Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее, я),
То значит он (вернее, я),
Он в школу собирается!
Агния Барто
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослым и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития.
Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребенок был психологически готов к школе.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослым и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития.
Учение - это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».
О письме. Писать малышей начинают учить чуть ли не с первого школьного дня. Но не всем дается это легко. замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, успешнее овладевали навыками письма. При этом нужно научить правильно держать ручку. В работе участвуют тир пальца: большой, указательный, средний. Конец шариковой ручки смотрит вверх. Учите детей обводить клеточки, палочки др. в тетрадях в клеточку и в линейку. Это способствует развитию ритма, плавности движения - это главное условие, способствующее выработке красивого почерка.
Письмо - это сложный и важный навык. Всем детям приходящим в школу приходится писать. Ведь для того чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием и с желанием надо чтобы ему было интересно и легко. Для того чтобы развивать у ребенка мелкую моторику, снять у него напряжение и подготовить его руку к письму нужны специальные занятия. Умение работать карандашом и ручкой, раскрашивать, обводить трафареты и шаблоны, штриховать, учить правильно держать ручку, правильному нажиму, ориентироваться в пространстве на листе.
Синхронизировать руку и голову, руку и глаз. (чтобы ребенок видел куда он ведет линию) полушария (и левой и правой рукой, одновременно двумя руками обводить трафареты и шаблоны, учиться выполнять задания под диктовку в определенном ритме и темпе.
Зрительные, мыслительные, двигательные процессы соединялись.
Использовать шнурочки: завязывать, наматывать на пальчики и на руку.
- Развитие мелкой моторики рук занимает одно из центральных мест в развитие дошкольника и его подготовки к дальнейшему школьному обучению. Сегодня я предлагаю вам стать участниками мастер-класса, тема которого «Наши пальчики играют, или как развивать мелкую моторику для подготовки руки дошкольника к письму»
- В ходе мастер-класса я покажу варианты простых, но значимых заданий, которые можно организовать с детьми дома.
- Начну с формирования умения правильно держать карандаш.
- «Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором произносили эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ручки?
- Нелегкое это дело - выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже процесс ручку держать правильно - целое искусство.
- Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке - не беда, главное, что рисует!
- Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг дружке, ухватили ручку у самого кончика стержня - не важно, зато пишет! Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше…
- А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате - плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму.
- Как Вы думаете, почему у многих детей возникают одни и те же проблемы?
- Вы совершенно верно заметили, что все озвученные мной проблемы возникают из - за недостаточные развития мелкой моторики рук ребенка.
- Как же помочь ребенку?
- Что необходимо делать, чтоб развивать мелкую моторику детской руки?
- Существуют приятные и увлекательные способы развития мелкой моторики, использование которых в повседневной жизни позволит избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша.
- Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени.
- Поэтому, чтобы добиться результата и подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг.
- Тренинг - это система, режим тренировок.
- Сегодня я предлагаю Вам принять участие в таком тренинге. Вы согласны?
- Сначала я предлагаю размять наши пальчики и выполнить несложные пальчиковые упражнения, все приготовили пальчики. Готовы?
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- Молодцы, пальчики ваши готовы к работе, и я предлагаю начать с формирования умения правильно держать карандаш.
- Предлагаю Вам сейчас взять карандаш тремя пальцами ведущей руки.
- Правильный захват карандаша, обратите внимание на экран (слайд: картинка с правильным держанием карандаша) подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, которые образуют щепо'ть. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный - сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
- Попробуйте как я поднять указательный палец, у всех ли получилось?
- Мы увидели, что почти все взрослые правильно держат карандаш. Деткам это проделать будет поначалу трудно, поэтому сейчас я предлагаю всем вместе выполнить следующие несложные упражнения, которые помогут формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев и кистей рук.
- Первое упражнение выполним при помощи карандаша. (слайд).
- Возьмите карандаш за самый кончик тремя пальцами. Затем начинайте скользить по карандашу к низу. Такое упражнение поможет ребенку самостоятельно контролировать и поправлять положение карандаша в руке.
- Теперь попрошу всех встать, руки опустить вдоль туловища, ладонями вперед. Сожмите ладони в кулаки, большие пальцы при этом нужно вытянуть. Выполняем круговые движения большими пальцами сначала вперёд, затем назад, сопровождая движение четверостишием, которое вы видите на экране (слайд)
А у нашей Аннушки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аннушка
Ручки у скакалочки.
- Хорошо, молодцы, а теперь выполним ещё одно из упражнений «Волшебный карандаш».
Вам потребуется карандаш с граненой поверхностью. Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и покатайте. Послушайте, как он шумит. Разогрейте ладони.
- Следующее упражнение - «Ладошка». Для этого упражнения необходимо взять карандаш острием вверх, левую руку положить на стол обрисовывать тупым концом карандаша ладонь с широко раздвинутыми пальцами, массируя карандашом межпальцевые зоны.
- Молодцы! Регулярное проведение подобных упражнений укрепляет пальцы и способствует формированию навыка правильно держать карандаш.
- Для развития точности движений руки при письме можно использовать упражнения, которые вы видите на экране (слайд)
- работа с трафаретами и шаблонами;
- построение линий и фигур по линейке;
- раскрашивание, штрихование, обведение рисунков по пунктиру;
- соединение точек, пронумерованных по порядку;
- графические диктанты.
- Выполнение данных упражнений приносит большую пользу, если ребенок работает цветным или простым карандашом, где необходимо контролировать силу нажима.
- Кстати, при выполнении таких упражнений лучше использовать твердый карандаш, чем фломастер, так как от такого карандаша остается твердый след.
- Особое место в работе по подготовке руки к письму занимает ручной труд.
Видов ручного труда много. Обратите внимание на экран, вот их варианты (слайд)
- работа с нитью (выкладывание узора, завязывание нити, плетение, разрезание);
- шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания.
- работа с бумагой (оригами, аппликация, создание объемных фигурок, скручивание);
- мозаика и аппликация из природного материала (семечки, скорлупа, ракушки);
- работа с сыпучим материалом (крупа, соль, бисер);
- работа с пластичными материалами (соленое тесто, глина, пластилин);
- работа с иголкой (шитье, вышивание).
- Для того чтобы Вы на практике убедились, что именно отработка мелкой моторики пальцев рук совершенствуется в процессе ручного труда предлагаю вам зашнуровать эти буквы.
- У вас хорошо получилось, ну и выполним последнее игровое упражнение - это графический диктант.
- Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
- Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
- Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение фигуры с образцом.
- Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас. Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Покажите малышу, как надо считать клеточки.
- После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ.
- Давайте и мы сейчас попробуем выполнить графический диктант.
- Итак, перед вами листы в клетку и карандаши, сейчас я вам буду диктовать направление, а вы внимательно слушайте и чертите.
- На этом наш мастер-класс заканчивается, а для того чтобы вы могли и дома позаниматься с детьми я вам дарю вот такие вот графические диктанты букв и брошюры с рекомендациями, которые возможно вам помогут в организации домашних занятий.
- А теперь посмотрите перед вами стоит коробочка, я вам сейчас раздам жетоны, а вы решите, если я вам рассказала полезную информацию, положите зеленый жетон в коробочку. Если же вы это знали и у вас есть свой опыт -положите красный жетон в коробочку.
- Те, кто положил красный жетон, поделитесь с нами своим опытом, расскажите, как вы дома занимаетесь подготовкой руки своего ребенка к письму.
- Ну что ж, спасибо вам, за то, что вы нашли время и приняли активно участие в мастер-классе, было приятно с вами работать.