Цель: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- Повысить общую языковую культуру.
- Развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время.
- Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
Оборудование: задания для каждой параллели классов (1 класс - приложение 1, 2 класс - приложение 2, 3 класс - приложение 3, 4 класс - приложение 4).
План недели русского языка
Торжественная линейка открытия недели.
- Ребята, угадайте о чём идёт речь.
"Один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения" говорил В.Г.Белинский.
"….в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен", писал А.И.Куприн.
- Верно, это наш русский язык. Сегодня мы объявляем начало Недели русского языка в начальной школе. Каждый из вас может убедиться в достоверности этих высказываний о русском языке.
- Предлагаю ознакомиться с планом недели.
Каждому классу выдаётся утром задание в соответствии с темой дня. В конце уроков выполненное задание сдаётся организаторам. Один лист от одного класса.
Понедельник (1 день): "Слова, слова…"
Работа со словарными словами.
1 класс
Раскрась буквы обозначающие гласные звуки красным, мягкие согласные зелёным и твёрдые согласные синим цветом (приложение 5).
2 класс
На листе вставить пропущенные буквы в выданных листах. Составление ребусов со словарными словами (не менее 3-х от каждого класса) (приложение 6).
Пр_щай, с_нтябрь, р_дина, вет_рок, р_сунок, б_рёза, л_пата, д_рога, яг_да, м_лоток, л_гушка, _сина, сах_р, изв_ните, к_пуста, ж_лтый, п_суда, _ктябрь, _лф_вит, н_ябрь, _дежда.
3 класс
На листе вставить пропущенные буквы в выданных листах. Составление ребусов со словарными словами (не менее 3-х от каждого класса) (приложение 7).
Праз_ник, вмест_, _рех, _вёс, в_сток, з_ря, пш_ница, _льбом, п_года, п_недельник, р_кета, тракт_р, ч_рный, ч_тыре, в_семь, к_ртофель, п_мидор, к_мпьют_р, ст_лица, _бед, п_рог, ш_ссе, сев_р, чу_ство, инт_рес.
4 класс
На листе вставить пропущенные буквы в выданных листах. Составление ребусов со словарными словами (не менее 3-х от каждого класса) (приложение 8).
Ч_ловек, к_никулы, х_зяин, г_ризонт, к_мбайн, б_гаж, к_лендарь, пр_красный, ш_фёр, б_бл_отека, к_рабль, к_стюм, ж_лезо, в_кзал, п_ссажир, б_лет, дв_надцать, т_перь, _десь, _ллея, б_седа, агр_ном, п_йзаж, _нж_нер, _вца, с_годняк_стёр.
Вторник (2 день): "Проба пера"
Проведение в классе конкурса "Проба пера".
Ребёнок выбирает одну из тем. Список определяется в соответствии с темой года. Каждый ученик пишет сочинение в следующих жанрах: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, рассказ, сказка, эссе или стихотворение на уроке без домашней подготовки.
Темы:
- Мой город
- Почему я горжусь своим городом?
- Моя школа
- Почему я люблю свою школу?
Для первоклассников работа выполняется в виде синквейна.
Сочинения проверяются классным руководителем. На следующий день два лучших сдаются организаторам.
Среда (3 день): "Король письма"
Проведение в классе конкурса "Король письма" (приложение 9).
Дети списывают текст. Лучшие работы прикрепляются для голосования на классной доске. Имена участников должны быть скрыты. Одноклассники рассматривают работы и путём голосования выбирают лучшую. Данная работа представляется на общешкольное голосование. Таким образом, выявляется "Король письма класса" и "Король письма школы".
В этот же день ребятам выдаются ребусы других классов для разгадывания. Ответы вносятся в таблицу. Результат сдаётся организаторам.
Класс __________________
Ваши ответы на задание "Ребусы":
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
Четверг (4 день): "Фразеологизмы"
Каждому классу выдаётся свой лист с фразеологизмом (приложение 10).
Задание:
- Внимательно прочитайте фразеологизм.
- Подумайте о смысле фразеологизма.
- Иллюстрируйте фразеологизм. Рисунок может прямо, а могут и в «переносном» смысле отражать смысл.
- Найдите историческую справку, содержащую информацию о происхождении фразеологизма, его первоначальном значении.
- Свою работу о фразеологизме вывесить в коридор (можно на дверь класса) для ознакомления учащимися других классов. Не забудьте указать свой класс.
Примеры фразеологизмов. Выбираются в соответствии с возрастом обучающихся.
- Как снег на голову
- Рукой подать
- На руках носить
- Держать в руках
- Работать спустя рукава
- Бросать слова на ветер.
- Держать камень за пазухой
- Ждать у моря погоды
- Наломать дров
- Бить баклуши
- Делать из мухи слона
- Медведь на ухо наступил
- Нужен как прошлогодний снег
- Дрожать как осиновый лист
- Шиворот - навыворот
- Курам на смех
- С глазу на глаз
- Одна нога здесь, другая там
Пятница (5 день): флешмоб "Почитай меня"
Выберите своё любимое произведение или возьми произведение своего собственного сочинения (лучше стихотворение). Напишите его на листе формата А 4 (обязательно укажите автора). Положите в файл и прикрепите на свою одежду спереди на грудь или сзади на спине. Пусть все ребята и взрослые читают вашу работу.
Организаторы оценивают самый активный класс.
Заключительное мероприятие
Приглашаются классы на линейку закрытия Недели русского языка. Вручаются грамоты самым активным классам, подводятся итоги.