Неделя русского языка в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  1. Повысить общую языковую культуру.
  2. Развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время.
  3. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Оборудование: задания для каждой параллели классов (1 класс - приложение 1, 2 класс - приложение 2, 3 класс - приложение 3, 4 класс - приложение 4).

План недели русского языка

Торжественная линейка открытия недели.

- Ребята, угадайте о чём идёт речь.

"Один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения" говорил В.Г.Белинский.
"….в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен", писал А.И.Куприн.

  1. Верно, это наш русский язык. Сегодня мы объявляем начало Недели русского языка в начальной школе. Каждый из вас может убедиться в достоверности этих высказываний о русском языке.
  2. Предлагаю ознакомиться с планом недели.

Каждому классу выдаётся утром задание в соответствии с темой дня. В конце уроков выполненное задание сдаётся организаторам. Один лист от одного класса.

Понедельник (1 день): "Слова, слова…"

Работа со словарными словами.

1 класс

Раскрась буквы обозначающие гласные звуки красным, мягкие согласные зелёным и твёрдые согласные синим цветом (приложение 5).

2 класс

На листе вставить пропущенные буквы в выданных листах. Составление ребусов со словарными словами (не менее 3-х от каждого класса) (приложение 6).

Пр_щай, с_нтябрь, р_дина, вет_рок, р_сунок, б_рёза, л_пата, д_рога, яг_да, м_лоток, л_гушка, _сина, сах_р, изв_ните, к_пуста, ж_лтый, п_суда, _ктябрь, _лф_вит, н_ябрь, _дежда.

3 класс

На листе вставить пропущенные буквы в выданных листах. Составление ребусов со словарными словами (не менее 3-х от каждого класса) (приложение 7).

Праз_ник, вмест_, _рех, _вёс, в_сток, з_ря, пш_ница, _льбом, п_года, п_недельник, р_кета, тракт_р, ч_рный, ч_тыре, в_семь, к_ртофель, п_мидор, к_мпьют_р, ст_лица, _бед, п_рог, ш_ссе, сев_р, чу_ство, инт_рес.

4 класс

На листе вставить пропущенные буквы в выданных листах. Составление ребусов со словарными словами (не менее 3-х от каждого класса) (приложение 8).

Ч_ловек, к_никулы, х_зяин, г_ризонт, к_мбайн, б_гаж, к_лендарь, пр_красный, ш_фёр, б_бл_отека, к_рабль, к_стюм, ж_лезо, в_кзал, п_ссажир, б_лет, дв_надцать, т_перь, _десь, _ллея, б_седа, агр_ном, п_йзаж, _нж_нер, _вца, с_годняк_стёр.

Вторник (2 день): "Проба пера"

Проведение в классе конкурса "Проба пера".

Ребёнок выбирает одну из тем. Список определяется в соответствии с темой года. Каждый ученик пишет сочинение в следующих жанрах: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, рассказ, сказка, эссе или стихотворение на уроке без домашней подготовки.

Темы:

  1. Мой город
  2. Почему я горжусь своим городом?
  3. Моя школа
  4. Почему я люблю свою школу?

Для первоклассников работа выполняется в виде синквейна.
Сочинения проверяются классным руководителем. На следующий день два лучших сдаются организаторам.

Среда (3 день): "Король письма"

Проведение в классе конкурса "Король письма" (приложение 9).

Дети списывают текст. Лучшие работы прикрепляются для голосования на классной доске. Имена участников должны быть скрыты. Одноклассники рассматривают работы и путём голосования выбирают лучшую. Данная работа представляется на общешкольное голосование. Таким образом, выявляется "Король письма класса" и "Король письма школы".

В этот же день ребятам выдаются ребусы других классов для разгадывания. Ответы вносятся в таблицу. Результат сдаётся организаторам.

Класс __________________

Ваши ответы на задание "Ребусы":

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Четверг (4 день): "Фразеологизмы"

Каждому классу выдаётся свой лист с фразеологизмом (приложение 10).

Задание:

  1. Внимательно прочитайте фразеологизм.
  2. Подумайте о смысле фразеологизма.
  3. Иллюстрируйте фразеологизм. Рисунок может прямо, а могут и в «переносном» смысле отражать смысл.
  4. Найдите историческую справку, содержащую информацию о происхождении фразеологизма, его первоначальном значении.
  5. Свою работу о фразеологизме вывесить в коридор (можно на дверь класса) для ознакомления учащимися других классов. Не забудьте указать свой класс.

Примеры фразеологизмов. Выбираются в соответствии с возрастом обучающихся.

  • Как снег на голову
  • Рукой подать
  • На руках носить
  • Держать в руках
  • Работать спустя рукава
  • Бросать слова на ветер.
  • Держать камень за пазухой
  • Ждать у моря погоды
  • Наломать дров
  • Бить баклуши
  • Делать из мухи слона
  • Медведь на ухо наступил
  • Нужен как прошлогодний снег
  • Дрожать как осиновый лист
  • Шиворот - навыворот
  • Курам на смех
  • С глазу на глаз
  • Одна нога здесь, другая там

Пятница (5 день): флешмоб "Почитай меня"

Выберите своё любимое произведение или возьми произведение своего собственного сочинения (лучше стихотворение). Напишите его на листе формата А 4 (обязательно укажите автора). Положите в файл и прикрепите на свою одежду спереди на грудь или сзади на спине. Пусть все ребята и взрослые читают вашу работу.
Организаторы оценивают самый активный класс.

Заключительное мероприятие

Приглашаются классы на линейку закрытия Недели русского языка. Вручаются грамоты самым активным классам, подводятся итоги.