УМК: «Школа России».
Класс: 1.
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия для вычленения в речи существенных признаков согласных звуков [г], [г'],
- определять их местонахождение в словах,
- обозначать их в письменной речи,
- формировать навык правильного слогового и выразительного чтения,
- развивать речь.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление, наблюдательность;
- развивать познавательные умения через исследование;
- развивать умения учебного труда.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к учению,
- прививать навыки дисциплинированности, умения работать в коллективе.
Оборудование: учебник Азбука 1 часть авт. В.Г.Горецкий и др., презентация к уроку, интерактивная доска, карточки с заданиями, тетрадь для печатания букв, шаблон буквы "г" для определения уровня полученных знаний на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)
Мы умные! Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится!
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их.
2. Актуализация знаний (1,5 мин)
- Давайте вспомни, чему мы научились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко».
- Звуки бывают … (гласные и согласные).
- При произнесении согласного звука воздух … (во рту встречает преграду).
- Согласные звуки бывают … (глухие и звонкие, парные и непарные, твёрдые и мягкие).
- Гласные звуки бывают … (ударные и безударные).
- Гласные а, о, у, ы, э командуют предшествующим согласным … (читайся твёрдо).
- Гласные е, ё, и, я, ю командуют предшествующим согласным … (читайся мягко).
3. Формулирование темы и целей урока (2 мин)
- Отгадайте загадки.
Под сосною у дорожки
Что стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
(Выставляем картинку.)
Звенит струна, поёт она,
И песня всем её слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовём …. (гитарой)
(Выставляем картинку.)
- Определите, какие звуки вы слышите в начале этих слов. (Звуки [г], [г'],).
- Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Правильно, тема нашего урока: «Звуки [г], [г']. Буквы Г, г.» (Презентация. Слайд 1)
- Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.
(Презентация. Слайд 2)
- Познакомимся… .
- Научимся различать… .
- Будем учиться читать … .
- Мы познакомимся со звуками [г], [г'] и буквой, которая их обозначает. Научимся различать звуки [г], [г'] в словах. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. (Экран можно выключить.)
4. Формирование новых понятий и способов действий (12,5 мин)
- Произнесите слово «гриб» по слогам. Сколько в этом слове слогов? (1 слог)
- Произнесите первый звук в слове.
- Дайте характеристику звуку [г]. (Звук согласный, звонкий, твёрдый).
(Обозначить звук синим кружком на доске в схеме слова или синим квадратом.)
- Произнесите слово «гитара» по слогам. Сколько в этом слоге слогов? (3 слога)
- Произнесите первый звук в слове.
- Дайте характеристику звуку [г']. (Звук согласный, звонкий, мягкий).
(Обозначить звук зелёным кружком на доске в схеме слова или зелёным треугольником в слоге -слиянии.)
- Вывод: звук [г] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук [г'] - согласный, звонкий, мягкий.
- Надо уметь правильно произносить звуки [г], [г'] в словах. Нам поможет чистоговорка.
Га-га-га - мне подруга дорога.
Ги-ги-ги - мы с подругой не враги.
Гу-гу-гу - я подруге помогу.
(Включить экран с презентацией.)
(Презентация. Слайд 3)
- Рассмотрите иллюстрацию на экране и назовите слова со звуками [г], [г'].
(Виноград, шланг, гамак, газета, книга, груша, горох, огурец, пугало, грабли, гольфы.)
- Составьте предложения по схемам и иллюстрации.
(Папа поливает цветы из шланга. Мама собирает листву граблями. Пугало стоит на огороде.)
Физминутка-игра «Узнай звук»
- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Узнай звук».
- Если услышите в слове звук [г], то нужно встать.
- Если услышите звук [г'], то нужно присесть.
Слова для игры: гусь, гиря, глобус, гость, пироги, герб, прогулка, галка, гвоздь, гимн, дороги.
- Нам встретились слова гимн, герб. Как можно узнать значение незнакомых слов? (Спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре.)
(Далее можно организовать работу с толковым словарём или учитель сам может дать определение этих слов.)
(Презентация. Слайд 4)
- Гимн - это в переводе с греческого «торжественная песня», которая звучит в особых случаях. При звучании гимна люди встают. Это особое музыкальное произведение, которое запоминается мелодией, маршевым ритмом.
- В школе мы с вами, ребята, исполняем гимн. Когда это происходит? (По понедельникам в начале занятий «Разговоры о важном» или на торжественных линейках.)
- Кто автор музыки и слов гимна России? (Автор музыки - Георгий Александров, автор слов - Сергей Михалков.)
- Герб - эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
- Кто изображён на гербе Российской федерации? (Двухглавый орёл.)
(Экран можно выключить.)
