Урок литературного чтения в 1-м классе. Обучение грамоте. «Звуки [г], [г']. Буквы Г, г»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: УМК «Школа России»


УМК: «Школа России».

Класс: 1.

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • создать условия для вычленения в речи существенных признаков согласных звуков [г], [г'],
  • определять их местонахождение в словах,
  • обозначать их в письменной речи,
  • формировать навык правильного слогового и выразительного чтения,
  • развивать речь.

Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, наблюдательность;
  • развивать познавательные умения через исследование;
  • развивать умения учебного труда.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к учению,
  • прививать навыки дисциплинированности, умения работать в коллективе.

Оборудование: учебник Азбука 1 часть авт. В.Г.Горецкий и др., презентация к уроку, интерактивная доска, карточки с заданиями, тетрадь для печатания букв, шаблон буквы "г" для определения уровня полученных знаний на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)

Мы умные! Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится!

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их.

2. Актуализация знаний (1,5 мин)

- Давайте вспомни, чему мы научились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко».

  • Звуки бывают … (гласные и согласные).
  • При произнесении согласного звука воздух … (во рту встречает преграду).
  • Согласные звуки бывают … (глухие и звонкие, парные и непарные, твёрдые и мягкие).
  • Гласные звуки бывают … (ударные и безударные).
  • Гласные а, о, у, ы, э командуют предшествующим согласным … (читайся твёрдо).
  • Гласные е, ё, и, я, ю командуют предшествующим согласным … (читайся мягко).

3. Формулирование темы и целей урока (2 мин)

- Отгадайте загадки.

Под сосною у дорожки
Что стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)

(Выставляем картинку.)

Звенит струна, поёт она,
И песня всем её слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовём …. (гитарой)

(Выставляем картинку.)

- Определите, какие звуки вы слышите в начале этих слов. (Звуки [г], [г'],).

- Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Правильно, тема нашего урока: «Звуки [г], [г']. Буквы Г, г.» (Презентация. Слайд 1)

- Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.

(Презентация. Слайд 2)

  • Познакомимся… .
  • Научимся различать… .
  • Будем учиться читать … .

- Мы познакомимся со звуками [г], [г'] и буквой, которая их обозначает. Научимся различать звуки [г], [г'] в словах. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. (Экран можно выключить.)

4. Формирование новых понятий и способов действий (12,5 мин)

- Произнесите слово «гриб» по слогам. Сколько в этом слове слогов? (1 слог)

- Произнесите первый звук в слове.

- Дайте характеристику звуку [г]. (Звук согласный, звонкий, твёрдый).

(Обозначить звук синим кружком на доске в схеме слова или синим квадратом.)

- Произнесите слово «гитара» по слогам. Сколько в этом слоге слогов? (3 слога)

- Произнесите первый звук в слове.

- Дайте характеристику звуку [г']. (Звук согласный, звонкий, мягкий).

(Обозначить звук зелёным кружком на доске в схеме слова или зелёным треугольником в слоге -слиянии.)

- Вывод: звук [г] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук [г'] - согласный, звонкий, мягкий.

- Надо уметь правильно произносить звуки [г], [г'] в словах. Нам поможет чистоговорка.

Га-га-га - мне подруга дорога.
Ги-ги-ги - мы с подругой не враги.
Гу-гу-гу - я подруге помогу.

(Включить экран с презентацией.)

(Презентация. Слайд 3)

- Рассмотрите иллюстрацию на экране и назовите слова со звуками [г], [г'].

(Виноград, шланг, гамак, газета, книга, груша, горох, огурец, пугало, грабли, гольфы.)

- Составьте предложения по схемам и иллюстрации.

(Папа поливает цветы из шланга. Мама собирает листву граблями. Пугало стоит на огороде.)

Физминутка-игра «Узнай звук»

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Узнай звук».

  • Если услышите в слове звук [г], то нужно встать.
  • Если услышите звук [г'], то нужно присесть.

Слова для игры: гусь, гиря, глобус, гость, пироги, герб, прогулка, галка, гвоздь, гимн, дороги.

- Нам встретились слова гимн, герб. Как можно узнать значение незнакомых слов? (Спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре.)

(Далее можно организовать работу с толковым словарём или учитель сам может дать определение этих слов.)

(Презентация. Слайд 4)

- Гимн - это в переводе с греческого «торжественная песня», которая звучит в особых случаях. При звучании гимна люди встают. Это особое музыкальное произведение, которое запоминается мелодией, маршевым ритмом.

- В школе мы с вами, ребята, исполняем гимн. Когда это происходит? (По понедельникам в начале занятий «Разговоры о важном» или на торжественных линейках.)

- Кто автор музыки и слов гимна России? (Автор музыки - Георгий Александров, автор слов - Сергей Михалков.)

- Герб - эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

- Кто изображён на гербе Российской федерации? (Двухглавый орёл.)

