задачу тоже не решить, нужна система, нужно использовать ее на всех предметах.
При обучении немецкому языку одним из основных видов деятельности является чтение, так как текст представляет собой основную языковую единицу содержания обучения иностранным языкам. Умения и навыки чтения при обучении детей немецкому языку играют важную роль в формировании читательской грамотности. Среди различных видов текстов, представленных в учебниках немецкого языка можно ярко выделить прагматические тексты, которые вызывают особый интерес при формировании читательской грамотности.
Прагматические тексты это материалы, которые содержат в себе практическую информацию. Такими текстами являются: объявления, афиши, вывески, схемы, таблицы, расписания, указатели и др. Тематика использования прагматических текстов авторским коллективом УМК достаточно разнообразна: «Расписание работы музея», «Объявление о карнавале для учащихся школы», «Расписание уроков на неделю немецкой девочки Эльке (6 класс)», «Расписание движения поездов на железнодорожном вокзале», схема «Система школьного образования в Германии» (8 класс), диаграмма «Требования работодателей к выпускникам школ» (9 класс), «Реклама интенсивного курса изучения иностранного языка» (10 класс) и другие.
Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках немецкого языка осуществляется через работу с определенными упражнениями. Выбор того или иного упражнения, а также построение структуры урока в зависимости от того, какой тип чтения тренируется зависит от учителя: индивидуальное чтение, общее чтение, аналитическое чтение, беглое чтение, чтение вслух или про себя и т.д.
При формировании читательской грамотности обучающихся на уроках немецкого языка особое внимание уделяется проведению коммуникативного чтения. В состав коммуникативного чтения вошли следующие виды чтения: чтение с полным пониманием содержания прочитанного текста, чтение с целью извлечения необходимой информации, чтение с общим, поверхностным охватом содержания текста.
Чтение с полным пониманием текста требует детального изучения текста или языковых моментов. При использовании данного вида текста от обучающихся требуется повышенная концентрация внимания на мелочах, имеющихся в содержании текста.
Чтение с целью извлечения информации не требует от обучающихся детального чтения текста, а предполагает отыскивания глазами нужной информации.
Чтение с общим охватом содержания текста требует от обучающихся умения понимать общее содержание прочитанного текста. То есть, из всего содержания текста, обучающийся должен определить и выбрать только самые важные моменты.
Итог работы с текстами по формированию читательской грамотности зависит от того, какую цель урока ставит перед собой учитель и какой тип чтения он тренирует на уроке: аналитический, чтение вслух или про себя, хоровое чтение, групповое чтение и т.д.. От типа чтение, выбранного учителем, зависит каким уровне читательской грамотности будет обладать обучающийся.
Следует отметить, что в рассматриваемых УМК предлагается комплексный характер работы над текстом. Учащихся вводят в тему при помощи проблемного предложения. Картинки помогают ввести учащихся в изучаемую тему до того, как они начинают работать с текстом. После интерпретации изображений учащиеся видят заголовок, который является мотивирующим предложением. Дети читают текст, затем проверяют понимание его содержания, соотносят предложения, которые можно взять для дальнейшего использования в речи. Далее обычно дается коммуникативная ситуация для обсуждения, дискуссии. Такой подход программы способствует комплексной тренировке всех умений.
Таким образом, анализ рассмотренных УМК показал, что использование различных приемов работы с текстом на занятиях по немецкому языку позволяет сформировать читательскую грамотность учащихся, развить их метапредметные умения, а также, что является немаловажным фактором в процессе обучения, повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и учебе в целом.