Работа в парах
- Составьте схемы слов на карточке. (Приложение 2)
(Слова: голуби, гепард, грачи, пингвин)
(Одна пара может работать на доске. По выполнению работы коллективная проверка.)
- Ребята, что вы можете сказать об этих животных?
- Голубь - птица мира, счастья. Гепард - самое быстрое животное в мире, может разбегаться со скоростью больше, чем у машины. Грачи - вестники весны, они первыми прилетают к нам из тёплых краёв. Пингвин - самая быстрая водоплавающая птица.
5. Знакомство с новой буквой (4 мин)
- Каким образом на письме обозначают звуки [г], [г']? (С помощью буквы.)
- Откройте азбуку на с. 119. Звуки [г], [г'] на письме обозначаются буквой Г.
- На что похожа буква Г? (Включить экран с презентацией.)
(Презентация. Слайд 5)
Стоит на стройке буква г
На огромнейшей ноге!
Достал до неба головой
Кран подъёмный грузовой!
(Щелчок для смены картинки)
Перед вами буква Г
Стоит подобно кочерге.
(Экран можно выключить.)
(Вывесить на доску плакат с печатными буквами Г,г.)
- Буквы Г, г. Почему их две- заглавная и строчная? А есть в нашем классе ребята чьи имена или фамилия начинаются на букву Г?
Показ написания печатной буквы Г,г на доске. Дети печатают буквы в тетрадке.
6. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин)
1) Чтение слогов хором в азбуке на с. 119.
2) - Прочитайте слоги, которые будут образовывать твёрдое слияние. Почему?
- Прочитайте слоги, которые будут образовывать мягкое слияние. Почему?
- Подберите слова, в которых есть эти слоги. Они могут находиться в любой части слова. (Учитель показывает слоги-слияния с буквой г.)
3) Чтение слов по слогам в азбуке на с. 119.
4) Работа по группам (Формируем группы по рядам)
- 1 ряд - Найдите среди прочитанных слов слова, в которых три слога. (Корзина, корзинка.)
- 2 ряд - Найдите слово к схеме в учебнике. (Гена.)
- 3 ряд - Найдите слова, в которых ударение падает на первый слог. (Гена, Галя, гриб.)
7. Физминутка (1 мин)
Мы по лесу шли,
Белый гриб нашли.
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
8. Применение понятий и способов действий. Включение в систему знаний и повторение. (6 мин)
1) Чтение текста в азбуке на с. 119 и ответы на вопросы.
- Как зовут девочку? (Галя.)
- Как зовут мальчика? (Гена.)
- Что они делали в лесу? (Они собирали грибы.)
- Как можно назвать детей одним словом? (Грибники.)
- Какие грибы собирали дети? (Дети собирали боровики и поганки.)
- Почему у мальчика в корзинке одни поганки? (Мальчик не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.)
- Про кого говорят «Горе-грибник»? (Так говорят про тех, кто не умеет отличить съедобные грибы от ядовитых.)
- Придумайте заголовок к тексту.
- Приходилось ли вам ходить в лес за грибами? Как правильно собирать грибы? (Аккуратно срезать ножом ножку гриба.)
- А находить большие грибы? Как по-другому назвать очень большой гриб? (Гигантский, гриб-великан.)
2) Работа в группах
Составление рассказа про зиму, используя слова из азбуки на с. 120.
9. Применение знаний в разных учебных ситуациях. (4 мин)
Детям предлагается на выбор две карточки. 1 карточка - базовый уровень. 2 карточка - повышенный уровень. (Приложение 3)
- Выберите себе задание, которое вы сможете выполнить.
- На жёлтой карточке надо найти, подчеркнуть буквы Г, г и сосчитать их.
- На голубой карточке найдите слова с буквой г и подчеркните их карандашом.
Результат работы проверяется после того, как ученики сдадут работы.
10. Подведение итогов урока (2 мин)
- Составьте из слов на доске пословицу и объясните её смысл. (Грамоте учиться - всегда пригодится.)
- В каких словах этой пословицы встретилась буква г? (Грамоте, всегда, пригодится.)
(Включить экран с презентацией.)
(Презентация. Слайд 6)
- Используя опорные слова, поведём итоги урока.
- Мы познакомились…
- Мы узнали…
- Мы научились…
- Достигнуты ли поставленные нами в начале урока задачи?
11. Рефлексия (1 мин)
- Раскрасьте букву в г в подходящий для вас цвет и покажите мне.
(Раздать шаблоны с печатной буквой Г.)
- Зелёный цвет - я всё понял, мне было интересно на уроке.
- Синий цвет - мне не всё было понятно, но я постараюсь на следующем уроке разобраться.
- Красный цвет - я не во всём разобрался, мне было трудно.
Спасибо за урок, ребята!