(Экран можно выключить.)

Работа в парах

- Составьте схемы слов на карточке. (Приложение 2)

(Слова: голуби, гепард, грачи, пингвин)

(Одна пара может работать на доске. По выполнению работы коллективная проверка.)

- Ребята, что вы можете сказать об этих животных?

- Голубь - птица мира, счастья. Гепард - самое быстрое животное в мире, может разбегаться со скоростью больше, чем у машины. Грачи - вестники весны, они первыми прилетают к нам из тёплых краёв. Пингвин - самая быстрая водоплавающая птица.

5. Знакомство с новой буквой (4 мин)

- Каким образом на письме обозначают звуки [г], [г']? (С помощью буквы.)

- Откройте азбуку на с. 119. Звуки [г], [г'] на письме обозначаются буквой Г.

- На что похожа буква Г? (Включить экран с презентацией.)

(Презентация. Слайд 5)

Стоит на стройке буква г
На огромнейшей ноге!
Достал до неба головой
Кран подъёмный грузовой!

(Щелчок для смены картинки)

Перед вами буква Г
Стоит подобно кочерге.

(Экран можно выключить.)

(Вывесить на доску плакат с печатными буквами Г,г.)

- Буквы Г, г. Почему их две- заглавная и строчная? А есть в нашем классе ребята чьи имена или фамилия начинаются на букву Г?

Показ написания печатной буквы Г,г на доске. Дети печатают буквы в тетрадке.

6. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин)

1) Чтение слогов хором в азбуке на с. 119.

2) - Прочитайте слоги, которые будут образовывать твёрдое слияние. Почему?

- Прочитайте слоги, которые будут образовывать мягкое слияние. Почему?

- Подберите слова, в которых есть эти слоги. Они могут находиться в любой части слова. (Учитель показывает слоги-слияния с буквой г.)

3) Чтение слов по слогам в азбуке на с. 119.

4) Работа по группам (Формируем группы по рядам)

  • 1 ряд - Найдите среди прочитанных слов слова, в которых три слога. (Корзина, корзинка.)
  • 2 ряд - Найдите слово к схеме в учебнике. (Гена.)
  • 3 ряд - Найдите слова, в которых ударение падает на первый слог. (Гена, Галя, гриб.)

7. Физминутка (1 мин)

Мы по лесу шли,
Белый гриб нашли.
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.

8. Применение понятий и способов действий. Включение в систему знаний и повторение. (6 мин)

1) Чтение текста в азбуке на с. 119 и ответы на вопросы.

- Как зовут девочку? (Галя.)

- Как зовут мальчика? (Гена.)

- Что они делали в лесу? (Они собирали грибы.)

- Как можно назвать детей одним словом? (Грибники.)

- Какие грибы собирали дети? (Дети собирали боровики и поганки.)

- Почему у мальчика в корзинке одни поганки? (Мальчик не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.)

- Про кого говорят «Горе-грибник»? (Так говорят про тех, кто не умеет отличить съедобные грибы от ядовитых.)

- Придумайте заголовок к тексту.

- Приходилось ли вам ходить в лес за грибами? Как правильно собирать грибы? (Аккуратно срезать ножом ножку гриба.)

- А находить большие грибы? Как по-другому назвать очень большой гриб? (Гигантский, гриб-великан.)

2) Работа в группах

Составление рассказа про зиму, используя слова из азбуки на с. 120.

9. Применение знаний в разных учебных ситуациях. (4 мин)

Детям предлагается на выбор две карточки. 1 карточка - базовый уровень. 2 карточка - повышенный уровень. (Приложение 3)

- Выберите себе задание, которое вы сможете выполнить.

  • На жёлтой карточке надо найти, подчеркнуть буквы Г, г и сосчитать их.
  • На голубой карточке найдите слова с буквой г и подчеркните их карандашом.

Результат работы проверяется после того, как ученики сдадут работы.

10. Подведение итогов урока (2 мин)

- Составьте из слов на доске пословицу и объясните её смысл. (Грамоте учиться - всегда пригодится.)

- В каких словах этой пословицы встретилась буква г? (Грамоте, всегда, пригодится.)

(Включить экран с презентацией.)

(Презентация. Слайд 6)

- Используя опорные слова, поведём итоги урока.

  • Мы познакомились…
  • Мы узнали…
  • Мы научились…

- Достигнуты ли поставленные нами в начале урока задачи?

11. Рефлексия (1 мин)

- Раскрасьте букву в г в подходящий для вас цвет и покажите мне.

(Раздать шаблоны с печатной буквой Г.)

  • Зелёный цвет - я всё понял, мне было интересно на уроке.
  • Синий цвет - мне не всё было понятно, но я постараюсь на следующем уроке разобраться.
  • Красный цвет - я не во всём разобрался, мне было трудно.

Спасибо за урок, ребята!